В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.
В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.
Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.
В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.
Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.
Парамнезии обманы памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу уже виденного (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер...
Паранойяльный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда изобретения, преследования,...
Парапсихология (от греч. para возле, около) научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1.Исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие); 2.Исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий ( психокинез ). В современной парапсихологии выделяются следующие формы экстрасенсорной чувствительности: телепатия , ясновидение , предвещание , лозоискательство , парадиагностика . Феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине...
Парасуицид (от греч. para возле, около + лат. sui себя + caedere убивать) в отличие от истинного суицида , парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не желание реального самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни. Литература. (Ed.) KreitmanN. Parasuicide. L.N.Y.: J.Wiley & Sons, 1977; ТихоненкоВ.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978, с.5973; КонончукН.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N5,...
Парафазия (от греч. para возле, около, phasis речь) нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную...
Парафренный синдром психопатологический синдром , вариант бредового синдрома. Характеризуется наличием систематизированного бреда величия, воздействия и преследования, и который часто приобретает космический...
Парижская школа гипнотизма направление исследований гипноза. Берет свое начало с учения Ж.Шарко . Противопоставляла свои позиции нансийской...
Пассивная флагелляция вид мазохизма, когда половое удовлетворение наступает при наказании...
Пассивное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате перемещения его по отношению неподвижной руки или пальцев, в котором одну из ведущих ролей играют тактильных ощущения...
Пассивный словарь лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный...
Патернализм (от лат. рaternus отеческий) особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Работник чувствует, что он принадлежит к единой семье и что организация о нем заботится. Чувство общности создается при помощи особых мероприятий. Так для японских компаний, где целенаправленно культивируется патернализм, характерны: единый стиль одежды, возможности общения с руководством, в том числе и в непринужденной обстановке, пожизненный найм и...
Патология сознания нарушения в деятельности сознания, при которых образа окружающего мира строится неадекватно и поведение подстраивается под искаженный образ. Выделяют: оглушение , аменцию , онейроид , сумеречное помрачение сознания , кому...
Патопсихологические методики (от греч. pathos страдание + psyche душа + logos учение) класс психодиагностических методик. Служат для постановки патопсихологического диагноза. Существуют патопсихологические методики, специально созданные для нужд клинической работы, но иногда используются и разработанные в других областях. Традиционно для исследования процессов мышления в клинике используются следующие методики: классификация, исключение предмета, исключение понятия, сравнение понятий, пиктограммы, ответные ассоциации, объяснение пословиц, незаконченные предложения, обобщение понятий, выделение существенных признаков, силлогизмы, простые аналогии. Для исследования эффективноволевой и личностной сфер часто используются проективные методики...
Патопсихология (от греч. pathos страдание) отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических...
Паттерн (от англ. рattern модель, образец) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу...
Пафос (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. От термина "пафос" образована основа...
1.AdlerA. Psychotherapie und Erziehung, Frankfurt/M., 1982, (Шифр: 61A237). 2.AsangerR., Wenninger. Handworterbuch der Psychologie, Weinheim, 1980, (Шифр: 81.B.7146, Юа(В2)б1876058oса). 3.BaakeD. Die 13 bis 18 Jahrige. Einfuhrung in Probleme des Jugendalters, Basel: Beltz, 1985, (Шифр: 15B111). 4.BarzH. Der Waldorfkindergarten, Weinheim: Beltz, 1984, (Шифр: B296372(09), +). 5.BeckerP. Psychologie der seelischen Gesundheit, Gottingen, 1982, Bd.1, 2, (Шифр: 15B396). 6.Beratung als padagogiesche Aufgabe, Aurin (Hrsg.), 1984, (Шифр: 3734B483). 7.Berufspadagogik, GerickeB. (Hrsg.), Berlin: Volk und Wissen, 1987, (Шифр: 377B552). 8.BrickenkampR. Handbuch psychologischer und padagogischer Tests, Gottingen. 9.BruderBezzel u. a. Jugend: Psychologie einer Kultur, Munchen, 1984, (Шифр: 15B888). 10.CeveyB. Emotion und lateralische Aktivirung das Gehirns, Munchen,...
Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного...
Педология (от греч. pais дитя и logos слово, наука) направление в психологии и педагогике, возникшее в конце ХIХв. под действием эволюционных идей, связываемое прежде всего с именем С.Холла , который в 1889г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его...
Пеллагра (итал. pellе - кожа, agro - грубый, шероховатый). Заболевание, обусловленное недостаточностью в организме витаминов группы В (никотиновой кислоты, рибофлавина). Проявляется поражением кожи, пищеварительного тракта, психическими расстройствами. См. Психозы...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]