Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Парамнезии обманы памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу уже виденного (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер...
Паранойяльный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда изобретения, преследования,...
Парапсихология (от греч. para возле, около) научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1.Исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие); 2.Исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий ( психокинез ). В современной парапсихологии выделяются следующие формы экстрасенсорной чувствительности: телепатия , ясновидение , предвещание , лозоискательство , парадиагностика . Феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине...
Парасуицид (от греч. para возле, около + лат. sui себя + caedere убивать) в отличие от истинного суицида , парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не желание реального самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни. Литература. (Ed.) KreitmanN. Parasuicide. L.N.Y.: J.Wiley & Sons, 1977; ТихоненкоВ.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978, с.5973; КонончукН.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N5,...
Парафазия (от греч. para возле, около, phasis речь) нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную...
Парафренный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования, и который часто приобретает космический...
Парижская школа гипнотизма направление исследований гипноза. Берет свое начало с учения Ж.Шарко . Противопоставляла свои позиции нансийской...
Пассивная флагелляция вид мазохизма, когда половое удовлетворение наступает при наказании...
Пассивное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате перемещения его по отношению неподвижной руки или пальцев, в котором одну из ведущих ролей играют тактильных ощущения...
Пассивный словарь лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный...
Патернализм (от лат. рaternus отеческий) особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Работник чувствует, что он принадлежит к единой семье и что организация о нем заботится. Чувство общности создается при помощи особых мероприятий. Так для японских компаний, где целенаправленно культивируется патернализм, характерны: единый стиль одежды, возможности общения с руководством, в том числе и в непринужденной обстановке, пожизненный найм и...
Патология сознания нарушения в деятельности сознания, при которых образа окружающего мира строится неадекватно и поведение подстраивается под искаженный образ. Выделяют: оглушение , аменцию , онейроид , сумеречное помрачение сознания , кому...
Патопсихологические методики (от греч. pathos страдание + psyche душа + logos учение) класс психодиагностических методик. Служат для постановки патопсихологического диагноза. Существуют патопсихологические методики, специально созданные для нужд клинической работы, но иногда используются и разработанные в других областях. Традиционно для исследования процессов мышления в клинике используются следующие методики: классификация, исключение предмета, исключение понятия, сравнение понятий, пиктограммы, ответные ассоциации, объяснение пословиц, незаконченные предложения, обобщение понятий, выделение существенных признаков, силлогизмы, простые аналогии. Для исследования эффективноволевой и личностной сфер часто используются проективные методики...
Патопсихология (от греч. pathos страдание) отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических...
Паттерн (от англ. рattern модель, образец) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу...
Пафос (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. От термина "пафос" образована основа...
1.AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankfurt/M., 1982, (Шифр: 61A237). 2.AsangerR., Wenninger. Handworterbuch der Psychologie, Weinheim, 1980, (Шифр: 81.B.7146, Юа(В2)б1876058oса). 3.BaakeD. Die 13 bis 18 Jahrige. Einfuhrung in Probleme des Jugendalters, Basel: Beltz, 1985, (Шифр: 15B111). 4.BarzH. Der Waldorfkindergarten, Weinheim: Beltz, 1984, (Шифр: B296372(09), +). 5.BeckerP. Psychologie der seelischen Gesundheit, Gottingen, 1982, Bd.1, 2, (Шифр: 15B396). 6.Beratung als padagogiesche Aufgabe, Aurin (Hrsg.), 1984, (Шифр: 3734B483). 7.Berufspadagogik, GerickeB. (Hrsg.), Berlin: Volk und Wissen, 1987, (Шифр: 377B552). 8.BrickenkampR. Handbuch psychologischer und padagogischer Tests, Gottingen. 9.BruderBezzel u. a. Jugend: Psychologie einer Kultur, Munchen, 1984, (Шифр: 15B888). 10.CeveyB. Emotion und lateralische Aktivirung das Gehirns, Munchen,...
Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного...
Педология (от греч. pais дитя и logos слово, наука) направление в психологии и педагогике, возникшее в конце ХIХв. под действием эволюционных идей, связываемое прежде всего с именем С.Холла , который в 1889г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его...
Пеллагра (итал. pellе - кожа, agro - грубый, шероховатый). Заболевание, обусловленное недостаточностью в организме витаминов группы В (никотиновой кислоты, рибофлавина). Проявляется поражением кожи, пищеварительного тракта, психическими расстройствами. См. Психозы...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]