Exit Project: Глоссарий: Профессиональные установки

Профессиональные установки



Профессиональные установки (от лат. profiteor объявляю своим делом) система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность). Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю.). Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (JaideW.). Индивидуальные реакции в которых проявляются профессиональные установки на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Яконцепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуальноспецифических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом Шкала зрелости профессиональных установок . Литература. SuperD.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957; JaideW. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966; CritesJ.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /HeerE.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p.296320; КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, N2. Исследования .

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Парамнезии

Парамнезии обманы памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу уже виденного (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер...

Паранойяльный синдром

Паранойяльный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда изобретения, преследования,...

Парапсихология

Парапсихология (от греч. para возле, около) научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1.Исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие); 2.Исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий ( психокинез ). В современной парапсихологии выделяются следующие формы экстрасенсорной чувствительности: телепатия , ясновидение , предвещание , лозоискательство , парадиагностика . Феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине...

Парасуицид

Парасуицид (от греч. para возле, около + лат. sui себя + caedere убивать) в отличие от истинного суицида , парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не желание реального самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни. Литература. (Ed.) KreitmanN. Parasuicide. L.N.Y.: J.Wiley & Sons, 1977; ТихоненкоВ.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978, с.5973; КонончукН.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N5,...

Парафазия

Парафазия (от греч. para возле, около, phasis речь) нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную...

Парафренный синдром

Парафренный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования, и который часто приобретает космический...

Парижская школа гипнотизма

Парижская школа гипнотизма направление исследований гипноза. Берет свое начало с учения Ж.Шарко . Противопоставляла свои позиции нансийской...

Пассивная флагелляция

Пассивная флагелляция вид мазохизма, когда половое удовлетворение наступает при наказании...

Пассивное осязание

Пассивное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате перемещения его по отношению неподвижной руки или пальцев, в котором одну из ведущих ролей играют тактильных ощущения...

Пассивный словарь

Пассивный словарь лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный...

Патернализм

Патернализм (от лат. рaternus отеческий) особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Работник чувствует, что он принадлежит к единой семье и что организация о нем заботится. Чувство общности создается при помощи особых мероприятий. Так для японских компаний, где целенаправленно культивируется патернализм, характерны: единый стиль одежды, возможности общения с руководством, в том числе и в непринужденной обстановке, пожизненный найм и...

Патология сознания

Патология сознания нарушения в деятельности сознания, при которых образа окружающего мира строится неадекватно и поведение подстраивается под искаженный образ. Выделяют: оглушение , аменцию , онейроид , сумеречное помрачение сознания , кому...

Патопсихологические методики

Патопсихологические методики (от греч. pathos страдание + psyche душа + logos учение) класс психодиагностических методик. Служат для постановки патопсихологического диагноза. Существуют патопсихологические методики, специально созданные для нужд клинической работы, но иногда используются и разработанные в других областях. Традиционно для исследования процессов мышления в клинике используются следующие методики: классификация, исключение предмета, исключение понятия, сравнение понятий, пиктограммы, ответные ассоциации, объяснение пословиц, незаконченные предложения, обобщение понятий, выделение существенных признаков, силлогизмы, простые аналогии. Для исследования эффективноволевой и личностной сфер часто используются проективные методики...

Патопсихология

Патопсихология (от греч. pathos страдание) отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических...

Паттерн

Паттерн (от англ. рattern модель, образец) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу...

Пафос

Пафос (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. От термина "пафос" образована основа...

Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

1.AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankfurt/M., 1982, (Шифр: 61A237). 2.AsangerR., Wenninger. Handworterbuch der Psychologie, Weinheim, 1980, (Шифр: 81.B.7146, Юа(В2)б1876058oса). 3.BaakeD. Die 13 bis 18 Jahrige. Einfuhrung in Probleme des Jugendalters, Basel: Beltz, 1985, (Шифр: 15B111). 4.BarzH. Der Waldorfkindergarten, Weinheim: Beltz, 1984, (Шифр: B296372(09), +). 5.BeckerP. Psychologie der seelischen Gesundheit, Gottingen, 1982, Bd.1, 2, (Шифр: 15B396). 6.Beratung als padagogiesche Aufgabe, Aurin (Hrsg.), 1984, (Шифр: 3734B483). 7.Berufspadagogik, GerickeB. (Hrsg.), Berlin: Volk und Wissen, 1987, (Шифр: 377B552). 8.BrickenkampR. Handbuch psychologischer und padagogischer Tests, Gottingen. 9.BruderBezzel u. a. Jugend: Psychologie einer Kultur, Munchen, 1984, (Шифр: 15B888). 10.CeveyB. Emotion und lateralische Aktivirung das Gehirns, Munchen,...

Педагогическая психология

Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного...

Педология

Педология (от греч. pais дитя и logos слово, наука) направление в психологии и педагогике, возникшее в конце ХIХв. под действием эволюционных идей, связываемое прежде всего с именем С.Холла , который в 1889г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его...

Пеллагра

Пеллагра (итал. pellе - кожа, agro - грубый, шероховатый). Заболевание, обусловленное недостаточностью в организме витаминов группы В (никотиновой кислоты, рибофлавина). Проявляется поражением кожи, пищеварительного тракта, психическими расстройствами. См. Психозы...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные установки