Exit Project: Глоссарий: Методики оценки дивергентного мышления

Методики оценки дивергентного мышления



Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Пеллагры триада

Пеллагры триада. См. Триада...

Пениафобия

Пениафобия (греч. penia - бедность,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь...

Пенфилда симптом

Пенфилда симптом (Penfield W.). Так называемое «принудительное мышление», форма эпилептического эквивалента. Может рассматриваться как эпизодические проявления психического автоматизма. Наблюдается при Браве-Джексона...

Первая Лейпцигская школа

Первая Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в 1879г. в Лейпциге и связанное с В.Вундтом . Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведения, лишь после чего может подойти к осознанному их синтезу. В этом подходе чувствовалось сильное влияние естественнонаучной парадигмы и стремление отмежеваться от наук о духе, феноменологии. При этом для Вундта речь шла об единстве субъекта и объекта. Он обосновал три условия корректного эксперимента: произвольность, повторяемость, вариабельность. Эти установки в Америке были подхвачены бихевиоризмом...

Первая сигнальная система

Первая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными...

Первичные цвета

Первичные цвета минимальное количество цветов, при смешении которых можно получить любой воспринимаемый цвет, но их самих нельзя получить смешением остальных первичных цветов. Международной осветительной комиссией (МКО) на основе трехкомпонентной теории цветового восприятия Юнга Гельмгольца была принята за первичные три монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436...

Первичный нейропсихологический симптом

Первичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) непосредственное нарушение функций пораженного участка мозга. Это может быть, например, нарушение звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга. Вместе с вторичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...

Переживание прелести

Переживание прелести (Anmutungserlebnis) эмоциональный компонент, сопровождающий то или иное предметное восприятие и представление. Введение этого понятия позволяет при исследовании познавательных процессов включать в анализ субкортикальные и вегетативные процессы. Особенно широко использовалось это понятие в рамках гештальтпсихологии , в частности Э.Вартеггом. Литература. DurckheimK. v. Untersuchungen zum gelebten Raum // Neue psychol. Stut. 1932, 4; WarteggE. Gestaltung und Charakter. Lpz., 1939; WellekA. Polaritat im Aufbau des Charakters. Bern, 1950; WellekA. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie. Bern,...

Переживания религиозного обращения

Переживания религиозного обращения особые, прежде всего эмоциональные, переживания высокой субъективной интенсивности, доходящие до экстаза (восторженность, счастье), связанные личностным принятием религиозных воззрений. Жизненный путь воспринимается как сделавший резкий поворот к истине. Возникают миссионерские стремления. Может выступать как проявление патологического...

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии (Перельмуттер М. М., 1949). Психотерапевтический метод, заключающийся в том, что внушение или беседа проводятся с больным, находящимся в состоянии достаточно глубокого медикаментозного сна. Глубиной сна метод отличается от наркогипноза, наркосуггестии и наркоанализа. Факт внушения больным...

Перенос

Перенос связывание какоголибо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это основано на том, что данные действия имеют какието общие когнитивные или поведенческие...

Переосвидетельствование

Переосвидетельствование. Прохождение в предусмотренный срок очередной комиссии с целью определения наличия или отсутствия динамики в течении заболевания. Соответственно ВТЭК принимает решение о продлении уже установленной больному ранее группы инвалидности, ее изменении, возможности трудовых рекомендаций. При наличии показаний больной может быть направлен на комиссию...

Переутомление

Состояние организма, возникающее при выполнении работы, приводящей к значительному утомлению. Это может быть однократное переутомление, либо результат длительного накопления усталости в течение значительного периода времени. Играет важную роль в возникновении невротических состояний (неврастении) и является существенным патогенетическим моментом в развитии некоторых психозов, например, острых...

Переходные синдромы

Переходные синдромы (Wieck H. H., 1956). Симптомокомплексы, наблюдающиеся в течении острых экзогенного типа реакций и имеющие важное прогностическое значение. Занимают промежуточное положение между острыми экзогенными реакциями и органическим психосиндромом, или, по H. H. Wieck, органическим дефектсиндромом. Различают 4 формы (регистры) переходных синдромов: 1) характеризующиеся изменением побуждений; 2) аффективные (астенический, анксиозно-депрессивный, депрессивный); 3) шизофреноподобный галлюцинаторно-параноидный; 4) амнестический корсаковский. Э. Я. Штернберг (1969) относил к органическому регистру апатико-абулический, эйфорический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный и корсаковский синдромы. По степени тяжести переходные синдромы подразделяются на легкие, средней тяжести и тяжелые (см. Бекера тест). Переходные синдромы аффективного регистра имеют благоприятное прогностическое значение, тогда как переходные синдромы...

Период полового созревания

Период полового созревания. Период жизни, характеризующийся появлением вторичных половых признаков и окончательного формирования половых органов и желез. Один из возрастных кризов в онтогенезе...

Периодизация психического развития

Периодизация психического развития выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта , у З.Фрейда направленность либидозной энергии, у Э.Эриксона центральные задачи возраста, у Д.Б.Эльконина смена ведущих типов деятельности...

Периодика по психологии

Аддиктивное поведение Американский журнал общественной психологии Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство Бюллетень швейцарских психологов Вестник воспитания Вестник знания Вестник Коммунистической Академии (19221935 гг.) Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы Вестник Российской Академии Наук Вестник СанктПетербургского университета. Сер. 4 Вестник современной медицины Вопросы изучения и воспитания личности Вопросы психологии Вопросы философии Вопросы философии и психологии Детский практический психолог Дефектология Диагностика Журнал американской психоаналитической ассоциации Журнал высшей нервной деятельности Журнал геронтопсихологии и геронтопсихиатрии Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин Журнал дифференциальной и диагностической психологии Журнал клинической психологии Журнал...

Перлс Фриц (Фридрих Саломон)

Перлс (Perls) Фриц (Фридрих Саломон) (8.07.1893, Берлин 14.03.1970, Чикаго) основатель гештальттерапии . С 1920г. приватдоцент в Берлине. Прошел учебный анализ у К.Хорни , Х.Дойч, Э.Хичмана, В.Райха . С 1926по 1932г. вел психоаналитическую практику во ФранкфуртенаМайне, в Вене и Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1935г., при содействии Э.Джонса , в Южную Африку. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический институт. В 1946г. переехал в США, где в 1952г. организовал Институт гештальттерапии. Сочинения. Ego, Hunger and Aggression, 1947; Gestalt Therapy. 1951; In and Out of the Garbage Pail. 1969; Gestalt Therapy Verbatim. 1969; Опыты по психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М.: ГильЭстель,...

Персеверация

Персеверация (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений , мыслей, представлений . Выделяют моторные , сенсорные и интеллектуальные...

Персеверирующий образ

Персеверирующий образ особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Благоприятным фоном для их появления служит дремотное...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Методики оценки дивергентного мышления