Exit Project: Глоссарий: Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов

Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов



Принято считать, что внутренняя мотивация индивида играет ведущую роль в процессе его психического развития. В рамках профессионального развития, то эта мотивация представлена прежде всего стремлением к интеграции в социум на основе идентификации с социальными, в том числе профессионально специфическими, группами. Это стремление выражается в ориентациях, вопервых, на разные квалификационные уровни, связанные с различным объемом и качеством общего и профессионального образования и, вовторых, на разные профессиональные занятия, имеющие особый предмет труда и специфический операциональный состав. При этом ориентация на образовательный и квалификационный уровень действует прежде всего на основе достиженческой мотивации, а в ориентации на специфические предметные занятия наиболее существенную роль играют профессиональные интересы, характеризующиеся таким феноменологическим признаком, как переживание состояния заинтересованности, захваченности, зачарованности, поглощенности какимлибо процессом (см.[1]). Не всегда эти две ориентации согласованы друг с другом, и очень часто индивид в силу того, что выраженность и направленность его интересов во всей полноте остаются от него скрытыми, в осуществлении своей карьеры делает тот или иной выбор не потому, что профессия может доставлять удовлетворение сама по себе, а потому, что представители данной профессии позитивно оцениваются (через деньги, почет, власть и пр.). Это заставляет снова и снова обращаться к проблеме психодиагностики профессиональных интересов. Что касается теоретической и экспериментальной психологии, то здесь получены многочисленные подтверждения важности профессиональных интересов как в оптимизации уже сформированной профессиональной деятельности (Р.Золле), так и в процессе профессионального развития (Д.Сьюпер); показано, что профессиональные интересы, развиваясь в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному возрасту, проходят ряд стадий: от зарождения отдельных интересов, их оформления в предметном плане к их кристаллизации, завершающейся, по мнению Э.Тодта, к 15годам [12], [13], и формированию системы интересов. Но при переходе от общих положений к квалификации отдельных случаев возникают определенные трудности. В ситуации психодиагностики интересов индивида, который мобилизует себя на решение задач профессионального развития, не всегда ясно, что же является основной причиной выбора им того или иного занятия: интересность самого процесса, престижность, доступность этого занятия, возможность таким выбором доставить удовольствие другим (например, родителям) все это может выражаться в одном и том же намерении. Т.е. мотивационные переменные нивелируются, а фиксируется лишь то, что лежит на поверхности, рациональный выбор: Мне нравиться.... Мало помогает и обращение к существующей традиции решения вопроса о систематике профессиональных интересов: хотя при целостном подходе такая систематика должна соответствовать этапам развития профессиональных интересов, в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием для выделения тех или иных профессиональных интересов служит современное разделение труда (см., например, опросник Г.Ф.Кьюдера[11]). Лишь в какойто степени выйти за рамки чисто эмпирического основания удается в факторноаналитических исследованиях, где объединяются личностные признаки и признаки интересов, например, в работах Дж.Л.Холланда и Дж.П.Гилфорда[5]. Для анализа профессиональных интересов в профконсультационной практике используют разные методические стратегии. В проективных стратегиях как, например, в Тесте профессиональных изображений М.Ахтниха[3], где испытуемому предлагается составить рассказ по фотографиям людей, занимающихся какойлибо работой, и этот рассказ оценивается по выраженности мотивации к тем или иным аспектам данной работы есть достаточно большие возможности для анализа мотивационной составляющей профессиональных интересов. В этом отношении близко к проективным стратегиям стоит метод репертуарных решеток, когда профессии, предъявляемые по три, сравниваются по степени их схожести или различия (см.[10]). Но наибольшую популярность в силу высокой стандартизации имеют опросники. Одни опросники, более сложные по проведению и обработке, основаны на стратегии принудительного выбора (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле). Другие, шкальные, основаны на стратегии свободного выбора (free choice), когда надо определить степень интересности того или иного занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока). Частным видом опросников forced choice являются рейтинговые шкалы (Терминальные ценности в методике М.Рокича). И среди этих стратегий вопрос, как на основании рациональных выборов индивида определить, являются ли они проявлением достиженческой мотивации, для которой, в принципе, безразлично действительно ли выбранная профессиональная сфера является соответствующей интересам (сопровождается ли то или иное занятие чувством поглощенности и т.д.), или они действительно согласуется с интересами, особенно остро стоит перед опросниками. На этом основании в нашем исследовании решалась задача отыскания таких структурных характеристик профессиональных интересов, по которым можно было бы корректировать профили профессиональных интересов, полученные с помощью соответствующих опросников. В качестве базовой методики был выбран Тест профессиональных интересов (ТПИ)[9], первоначально разработанный М.Ирле в 1975г.[8]. В нем для классификации профессиональных интересов использовались результаты социальнопсихологического обследования более 400тыс. жителей г.Штутгарта, что позволило определить наиболее часто выбираемые сферы трудовой деятельности в современном городе[6]. По своей структуре ТПИ ориентирован на выявление профессиональных интересов в следующих профессиональных областях: 1.Технические занятия; 2.Сфера питания; 3.Канцелярские занятия; 4.Ремесленные занятия; 5.Сельское и лесное хозяйство; 6.Литература и гуманитарные науки; 7.Технические и естественные науки; 8.Торговля; 9.Социальная защита и воспитание. В оригинале опросник имеет 4параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор, а две другие свободный, т.е. шкалирование тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81занятие). Эта методика была нами переведена (с некоторыми модификациями формулировок), после чего включена в экспериментальное исследование, в котором принимали участие С.В.Ушнев, Н.Н.Трушина и Е.Б.Воеводина. При этом были использованы полная (81пункт) и короткая (27пунктов) версии ТПИ. Исследование проводилось на двух выборках. Первая выборка включала абитуриентов Московского технического лицея (МТЛ), которые заполняли полный опросник ТПИ в форме А (мальчики 77чел., девочки 5чел.) и форме В (мальчики 100чел., девочки 7чел.). На основе этого была скомпонована короткая версия ТПИ, предназначенная прежде всего для массовых обследований из списка пунктов двух форм опросника были отобраны те, которые получили наиболее оптимальные показатели распределения ответов. Проверка связей полной и короткой форм ТПИ показала достаточно выраженную их близость: коэффициенты корреляций (по Пирсону) полной и короткой форм ТПИ составили: для шкалы 1 0,64, шкалы 2 0,48, шкалы 3 0,64, шкалы 4 0,67, шкалы 5 0,67, шкалы 6 0,64, шкалы 7 0,70, шкалы 8 0,75, шкалы 9 0,68. Вторая выборка включала в себя учащихся московских школ N668 и N908 (мальчики 92чел., девочки 112чел.), которые заполняли короткую форму ТПИ. Наряду с опросником ТПИ они заполняли личностный опросник Форма по изучению личности (PRF), разработанного на основе списка потребностных состояний Г.А.Мюррея. Основная задача, поставленная перед экспериментом, заключалась в том, чтобы проанализировать структурные особенности профессиональных интересов, репрезентируемых ответами на пункты ТПИ. Для этого рассматривались факторная структура ответов на ТПИ и их связи с устойчивыми особенностями личности. Предполагалось, что при проведении факторного анализа наряду с предметной ориентированностью ответы на подобный опросник могут иметь и другие системные свойства, например, выражать степень экстравертированности интровертированности. Для выявления таких свойств, которые могли бы быть общими для ориентированных на разные предметные области интересов, на материале и полной, и короткой форм ТПИ был проведен факторный анализ методом главных компонент с последующим варимаксвращением. При этом последовательно были рассмотрены факторные решения с количеством выделяемых факторов от 1до 9. В результате этого обнаружилась интересная закономерность. При любом количестве выделяемых факторов первый из них, с одной стороны, имел значительно больший вес, чем все другие (например, при анализе формы А он объяснял 14% общей дисперсии, а другие только от 3до 7%), с другой, включал в себя с положительным знаком практически все профессиональные занятия, задействованные в опроснике. Разобраться с его содержанием помогло следующее обстоятельство: оказалось, что ответы на все пункты ТПИ положительно коррелируют друг с другом, что говорит о наличии у испытуемых общей тенденции либо признавать интересность всех профессиональных занятий, либо отрицать. На этом основании появилось предположение, что интересы имеют тенденцию к генерализации, а данный фактор мог был бы быть охарактеризован как фактор общей заинтересованности. Действительно, при расчете суммарного балла по всем пунктам опросника для каждого испытуемого (этой процедурой вводилась шкала с полюсами от позиции все нравится до позиции ничего не нравится) и определении его корреляции с данным фактором были получены очень высокие коэффициенты корреляции, говорящие об их идентичности. Коэффициент корреляции достигал для формы А значение 0.99, для формы В 1.00, для короткой формы 0.98. Другие структурные признаки профессиональных интересов, кроме степени генерализации интереса, на данном материале получены не были: по мере увеличения числа выделяемых факторов появлялись такие факторы, которые однозначно соответствовали предметным ориентациям, которые и закладывались в опросник разработчиками. Единственно, та предметная ориентация, которая оказывалась ассоциирована с фактором общей заинтересованности, при увеличении числа выделяемых факторов все более очищалась от случайных включений содержательно не соответствующие ей пункты последовательно перетягивались в факторы, выделяемые следующими. В результате этого структура полного опросника при 9факторном решении была идентична авторскому варианту, структура которого определялась содержательно. Для короткой формы ТПИ были получены аналогичные результаты. В связи с выделением такого фактора, как фактор общей заинтересованности, встал вопрос об оценке его влиянии на профессиональные интересы и о возможностях коррекции результатов психодиагностики при его учете. Для этого могло бы помочь создание таких условий, при которых влияние на частные профессиональные ориентации этого, фактически вторичного, фактора было бы поставлено под контроль, например, оно было бы максимально уменьшено, вынесено за скобки. С известной долей приближения такие условия можно смоделировать. Дело в том, что различие двух стратегий использования опросников в диагностике профессиональных интересов применение опросников с принудительным выбором и со свободным как раз и заключается в том, что в первой стратегии происходит вынесение за скобки фактора общей заинтересованности: здесь результат парных сравнений профессиональных занятий для того испытуемого, который всем интересуется, и того, кто ничем не интересуется, может быть один и тот же. И если при свободном выборе определенное профессиональное занятие получает балл, выражающий степень его интересности для индивида, то при принудительном выборе можно судить лишь о том, что это занятие более интересно, чем другое, или менее. В нашем исследовании две стратегии выявления профессиональных интересов с учетом фактора общей заинтересованности и при его игнорировании сравнивались в самом первом приближении, т.к. для более точного анализа потребовались бы значительно более сложные процедуры, для которых контингент учащихся средних школ вряд ли подошел бы. На одном и том же массиве данных который состоял из баллов, приписанных каждым испытуемым каждому профессиональному занятию (по короткой форме ТПИ) в соответствии с их интересностью были осуществлены две процедуры расчета этих данных. В первом случае проводилась обычная стандартизация данных: по каждой из девяти профессиональных областей, включающей по 3частных занятия, каждый испытуемый получал суммарный балл, который при сравнении со стандартными, групповыми(!), показателями переводился в zоценку. Во втором случае, который как раз и моделировал ситуацию тестирования с принудительным выбором, индивидуальные ответы (баллы по каждому пункту) сначала переводились в zоценки на основании индивидуальных ответов и лишь затем сравнивались с групповыми. Т.е. если один испытуемый давал следующий ряд ответов: 5 5 5 4 5 5, а другой испытуемый 4 4 4 3 4 4, то по каждому индивидуальному (!) ряду происходило вычисление стандартных показателей (X и б) и соотнесение с ними каждого ответа, после чего ряды приобретали одинаковый вид: 0.4 0.4 0.4 2.0 0.4 0.4. Такая процедура была призвана устранить действие фактора общей заинтересованности на выраженность частных профессиональных интересов. Следующим шагом было рассмотрение содержательных связей между шкалами ТПИ и личностными особенностями, выявленными с помощью опросника Форма по изучению личности (PRF). Как было показано во многих исследованиях (см., например,[2],[4]), соответствующая связь, хотя и не очень выраженная, существует. В нашу задачу входило не еще раз доказать это положение, а допуская его истинность, проверить, в каком случае при свободном или принудительном выборе спрогнозированные связи профессиональных интересов и личностных особенностей проявятся более. Априорно, на основе как общетеоретических положений, так и технологических особенностей конструирования тестов (многие личностные шкалы, как, например, шкала А опросника 16PF Р.Кеттелла, включают в себя пункты, связанные с интересами) можно было ожидать, что будут выявлены следующие связи шкал ТПИ и PRF (с учетом знака): 1.Техника = (Af, Аффилиация, преимущественная ориентация на общение, а не на предметы), (Ha, Потребность в безопасности, неготовность иметь дело с опасными предметами, в частности с механизмами), (Sr, Потребность в социальном признании, выбор престижных занятий); 2.Питание = (+Af),(+Pl, Ориентация на игру, стремление приятно проводить время), (+Su, Зависимость, готовность к конвенциональным занятиям); 3.Канцелярия = (+Ac, Потребность в достижениях, готовность к отсроченному удовлетворению), (Af), (+Or, Организованность, склонность к соблюдению порядка), (+Sr, Потребность в социальном признании) (+Su), (+Un, Потребность в новых знаниях); 4.Ремесло (деятельность в сфере дизайна) = (+Ex, Выразительность, ориентация на самопредъявление), (+Or); 5.Сельское хозяйство = (Af); 6.Гуманитарные науки = (+Ac), (+Nu, Готовность к помощи, ориентация на гуманистические отношения), (+Un); 7.Естественные науки = (+Ac), (Ha), (+Un); 8.Торговля = (+Af), (+Do, Доминантность, стремление диктовать свою волю другим), (+Ex), (+Pl); 9.Воспитание = (+Af), (+Nu). Проведение корреляционного анализа на основе двух массивов ответов по пунктам ТПИ исходного и полученного при предварительном переводе индивидуальных рядов ответов в zоценки показало, что при применении процедуры перевода индивидуальных показателей в zоценки происходит существенное огрубление исходных показателей, что сказывается на меньшем количестве корреляций, соответствующих прогнозируемым. Так, для исходного массива выявляются 27значимых корреляций, которые соответствуют прогнозируемым, а для преобразованного таких корреляций только 17. Другими словами, при вынесении за скобки и неучете фактора общей заинтересованности точность диагностики индивидуальных показателей может снижаться. Эти данные, конечно, не служат окончательным приговором стратегии принудительного выбора, но всетаки они указывают не в его пользу. Выводы: 1.При проведении факторного анализа профессиональных интересов, выявляемых при помощи Теста профессиональных интересов, выделяется фактически вторичный фактор общей заинтересованности, который прямо связан с количеством суждений Мне понравилось бы.... 2.При попытке игнорировать этот фактор при моделировании психодиагностической стратегии принудительного выбора (парного сравнения профессиональных занятий) индивидуальные показатели становятся менее точными, на что указывает снижение корреляций профессиональных интересов с личностными показателями. 3.При проведении профконсультации подростка следует более внимательно относиться к эмоциональному отклику, который он дает на те или иные профессиональные занятия (определять их абсолютную интересность), а не довольствоваться тем, что какойто занятие ему нравится еще меньше, чем другое. Литература: 1.ИзардК. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 2.Опыт работы кабинета профконсультации Тартуского государственного универстета. Тарту, 1989. 3.AchtnichM. Der BerufsbilderTest. Handbuch. Bern, 1979. 4.AllehoffW. Berufswahl und berufliche Interessen. Gottingen, 1984. 5.GuilfordJ.P. et al. A factor analysis study of human interests //Psychological Monografs. 1954. N68. 6.IrleM. Gemeindesoziologische Untersuchungen zur Ballung Stuttgart. Bad Godesberg, 1960. 7.IrleM. Eine Analyse von Beziehungen zwischen verwandten Einstellungen und Kentnissen uber den Gegenstand der Einstellungen // Zeitschr. f. exp. u. angew. Psychol., 1960, 7, p.547573. 8.IrleM. BerufsInteressenTest. Bern, 1975. 9.IrleM., AllehoffW. Berufsinteressentest II (BIT II). Gottingen, 1984. 10.KleinbeckU. Motivation und Berufswahl. Gottingen, 1975. 11.KuderG.F. Kuder General Interest Survey: Manual. Chicago, 1964. 12.TodtE. Das Interesse. Bern: Huber, 1978. 13.TodtE. Interesse / W.Sarges, R.Fricke (Hrsg.). Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffen. Gottingen, 1986. (КондаковИ.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование, N2, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Эббеке синдром, Эббингауз Герман, Эвальд (Ewald) Готфрид, Эвальда биотонус, Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация, Эвирация, Эго, Эго–психология, Эгоизм, Эгопатия, Эгоцентрическая речь, Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг, Эйдетизм, Эйдетический образ, Эйфория, Экземплификация, Экзистенциальная психология, Экзистенциальный психоанализ, Экзорцизм, Экологическая парадигма развития, Экологическая психология, Эксгибиционизм, Эксперимент, Эксперимент Стреттона, Экспериментальная амнезия, Экспериментальная психофармакология, Экспериментальная самостимуляция, Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов, Экспертиза состояния здоровья, Эксплозивность, Экспрессивная речь, Экстаз, Экстерорецепторы, Экстраверсия по Айзенку, Экстраверсия по Юнгу, Электромиография, Электроокулография, Электроретинография, Электрофизиологические методы, Электроэнцефалография, Эльконин Даниил Борисович, Эмоции, Эмоциональная глупость, Эмоциональная конституция, Эмоциональный ступор, Эмоциональный тон ощущений, Эмпатия, Эмпирическое обобщение, Эмпирическое понятие, Энвиронментальная психология, Энджелл Джеймс Роланд, Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений, Энтелехия, Эпикур, Эргазиология, Эргография, Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон, Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд, Эриксон Эрик, Эротографомания, Эстезиометр, Этап второго полугодия, Этап первого полугодия, Этапный оперативный образ, Этноспецифическая психотерапия, Этноспецифический синдром, Этноцентризм, Этограмма, Эффект Зейгарник, Эффект консерватизма, Эффект края, Эффект Махариши, Эффект Монте–Карло, Эффект наглядности, Эффект правого уха, Эффект превосходства слова, Эффект Пуркинье, Эффект Раншбурга, Эффект репрезентативности, Эффект Рингельмана, Эффект Стайлса — Кроуфорда, Эффект Струпа, Эффект эгоцентризма, Эффект якоря, Эхоическая память, Эхолалия, Эхопраксия, , ...

 

Оральный характер

Оральный характер (от лат. оris рот) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на оральной стадии психосексуального развития . Виды: оральнопассивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью; оральносадистический тип характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других,...

Орган чувств

Орган чувств понятие, синонимичное понятиям анализатор , сенсорная система. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса , орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных...

Организационный климат

Организационный климат набор устойчивых характеристик, которые описывают конкретную организацию, существенным образом влияющие на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера. Синонимы социальнопсихологический климат, производственный климат. Литература. ПаповянС.С. Исследования организационного климата в американской психологии // Вопросы психологии. 1978, N2, с.163170; KatzD., KahnR. The social psychology of organizations. N.Y.,...

Органические ощущения

Органические ощущения ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями . К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какогото конкретного вещества, которого не хватает...

Ориентация живого организма

Ориентация живого организма субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, которая осуществляется по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с использованием врожденных механизмов. Наиболее филогенетически ранним механизмом ориентации является таксис , на базе которого могут формироваться индивидуально приобретаемые компоненты. Врожденные компоненты ориентировки играют особую роль в миграциях животных, которая осуществляется по наземным или небесным ориентирам, а иногда и по магнитному полю...

Ориентировочная деятельность

Ориентировочная деятельность поведение , основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие...

Ориентировочный рефлекс

Ориентировочный рефлекс комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфаритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 1520 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П.Павлов трактовал оба процесса...

Орудийные действия животных

Орудийные действия животных поведение животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия...

Осведомленность

Осведомленность (Kennerschaft) (автор К.Конрад 1958г.) характеристика процесса психопатологической диагностики. Распознавание шизофренического дефекта в результате использования не научной диагностики, а субъективного ощущения, которое возникает у психиатра в общении с пациентом и носит интуитивный и мало формализуемый характер. По анкетным опросам установлено, что большинство психиатров считает, что они могут поставить безошибочный диагноз психического заболевания с первого...

Освещенность

Освещенность количественная мера светового потока, падающий на единицу освещаемой поверхности, выражающаяся в люксах и фотах и измеряемая...

Осгуд Чарльз Эджмертон

Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916, Соммервилль, Массачусетс 1991, Шампейн, Иллинойс) американский психолог. В 1945г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала . Сочинения: Method and Theory in Experimental Psychology. 1953; The Measurement of Meaning....

Основные симптомы шизофрении

Основные симптомы шизофрении (от греч. symptoma совпадение, признак. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) характерные признаки шизофрении, описаны Э.Блейлером в 1911г. К ним относятся: нарушение ассоциаций, снижение активации (выраженности эмоций), амбивалентность , аутизм , нарушение внимания, воли, личности, шизофреническая деменция, изменение в отношениях и поведении. При это речь идет о 4х А шизофрении ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность. Основные симптомы противопоставлены дополнительным, возникновение которых возможно и при других психических...

Остранение

Остранение выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д.Дьюи . Б.Брехт определял данный эффект следующим образом: вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным. Литература. ШкловскийВ.Б. Теория прозы. М.,...

Отис Артур Синтон

Отис (Otis) Артур Синтон (1886, Денвер 1963) американский психолог. Работал в качестве редактора научной литературы. Психологическое образование получил под руководством Л.Термена . Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и...

Отказ человека–оператора

Отказ человекаоператора невозможность, в силу объективных или объективных факторов, выполнения человекомоператором своих трудовых...

Отклонения в психическом развитии ребенка

Отклонения в психическом развитии ребенка неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов ( восприятия , наглядного и словеснологического мышления...

Отреагирование

Отреагирование (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному...

Отрицание

Отрицание форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их...

Ошанин Дмитрий Александрович

Ошанин Дмитрий Александрович (13.02.1907, Вологда 28.11.1978, Париж) отечественный психолог. В начале 1920хгг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922г. по 1926г. учился в македонской гимназии, с 1926г. по 1928г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931г., получив диплом философапсихолога. До 1933г. работал репетитором, с 1933г. преподавателем гимназии. В 1938г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему Сопереживание и его три аспекта. С 1938г. работал преподавателем в гимназии. В 1941г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946г. он профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им.Г.М.Димитрова,...

Ощущение

Ощущение построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию ( Г.Хэд ,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов