Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов , контингента солдат групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсииинтроверсии и нейротизма (Dimensions of Personality, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсиюинтроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения : для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение , представляющее собой избегание условнорефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность , является самоценным. В работе Биологические основы индивидуальности (The Biological Basis of Personality, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей . В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию трехфакторной теории личности. Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента . В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз , который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактораналитические исследования различных психологических процессов памяти , интеллекта , социальных установок. На основе трехфакторной модели личности им были созданы психодиагностические методики EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных MMQ, MPI(Manual of the Maudsley Personality Inventory, L., 1959). Айзенк один из авторов трехфазной теории возникновения невроза концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций (The Causes and Cures of Neuroses (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность . Литература .
Пеллагры триада. См. Триада...
Пениафобия (греч. penia - бедность,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь...
Пенфилда симптом (Penfield W.). Так называемое «принудительное мышление», форма эпилептического эквивалента. Может рассматриваться как эпизодические проявления психического автоматизма. Наблюдается при Браве-Джексона...
Первая Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в 1879г. в Лейпциге и связанное с В.Вундтом . Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведения, лишь после чего может подойти к осознанному их синтезу. В этом подходе чувствовалось сильное влияние естественнонаучной парадигмы и стремление отмежеваться от наук о духе, феноменологии. При этом для Вундта речь шла об единстве субъекта и объекта. Он обосновал три условия корректного эксперимента: произвольность, повторяемость, вариабельность. Эти установки в Америке были подхвачены бихевиоризмом...
Первая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными...
Первичные цвета минимальное количество цветов, при смешении которых можно получить любой воспринимаемый цвет, но их самих нельзя получить смешением остальных первичных цветов. Международной осветительной комиссией (МКО) на основе трехкомпонентной теории цветового восприятия Юнга Гельмгольца была принята за первичные три монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436...
Первичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) непосредственное нарушение функций пораженного участка мозга. Это может быть, например, нарушение звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга. Вместе с вторичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...
Переживание прелести (Anmutungserlebnis) эмоциональный компонент, сопровождающий то или иное предметное восприятие и представление. Введение этого понятия позволяет при исследовании познавательных процессов включать в анализ субкортикальные и вегетативные процессы. Особенно широко использовалось это понятие в рамках гештальтпсихологии , в частности Э.Вартеггом. Литература. DurckheimK. v. Untersuchungen zum gelebten Raum // Neue psychol. Stut. 1932, 4; WarteggE. Gestaltung und Charakter. Lpz., 1939; WellekA. Polaritat im Aufbau des Charakters. Bern, 1950; WellekA. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie. Bern,...
Переживания религиозного обращения особые, прежде всего эмоциональные, переживания высокой субъективной интенсивности, доходящие до экстаза (восторженность, счастье), связанные личностным принятием религиозных воззрений. Жизненный путь воспринимается как сделавший резкий поворот к истине. Возникают миссионерские стремления. Может выступать как проявление патологического...
Перельмуттера метод сомнопсихотерапии (Перельмуттер М. М., 1949). Психотерапевтический метод, заключающийся в том, что внушение или беседа проводятся с больным, находящимся в состоянии достаточно глубокого медикаментозного сна. Глубиной сна метод отличается от наркогипноза, наркосуггестии и наркоанализа. Факт внушения больным...
Перенос связывание какоголибо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это основано на том, что данные действия имеют какието общие когнитивные или поведенческие...
Переосвидетельствование. Прохождение в предусмотренный срок очередной комиссии с целью определения наличия или отсутствия динамики в течении заболевания. Соответственно ВТЭК принимает решение о продлении уже установленной больному ранее группы инвалидности, ее изменении, возможности трудовых рекомендаций. При наличии показаний больной может быть направлен на комиссию...
Состояние организма, возникающее при выполнении работы, приводящей к значительному утомлению. Это может быть однократное переутомление, либо результат длительного накопления усталости в течение значительного периода времени. Играет важную роль в возникновении невротических состояний (неврастении) и является существенным патогенетическим моментом в развитии некоторых психозов, например, острых...
Переходные синдромы (Wieck H. H., 1956). Симптомокомплексы, наблюдающиеся в течении острых экзогенного типа реакций и имеющие важное прогностическое значение. Занимают промежуточное положение между острыми экзогенными реакциями и органическим психосиндромом, или, по H. H. Wieck, органическим дефектсиндромом. Различают 4 формы (регистры) переходных синдромов: 1) характеризующиеся изменением побуждений; 2) аффективные (астенический, анксиозно-депрессивный, депрессивный); 3) шизофреноподобный галлюцинаторно-параноидный; 4) амнестический корсаковский. Э. Я. Штернберг (1969) относил к органическому регистру апатико-абулический, эйфорический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный и корсаковский синдромы. По степени тяжести переходные синдромы подразделяются на легкие, средней тяжести и тяжелые (см. Бекера тест). Переходные синдромы аффективного регистра имеют благоприятное прогностическое значение, тогда как переходные синдромы...
Период полового созревания. Период жизни, характеризующийся появлением вторичных половых признаков и окончательного формирования половых органов и желез. Один из возрастных кризов в онтогенезе...
Периодизация психического развития выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта , у З.Фрейда направленность либидозной энергии, у Э.Эриксона центральные задачи возраста, у Д.Б.Эльконина смена ведущих типов деятельности...
Аддиктивное поведение Американский журнал общественной психологии Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство Бюллетень швейцарских психологов Вестник воспитания Вестник знания Вестник Коммунистической Академии (19221935 гг.) Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы Вестник Российской Академии Наук Вестник СанктПетербургского университета. Сер. 4 Вестник современной медицины Вопросы изучения и воспитания личности Вопросы психологии Вопросы философии Вопросы философии и психологии Детский практический психолог Дефектология Диагностика Журнал американской психоаналитической ассоциации Журнал высшей нервной деятельности Журнал геронтопсихологии и геронтопсихиатрии Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин Журнал дифференциальной и диагностической психологии Журнал клинической психологии Журнал...
Перлс (Perls) Фриц (Фридрих Саломон) (8.07.1893, Берлин 14.03.1970, Чикаго) основатель гештальттерапии . С 1920г. приватдоцент в Берлине. Прошел учебный анализ у К.Хорни , Х.Дойч, Э.Хичмана, В.Райха . С 1926по 1932г. вел психоаналитическую практику во ФранкфуртенаМайне, в Вене и Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1935г., при содействии Э.Джонса , в Южную Африку. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический институт. В 1946г. переехал в США, где в 1952г. организовал Институт гештальттерапии. Сочинения. Ego, Hunger and Aggression, 1947; Gestalt Therapy. 1951; In and Out of the Garbage Pail. 1969; Gestalt Therapy Verbatim. 1969; Опыты по психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М.: ГильЭстель,...
Персеверация (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений , мыслей, представлений . Выделяют моторные , сенсорные и интеллектуальные...
Персеверирующий образ особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Благоприятным фоном для их появления служит дремотное...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]