Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с DollardJ., DoobL.W., MowrerO.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой в 1943г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.), N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики . Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с MaccobyE., LevinH.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to selfconcepts and gender role in middle childhood, Child Development, 1970, 41, 267289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого через подкрепление родителями приобретаются те или иные формы социального поведения . Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на диадической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Литература .
Оральный характер (от лат. оris рот) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на оральной стадии психосексуального развития . Виды: оральнопассивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью; оральносадистический тип характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других,...
Орган чувств понятие, синонимичное понятиям анализатор , сенсорная система. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса , орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных...
Организационный климат набор устойчивых характеристик, которые описывают конкретную организацию, существенным образом влияющие на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера. Синонимы социальнопсихологический климат, производственный климат. Литература. ПаповянС.С. Исследования организационного климата в американской психологии // Вопросы психологии. 1978, N2, с.163170; KatzD., KahnR. The social psychology of organizations. N.Y.,...
Органические ощущения ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями . К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какогото конкретного вещества, которого не хватает...
Ориентация живого организма субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, которая осуществляется по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с использованием врожденных механизмов. Наиболее филогенетически ранним механизмом ориентации является таксис , на базе которого могут формироваться индивидуально приобретаемые компоненты. Врожденные компоненты ориентировки играют особую роль в миграциях животных, которая осуществляется по наземным или небесным ориентирам, а иногда и по магнитному полю...
Ориентировочная деятельность поведение , основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие...
Ориентировочный рефлекс комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфаритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 1520 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П.Павлов трактовал оба процесса...
Орудийные действия животных поведение животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия...
Осведомленность (Kennerschaft) (автор К.Конрад 1958г.) характеристика процесса психопатологической диагностики. Распознавание шизофренического дефекта в результате использования не научной диагностики, а субъективного ощущения, которое возникает у психиатра в общении с пациентом и носит интуитивный и мало формализуемый характер. По анкетным опросам установлено, что большинство психиатров считает, что они могут поставить безошибочный диагноз психического заболевания с первого...
Освещенность количественная мера светового потока, падающий на единицу освещаемой поверхности, выражающаяся в люксах и фотах и измеряемая...
Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916, Соммервилль, Массачусетс 1991, Шампейн, Иллинойс) американский психолог. В 1945г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала . Сочинения: Method and Theory in Experimental Psychology. 1953; The Measurement of Meaning....
Основные симптомы шизофрении (от греч. symptoma совпадение, признак. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) характерные признаки шизофрении, описаны Э.Блейлером в 1911г. К ним относятся: нарушение ассоциаций, снижение активации (выраженности эмоций), амбивалентность , аутизм , нарушение внимания, воли, личности, шизофреническая деменция, изменение в отношениях и поведении. При это речь идет о 4х А шизофрении ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность. Основные симптомы противопоставлены дополнительным, возникновение которых возможно и при других психических...
Остранение выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д.Дьюи . Б.Брехт определял данный эффект следующим образом: вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным. Литература. ШкловскийВ.Б. Теория прозы. М.,...
Отис (Otis) Артур Синтон (1886, Денвер 1963) американский психолог. Работал в качестве редактора научной литературы. Психологическое образование получил под руководством Л.Термена . Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и...
Отказ человекаоператора невозможность, в силу объективных или объективных факторов, выполнения человекомоператором своих трудовых...
Отклонения в психическом развитии ребенка неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов ( восприятия , наглядного и словеснологического мышления...
Отреагирование (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному...
Отрицание форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их...
Ошанин Дмитрий Александрович (13.02.1907, Вологда 28.11.1978, Париж) отечественный психолог. В начале 1920хгг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922г. по 1926г. учился в македонской гимназии, с 1926г. по 1928г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931г., получив диплом философапсихолога. До 1933г. работал репетитором, с 1933г. преподавателем гимназии. В 1938г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему Сопереживание и его три аспекта. С 1938г. работал преподавателем в гимназии. В 1941г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946г. он профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им.Г.М.Димитрова,...
Ощущение построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию ( Г.Хэд ,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]