Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Пеллагры триада

Пеллагры триада. См. Триада...

Пениафобия

Пениафобия (греч. penia - бедность,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь...

Пенфилда симптом

Пенфилда симптом (Penfield W.). Так называемое «принудительное мышление», форма эпилептического эквивалента. Может рассматриваться как эпизодические проявления психического автоматизма. Наблюдается при Браве-Джексона...

Первая Лейпцигская школа

Первая Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в 1879г. в Лейпциге и связанное с В.Вундтом . Вундт исходил из того, что психология сначала должна изучить элементы переживаний и поведения, лишь после чего может подойти к осознанному их синтезу. В этом подходе чувствовалось сильное влияние естественнонаучной парадигмы и стремление отмежеваться от наук о духе, феноменологии. При этом для Вундта речь шла об единстве субъекта и объекта. Он обосновал три условия корректного эксперимента: произвольность, повторяемость, вариабельность. Эти установки в Америке были подхвачены бихевиоризмом...

Первая сигнальная система

Первая сигнальная система понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными...

Первичные цвета

Первичные цвета минимальное количество цветов, при смешении которых можно получить любой воспринимаемый цвет, но их самих нельзя получить смешением остальных первичных цветов. Международной осветительной комиссией (МКО) на основе трехкомпонентной теории цветового восприятия Юнга Гельмгольца была принята за первичные три монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436...

Первичный нейропсихологический симптом

Первичный нейропсихологический симптом (от греч. neuron жила, нерв + psyche душа + logos учение и syndrome сочетание) непосредственное нарушение функций пораженного участка мозга. Это может быть, например, нарушение звукового анализа и синтеза при поражении височных отделов коры головного мозга. Вместе с вторичным нейропсихологическим симптомом образует нейропсихологический синдром. Автор А.Р.Лурия...

Переживание прелести

Переживание прелести (Anmutungserlebnis) эмоциональный компонент, сопровождающий то или иное предметное восприятие и представление. Введение этого понятия позволяет при исследовании познавательных процессов включать в анализ субкортикальные и вегетативные процессы. Особенно широко использовалось это понятие в рамках гештальтпсихологии , в частности Э.Вартеггом. Литература. DurckheimK. v. Untersuchungen zum gelebten Raum // Neue psychol. Stut. 1932, 4; WarteggE. Gestaltung und Charakter. Lpz., 1939; WellekA. Polaritat im Aufbau des Charakters. Bern, 1950; WellekA. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie. Bern,...

Переживания религиозного обращения

Переживания религиозного обращения особые, прежде всего эмоциональные, переживания высокой субъективной интенсивности, доходящие до экстаза (восторженность, счастье), связанные личностным принятием религиозных воззрений. Жизненный путь воспринимается как сделавший резкий поворот к истине. Возникают миссионерские стремления. Может выступать как проявление патологического...

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии

Перельмуттера метод сомнопсихотерапии (Перельмуттер М. М., 1949). Психотерапевтический метод, заключающийся в том, что внушение или беседа проводятся с больным, находящимся в состоянии достаточно глубокого медикаментозного сна. Глубиной сна метод отличается от наркогипноза, наркосуггестии и наркоанализа. Факт внушения больным...

Перенос

Перенос связывание какоголибо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это основано на том, что данные действия имеют какието общие когнитивные или поведенческие...

Переосвидетельствование

Переосвидетельствование. Прохождение в предусмотренный срок очередной комиссии с целью определения наличия или отсутствия динамики в течении заболевания. Соответственно ВТЭК принимает решение о продлении уже установленной больному ранее группы инвалидности, ее изменении, возможности трудовых рекомендаций. При наличии показаний больной может быть направлен на комиссию...

Переутомление

Состояние организма, возникающее при выполнении работы, приводящей к значительному утомлению. Это может быть однократное переутомление, либо результат длительного накопления усталости в течение значительного периода времени. Играет важную роль в возникновении невротических состояний (неврастении) и является существенным патогенетическим моментом в развитии некоторых психозов, например, острых...

Переходные синдромы

Переходные синдромы (Wieck H. H., 1956). Симптомокомплексы, наблюдающиеся в течении острых экзогенного типа реакций и имеющие важное прогностическое значение. Занимают промежуточное положение между острыми экзогенными реакциями и органическим психосиндромом, или, по H. H. Wieck, органическим дефектсиндромом. Различают 4 формы (регистры) переходных синдромов: 1) характеризующиеся изменением побуждений; 2) аффективные (астенический, анксиозно-депрессивный, депрессивный); 3) шизофреноподобный галлюцинаторно-параноидный; 4) амнестический корсаковский. Э. Я. Штернберг (1969) относил к органическому регистру апатико-абулический, эйфорический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный и корсаковский синдромы. По степени тяжести переходные синдромы подразделяются на легкие, средней тяжести и тяжелые (см. Бекера тест). Переходные синдромы аффективного регистра имеют благоприятное прогностическое значение, тогда как переходные синдромы...

Период полового созревания

Период полового созревания. Период жизни, характеризующийся появлением вторичных половых признаков и окончательного формирования половых органов и желез. Один из возрастных кризов в онтогенезе...

Периодизация психического развития

Периодизация психического развития выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта , у З.Фрейда направленность либидозной энергии, у Э.Эриксона центральные задачи возраста, у Д.Б.Эльконина смена ведущих типов деятельности...

Периодика по психологии

Аддиктивное поведение Американский журнал общественной психологии Анализ задержек развития и коррекционное вмешательство Бюллетень швейцарских психологов Вестник воспитания Вестник знания Вестник Коммунистической Академии (19221935 гг.) Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы Вестник Российской Академии Наук Вестник СанктПетербургского университета. Сер. 4 Вестник современной медицины Вопросы изучения и воспитания личности Вопросы психологии Вопросы философии Вопросы философии и психологии Детский практический психолог Дефектология Диагностика Журнал американской психоаналитической ассоциации Журнал высшей нервной деятельности Журнал геронтопсихологии и геронтопсихиатрии Журнал детской психологии, психиатрии и смежных дисциплин Журнал дифференциальной и диагностической психологии Журнал клинической психологии Журнал...

Перлс Фриц (Фридрих Саломон)

Перлс (Perls) Фриц (Фридрих Саломон) (8.07.1893, Берлин 14.03.1970, Чикаго) основатель гештальттерапии . С 1920г. приватдоцент в Берлине. Прошел учебный анализ у К.Хорни , Х.Дойч, Э.Хичмана, В.Райха . С 1926по 1932г. вел психоаналитическую практику во ФранкфуртенаМайне, в Вене и Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1935г., при содействии Э.Джонса , в Южную Африку. Основал в Йоханнесбурге Психоаналитический институт. В 1946г. переехал в США, где в 1952г. организовал Институт гештальттерапии. Сочинения. Ego, Hunger and Aggression, 1947; Gestalt Therapy. 1951; In and Out of the Garbage Pail. 1969; Gestalt Therapy Verbatim. 1969; Опыты по психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М.: ГильЭстель,...

Персеверация

Персеверация (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений , мыслей, представлений . Выделяют моторные , сенсорные и интеллектуальные...

Персеверирующий образ

Персеверирующий образ особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Благоприятным фоном для их появления служит дремотное...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)