АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.
В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.
В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".
С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".
В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.
В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.
В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").
Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.
Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Основные работы:
"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);
"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);
"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);
"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);
"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Оральный характер (от лат. оris рот) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на оральной стадии психосексуального развития . Виды: оральнопассивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью; оральносадистический тип характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других,...
Орган чувств понятие, синонимичное понятиям анализатор , сенсорная система. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса , орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных...
Организационный климат набор устойчивых характеристик, которые описывают конкретную организацию, существенным образом влияющие на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера. Синонимы социальнопсихологический климат, производственный климат. Литература. ПаповянС.С. Исследования организационного климата в американской психологии // Вопросы психологии. 1978, N2, с.163170; KatzD., KahnR. The social psychology of organizations. N.Y.,...
Органические ощущения ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями . К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какогото конкретного вещества, которого не хватает...
Ориентация живого организма субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, которая осуществляется по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с использованием врожденных механизмов. Наиболее филогенетически ранним механизмом ориентации является таксис , на базе которого могут формироваться индивидуально приобретаемые компоненты. Врожденные компоненты ориентировки играют особую роль в миграциях животных, которая осуществляется по наземным или небесным ориентирам, а иногда и по магнитному полю...
Ориентировочная деятельность поведение , основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие...
Ориентировочный рефлекс комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфаритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 1520 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П.Павлов трактовал оба процесса...
Орудийные действия животных поведение животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия...
Осведомленность (Kennerschaft) (автор К.Конрад 1958г.) характеристика процесса психопатологической диагностики. Распознавание шизофренического дефекта в результате использования не научной диагностики, а субъективного ощущения, которое возникает у психиатра в общении с пациентом и носит интуитивный и мало формализуемый характер. По анкетным опросам установлено, что большинство психиатров считает, что они могут поставить безошибочный диагноз психического заболевания с первого...
Освещенность количественная мера светового потока, падающий на единицу освещаемой поверхности, выражающаяся в люксах и фотах и измеряемая...
Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916, Соммервилль, Массачусетс 1991, Шампейн, Иллинойс) американский психолог. В 1945г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала . Сочинения: Method and Theory in Experimental Psychology. 1953; The Measurement of Meaning....
Основные симптомы шизофрении (от греч. symptoma совпадение, признак. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) характерные признаки шизофрении, описаны Э.Блейлером в 1911г. К ним относятся: нарушение ассоциаций, снижение активации (выраженности эмоций), амбивалентность , аутизм , нарушение внимания, воли, личности, шизофреническая деменция, изменение в отношениях и поведении. При это речь идет о 4х А шизофрении ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность. Основные симптомы противопоставлены дополнительным, возникновение которых возможно и при других психических...
Остранение выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д.Дьюи . Б.Брехт определял данный эффект следующим образом: вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным. Литература. ШкловскийВ.Б. Теория прозы. М.,...
Отис (Otis) Артур Синтон (1886, Денвер 1963) американский психолог. Работал в качестве редактора научной литературы. Психологическое образование получил под руководством Л.Термена . Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и...
Отказ человекаоператора невозможность, в силу объективных или объективных факторов, выполнения человекомоператором своих трудовых...
Отклонения в психическом развитии ребенка неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов ( восприятия , наглядного и словеснологического мышления...
Отреагирование (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному...
Отрицание форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их...
Ошанин Дмитрий Александрович (13.02.1907, Вологда 28.11.1978, Париж) отечественный психолог. В начале 1920хгг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922г. по 1926г. учился в македонской гимназии, с 1926г. по 1928г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931г., получив диплом философапсихолога. До 1933г. работал репетитором, с 1933г. преподавателем гимназии. В 1938г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему Сопереживание и его три аспекта. С 1938г. работал преподавателем в гимназии. В 1941г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946г. он профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им.Г.М.Димитрова,...
Ощущение построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию ( Г.Хэд ,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]