Exit Project: Глоссарий: Профессиональное развитие

Профессиональное развитие



Профессиональное развитие (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурноисторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития. Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда. Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Яконцепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций Оно , Я , СверхЯ разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Яидентичность (при идентификации с моральными нормами) к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, Роршахдиагностика; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Яконцепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс). Литература. RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956; SuperD., BahnM.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971; (Hrsg.) SeifertK.H., EckhardtH.H., JaideW. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 781 p.; КудрявцевТ.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985; SeifertK.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) SargesW., FrickeR. Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович (14.09.1849 27.02.1936) выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные , врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, основанной на...

Павлова симптом

Находящийся в состоянии кататонического ступора больной не выполняет инструкций и остается мутичным при обращении к нему обычным или громким голосом, но выполняет просьбу врача и отвечает на вопросы, заданные тихим голосом или шепотом. И.П.Павлову принадлежит патофизиологическая трактовка этого симптома как проявления ультрапарадоксальной фазы в коре головного мозга у больных...

Павлова теория

Теория высшей нервной деятельности. Психические процессы изучаются с детерминистических материалистических позиций в связи с концепцией условных рефлексов. Для психиатрии особое значение приобрели разработанные школой Павлова положения о двух сигнальных системах, о динамической локализации функций, материалы изучения гипноидно-фазовых состояний в коре большого мозга и взаимоотношений между основными нервными процессами, исследование экспериментальных неврозов. Принцип динамической локализации функций лег в основу разработанной советскими психологами и нейрофизиологами концепции функциональных систем в головном мозге (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Анохин П.К.). Теория Павлова сыграла значительную роль в изучении патофизиологических механизмов ряда важных психопатологических проявлений — кататонических симптомов, бреда, маниакальных и депрессивных состояний (Иванов-Смоленский А.Г., Протопопов В.П.,...

Пажизм

Пажизм (от фр. page паж) вид мазохизма, при котором половое удовлетворение наступает, когда выполняется роль с низким социальным...

Память

Память когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии . Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов ( Р.Аткинсон , А.Бэддели, П.Линдсей, Д.Норман,...

Панель информации

Панель информации часть пульта управления, на которой расположены средства отображения информации (приборы, сигнальные индикаторы,...

Пантомимика

Пантомимика выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах ), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием . Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой...

Панум П.

Панум П. немецкий...

Парабиоз

Парабиоз (от греч. para рядом, около и bios жизнь) функциональные изменения в нерве после действия на него сильных и длительных раздражителей, описанные Н.Е.Введенским. Если в нормальных условиях характерно прямое и относительно пропорциональное соотношение силы приложенного к нерву индукционного тока и величины сокращения мышцы, то при действии на нерв, например, наркотиков, ядов, сила мышечного сокращения на пробное раздражение различной силы спустя некоторое время становится одинаковой за счет снижения величины ответов на сильные раздражения. Это уравнительная стадия. При дальнейшем действии вредоносных факторов развивается парадоксальная стадия при общем уменьшении величины ответов мышцы они становятся тем меньше, чем больше сила или частота индукционного...

Парадиагностика

Парадиагностика постановка медицинского диагноза без контакта с больным, на основании экстрасенсорного...

Парадигма Мертона

Парадигма Р.К.Мертона (1968г.) (от греч. paradeigma образец) теория отклоняющегося поведения (аномии). В ней преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу. При разложении системы моральных ценностей, когда возникает противоречие между нормамиценностями культуры и реальными возможностями их достижения, обусловленные существующими институтами власти и управления, индивид чувствует свое отчуждение от общества. Поэтому в его деятельности на первый план выходят эгоистические потребности. В этой теории описывается ряд типов девиантного поведения: конформизм, ритуализм, отступление, инновация и сопротивление. Литература. МертонР.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М.,...

Парадигма Стернберга

Парадигма Стернберга метод исследования в когнитивной психологии, в котором модель когнитивных процессов строится на основе изучения временных характеристик кодирования и перекодирования стимула на разных стадиях переработки...

Парадокс Лапьера

Парадокс Р.Лапьера феномен социальных установок . Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше. Литература. La PiereR. Attitude versus action // (Eds.) FishbeinM., JohnN. Attitude Theory and Measurement. N.Y.,...

Парадокс Фехнера

Парадокс Фехнера усреднение бинокулярно воспринимаемой светлоты при различной освещенности сетчаток левого и правого глаза. Если в один глаз свет попадает через светофильтр, а в другой обычным образом, то видимая светлота будет соответствовать среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого...

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция психотерапевтический прием, разработанный В.Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (ФранклВ. Человек в поисках смысла, М., 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний ) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и изза опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную...

Паралитический синдром

Паралитический синдром психопатологический синдром . Характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения , нарушениями критичности и поведения , глубоким распадом личности...

Паралич прогрессивный

(Bayle A., 1822). Поздний сифилитический психоз. Возникает через 10 - 15 лет после перенесенного сифилиса, чаще всего в возрасте 40 - 50 лет. При отсутствии своевременного лечения через марантическую стадию приводит к...

Параллакс

Параллакс (от греч. parallaxis уклонение) кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия...

Парамедицина

Парамедицина раздел медицины, в котором применяются лечебные методы, не использующие известные физические посредники. Такими методами являются лечение посредством наложения рук, мысленного...

Параметры темперамента Мерлина

Параметры темперамента Мерлина (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) на основе формальнодинамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы выделяются следующие основные параметры темперамента: эмоциональная возбудимость; возбудимость внимания; сила эмоций; тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность); активность волевой, целенаправленной деятельности; пластичность ригидность; резистентность; субъективация. Автор В.С.Мерлин. Литература. МерлинВ.С. Очерк теории темперамента. 2изд. Пермь,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональное развитие