Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Оральный характер

Оральный характер (от лат. оris рот) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на оральной стадии психосексуального развития . Виды: оральнопассивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью; оральносадистический тип характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других,...

Орган чувств

Орган чувств понятие, синонимичное понятиям анализатор , сенсорная система. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса , орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных...

Организационный климат

Организационный климат набор устойчивых характеристик, которые описывают конкретную организацию, существенным образом влияющие на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры: структура (степень формальной структурированности); степень риска при принятии решений; тактика вознаграждений; возможности продвижения по службе; отношение руководства к служащим; отношение служащих к руководству; эмоциональная атмосфера. Синонимы социальнопсихологический климат, производственный климат. Литература. ПаповянС.С. Исследования организационного климата в американской психологии // Вопросы психологии. 1978, N2, с.163170; KatzD., KahnR. The social psychology of organizations. N.Y.,...

Органические ощущения

Органические ощущения ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями . К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какогото конкретного вещества, которого не хватает...

Ориентация живого организма

Ориентация живого организма субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, которая осуществляется по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с использованием врожденных механизмов. Наиболее филогенетически ранним механизмом ориентации является таксис , на базе которого могут формироваться индивидуально приобретаемые компоненты. Врожденные компоненты ориентировки играют особую роль в миграциях животных, которая осуществляется по наземным или небесным ориентирам, а иногда и по магнитному полю...

Ориентировочная деятельность

Ориентировочная деятельность поведение , основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие...

Ориентировочный рефлекс

Ориентировочный рефлекс комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфаритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 1520 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П.Павлов трактовал оба процесса...

Орудийные действия животных

Орудийные действия животных поведение животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия...

Осведомленность

Осведомленность (Kennerschaft) (автор К.Конрад 1958г.) характеристика процесса психопатологической диагностики. Распознавание шизофренического дефекта в результате использования не научной диагностики, а субъективного ощущения, которое возникает у психиатра в общении с пациентом и носит интуитивный и мало формализуемый характер. По анкетным опросам установлено, что большинство психиатров считает, что они могут поставить безошибочный диагноз психического заболевания с первого...

Освещенность

Освещенность количественная мера светового потока, падающий на единицу освещаемой поверхности, выражающаяся в люксах и фотах и измеряемая...

Осгуд Чарльз Эджмертон

Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916, Соммервилль, Массачусетс 1991, Шампейн, Иллинойс) американский психолог. В 1945г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала . Сочинения: Method and Theory in Experimental Psychology. 1953; The Measurement of Meaning....

Основные симптомы шизофрении

Основные симптомы шизофрении (от греч. symptoma совпадение, признак. schizo раскалываю + phren сердце, душа, ум) характерные признаки шизофрении, описаны Э.Блейлером в 1911г. К ним относятся: нарушение ассоциаций, снижение активации (выраженности эмоций), амбивалентность , аутизм , нарушение внимания, воли, личности, шизофреническая деменция, изменение в отношениях и поведении. При это речь идет о 4х А шизофрении ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность. Основные симптомы противопоставлены дополнительным, возникновение которых возможно и при других психических...

Остранение

Остранение выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д.Дьюи . Б.Брехт определял данный эффект следующим образом: вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным. Литература. ШкловскийВ.Б. Теория прозы. М.,...

Отис Артур Синтон

Отис (Otis) Артур Синтон (1886, Денвер 1963) американский психолог. Работал в качестве редактора научной литературы. Психологическое образование получил под руководством Л.Термена . Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и...

Отказ человека–оператора

Отказ человекаоператора невозможность, в силу объективных или объективных факторов, выполнения человекомоператором своих трудовых...

Отклонения в психическом развитии ребенка

Отклонения в психическом развитии ребенка неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов ( восприятия , наглядного и словеснологического мышления...

Отреагирование

Отреагирование (от англ. abreaction) психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания в особо организованных условиях ситуаций, приведших к негативному эмоциональному...

Отрицание

Отрицание форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их...

Ошанин Дмитрий Александрович

Ошанин Дмитрий Александрович (13.02.1907, Вологда 28.11.1978, Париж) отечественный психолог. В начале 1920хгг. вместе с родителями эмигрировал в Югославию. С 1922г. по 1926г. учился в македонской гимназии, с 1926г. по 1928г. в Сорбонне и одновременно в консерватории. Закончил обучение в Югославии в 1931г., получив диплом философапсихолога. До 1933г. работал репетитором, с 1933г. преподавателем гимназии. В 1938г. защитил в Сорбонне диссертацию на тему Сопереживание и его три аспекта. С 1938г. работал преподавателем в гимназии. В 1941г. был мобилизован в армию, участвовал в боевых действиях против немцев, попал в плен, бежал. С 1946г. он профессор Софийского государственного высшего института физической культуры им.Г.М.Димитрова,...

Ощущение

Ощущение построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию ( Г.Хэд ,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт