Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович (14.09.1849 27.02.1936) выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные , врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, основанной на...

Павлова симптом

Находящийся в состоянии кататонического ступора больной не выполняет инструкций и остается мутичным при обращении к нему обычным или громким голосом, но выполняет просьбу врача и отвечает на вопросы, заданные тихим голосом или шепотом. И.П.Павлову принадлежит патофизиологическая трактовка этого симптома как проявления ультрапарадоксальной фазы в коре головного мозга у больных...

Павлова теория

Теория высшей нервной деятельности. Психические процессы изучаются с детерминистических материалистических позиций в связи с концепцией условных рефлексов. Для психиатрии особое значение приобрели разработанные школой Павлова положения о двух сигнальных системах, о динамической локализации функций, материалы изучения гипноидно-фазовых состояний в коре большого мозга и взаимоотношений между основными нервными процессами, исследование экспериментальных неврозов. Принцип динамической локализации функций лег в основу разработанной советскими психологами и нейрофизиологами концепции функциональных систем в головном мозге (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Анохин П.К.). Теория Павлова сыграла значительную роль в изучении патофизиологических механизмов ряда важных психопатологических проявлений — кататонических симптомов, бреда, маниакальных и депрессивных состояний (Иванов-Смоленский А.Г., Протопопов В.П.,...

Пажизм

Пажизм (от фр. page паж) вид мазохизма, при котором половое удовлетворение наступает, когда выполняется роль с низким социальным...

Память

Память когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии . Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов ( Р.Аткинсон , А.Бэддели, П.Линдсей, Д.Норман,...

Панель информации

Панель информации часть пульта управления, на которой расположены средства отображения информации (приборы, сигнальные индикаторы,...

Пантомимика

Пантомимика выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах ), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием . Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой...

Панум П.

Панум П. немецкий...

Парабиоз

Парабиоз (от греч. para рядом, около и bios жизнь) функциональные изменения в нерве после действия на него сильных и длительных раздражителей, описанные Н.Е.Введенским. Если в нормальных условиях характерно прямое и относительно пропорциональное соотношение силы приложенного к нерву индукционного тока и величины сокращения мышцы, то при действии на нерв, например, наркотиков, ядов, сила мышечного сокращения на пробное раздражение различной силы спустя некоторое время становится одинаковой за счет снижения величины ответов на сильные раздражения. Это уравнительная стадия. При дальнейшем действии вредоносных факторов развивается парадоксальная стадия при общем уменьшении величины ответов мышцы они становятся тем меньше, чем больше сила или частота индукционного...

Парадиагностика

Парадиагностика постановка медицинского диагноза без контакта с больным, на основании экстрасенсорного...

Парадигма Мертона

Парадигма Р.К.Мертона (1968г.) (от греч. paradeigma образец) теория отклоняющегося поведения (аномии). В ней преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу. При разложении системы моральных ценностей, когда возникает противоречие между нормамиценностями культуры и реальными возможностями их достижения, обусловленные существующими институтами власти и управления, индивид чувствует свое отчуждение от общества. Поэтому в его деятельности на первый план выходят эгоистические потребности. В этой теории описывается ряд типов девиантного поведения: конформизм, ритуализм, отступление, инновация и сопротивление. Литература. МертонР.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М.,...

Парадигма Стернберга

Парадигма Стернберга метод исследования в когнитивной психологии, в котором модель когнитивных процессов строится на основе изучения временных характеристик кодирования и перекодирования стимула на разных стадиях переработки...

Парадокс Лапьера

Парадокс Р.Лапьера феномен социальных установок . Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше. Литература. La PiereR. Attitude versus action // (Eds.) FishbeinM., JohnN. Attitude Theory and Measurement. N.Y.,...

Парадокс Фехнера

Парадокс Фехнера усреднение бинокулярно воспринимаемой светлоты при различной освещенности сетчаток левого и правого глаза. Если в один глаз свет попадает через светофильтр, а в другой обычным образом, то видимая светлота будет соответствовать среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого...

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция психотерапевтический прием, разработанный В.Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (ФранклВ. Человек в поисках смысла, М., 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний ) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и изза опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную...

Паралитический синдром

Паралитический синдром психопатологический синдром . Характеризуется тотальным слабоумием, стойким повышением настроения , нарушениями критичности и поведения , глубоким распадом личности...

Паралич прогрессивный

(Bayle A., 1822). Поздний сифилитический психоз. Возникает через 10 - 15 лет после перенесенного сифилиса, чаще всего в возрасте 40 - 50 лет. При отсутствии своевременного лечения через марантическую стадию приводит к...

Параллакс

Параллакс (от греч. parallaxis уклонение) кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия...

Парамедицина

Парамедицина раздел медицины, в котором применяются лечебные методы, не использующие известные физические посредники. Такими методами являются лечение посредством наложения рук, мысленного...

Параметры темперамента Мерлина

Параметры темперамента Мерлина (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) на основе формальнодинамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы выделяются следующие основные параметры темперамента: эмоциональная возбудимость; возбудимость внимания; сила эмоций; тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность); активность волевой, целенаправленной деятельности; пластичность ригидность; резистентность; субъективация. Автор В.С.Мерлин. Литература. МерлинВ.С. Очерк теории темперамента. 2изд. Пермь,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт