Exit Project: Глоссарий: Культурно-историческая школа

Культурно-историческая школа



Культурноисторическая школа (автор Л.С.Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев .

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Пеллагры триада

Пеллагры триада. См. Триада...

Пениафобия

Пениафобия (греч. penia - бедность,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь...

Пенфилда симптом

Пенфилда симптом (Penfield W.). Так называемое «принудительное мышление», форма эпилептического эквивалента. Может рассматриваться как эпизодические проявления психического автоматизма. Наблюдается при Браве-Джексона...

Первая Лейпцигская школа

Первая Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в 1879г. в Лейпциге и связанное с В.Вундтом . Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведения, лишь после чего может подойти к осознанному их синтезу. В этом подходе чувствовалось сильное влияние естественнонаучной парадигмы и стремление отмежеваться от наук о духе, феноменологии. При этом для Вундта речь шла об единстве субъекта и объекта. Он обосновал три условия корректного эксперимента: произвольность, повторяемость, вариабельность. Эти установки в Америке были подхвачены бихевиоризмом...

Первая сигнальная система

Первая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными...

Первичные цвета

Первичные цвета минимальное количество цветов, при смешении которых можно получить любой воспринимаемый цвет, но их самих нельзя получить смешением остальных первичных цветов. Международной осветительной комиссией (МКО) на основе трехкомпонентной теории цветового восприятия Юнга Гельмгольца была принята за первичные три монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436...

Первичный нейропсихологический симптом

Первичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) непосредственное нарушение функций пораженного участка мозга. Это может быть, например, нарушение звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга. Вместе с вторичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...

Переживание прелести

Переживание прелести (Anmutungserlebnis) эмоциональный компонент, сопровождающий то или иное предметное восприятие и представление. Введение этого понятия позволяет при исследовании познавательных процессов включать в анализ субкортикальные и вегетативные процессы. Особенно широко использовалось это понятие в рамках гештальтпсихологии , в частности Э.Вартеггом. Литература. DurckheimK. v. Untersuchungen zum gelebten Raum // Neue psychol. Stut. 1932, 4; WarteggE. Gestaltung und Charakter. Lpz., 1939; WellekA. Polaritat im Aufbau des Charakters. Bern, 1950; WellekA. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie. Bern,...

Переживания религиозного обращения

Переживания религиозного обращения особые, прежде всего эмоциональные, переживания высокой субъективной интенсивности, доходящие до экстаза (восторженность, счастье), связанные личностным принятием религиозных воззрений. Жизненный путь воспринимается как сделавший резкий поворот к истине. Возникают миссионерские стремления. Может выступать как проявление патологического...

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии (Перельмуттер М. М., 1949). Психотерапевтический метод, заключающийся в том, что внушение или беседа проводятся с больным, находящимся в состоянии достаточно глубокого медикаментозного сна. Глубиной сна метод отличается от наркогипноза, наркосуггестии и наркоанализа. Факт внушения больным...

Перенос

Перенос связывание какоголибо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это основано на том, что данные действия имеют какието общие когнитивные или поведенческие...

Переосвидетельствование

Переосвидетельствование. Прохождение в предусмотренный срок очередной комиссии с целью определения наличия или отсутствия динамики в течении заболевания. Соответственно ВТЭК принимает решение о продлении уже установленной больному ранее группы инвалидности, ее изменении, возможности трудовых рекомендаций. При наличии показаний больной может быть направлен на комиссию...

Переутомление

Состояние организма, возникающее при выполнении работы, приводящей к значительному утомлению. Это может быть однократное переутомление, либо результат длительного накопления усталости в течение значительного периода времени. Играет важную роль в возникновении невротических состояний (неврастении) и является существенным патогенетическим моментом в развитии некоторых психозов, например, острых...

Переходные синдромы

Переходные синдромы (Wieck H. H., 1956). Симптомокомплексы, наблюдающиеся в течении острых экзогенного типа реакций и имеющие важное прогностическое значение. Занимают промежуточное положение между острыми экзогенными реакциями и органическим психосиндромом, или, по H. H. Wieck, органическим дефектсиндромом. Различают 4 формы (регистры) переходных синдромов: 1) характеризующиеся изменением побуждений; 2) аффективные (астенический, анксиозно-депрессивный, депрессивный); 3) шизофреноподобный галлюцинаторно-параноидный; 4) амнестический корсаковский. Э. Я. Штернберг (1969) относил к органическому регистру апатико-абулический, эйфорический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный и корсаковский синдромы. По степени тяжести переходные синдромы подразделяются на легкие, средней тяжести и тяжелые (см. Бекера тест). Переходные синдромы аффективного регистра имеют благоприятное прогностическое значение, тогда как переходные синдромы...

Период полового созревания

Период полового созревания. Период жизни, характеризующийся появлением вторичных половых признаков и окончательного формирования половых органов и желез. Один из возрастных кризов в онтогенезе...

Периодизация психического развития

Периодизация психического развития выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта , у З.Фрейда направленность либидозной энергии, у Э.Эриксона центральные задачи возраста, у Д.Б.Эльконина смена ведущих типов деятельности...

Периодика по психологии

Аддиктивное поведение Американский журнал общественной психологии Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство Бюллетень швейцарских психологов Вестник воспитания Вестник знания Вестник Коммунистической Академии (19221935 гг.) Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы Вестник Российской Академии Наук Вестник СанктПетербургского университета. Сер. 4 Вестник современной медицины Вопросы изучения и воспитания личности Вопросы психологии Вопросы философии Вопросы философии и психологии Детский практический психолог Дефектология Диагностика Журнал американской психоаналитической ассоциации Журнал высшей нервной деятельности Журнал геронтопсихологии и геронтопсихиатрии Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин Журнал дифференциальной и диагностической психологии Журнал клинической психологии Журнал...

Перлс Фриц (Фридрих Саломон)

Перлс (Perls) Фриц (Фридрих Саломон) (8.07.1893, Берлин 14.03.1970, Чикаго) основатель гештальттерапии . С 1920г. приватдоцент в Берлине. Прошел учебный анализ у К.Хорни , Х.Дойч, Э.Хичмана, В.Райха . С 1926по 1932г. вел психоаналитическую практику во ФранкфуртенаМайне, в Вене и Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1935г., при содействии Э.Джонса , в Южную Африку. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический институт. В 1946г. переехал в США, где в 1952г. организовал Институт гештальттерапии. Сочинения. Ego, Hunger and Aggression, 1947; Gestalt Therapy. 1951; In and Out of the Garbage Pail. 1969; Gestalt Therapy Verbatim. 1969; Опыты по психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М.: ГильЭстель,...

Персеверация

Персеверация (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений , мыслей, представлений . Выделяют моторные , сенсорные и интеллектуальные...

Персеверирующий образ

Персеверирующий образ особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Благоприятным фоном для их появления служит дремотное...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Культурно-историческая школа