Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Персона (Persona) архетип , автор К.Г.Юнг . Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих. Это публично лицо индивида, воспринимаемое...
Перцептивные действия основные структурные единицы процесса восприятия , обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций...
Петрилович (Petrilowitsch) Николаус (30.10.1924, Гейдешутц 29.7.1970, Мaйнц) немецкий психиатр и невролог. После обучения медицине и психологии в Тюбингене, Фрейбурге, ФранкфуртенаМайне (доктор медицины и философии), с 1957г. занимался преподавательской деятельностью в Майнце, с 1964г. он экстраординарный профессор и, через короткое время, ординарный профессор и главный врач Клиники нервных болезней университета Майнца. Соредактор журнала International Pharmacopsychiatry и серии Modern Problems of Pharmacopsychiatry. Был застрелен своим бывшим пациентом. Занимался вопросами небиологических психиатрических нозологий, психических расстройств позднего возраста, психотерапии . Одним из первых стал проводить психотерапию престарелых людей. Дал развернутое описание астенической личности как результата понижения порога возбудимости по отношению к психосоматическим впечатлениям...
Петровский Артур Владимирович (род. 14.05.1924) отечественный психолог. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в действующую армию. После демобилизации работал на военном заводе, окончил ремесленное училище, затем школу рабочей молодежи. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В.П.Потемкина, затем аспирантуру. Защитил в 1950г. кандидатскую диссертацию на тему Психологические воззрения А.Н.Радищева. Работал на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им.В.И.Ленина. В 1965г. защитил докторскую диссертацию на тему Пути формирования основ советской психологии. С 1966г. по 1971г. руководил кафедрой психологии МГПИ, с 1972г. лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978г. по 1985г. также кафедрой...
Петтинг (англ. petting). Преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий (Васильченко Г. С.,...
Петтофобия (греч. petto - переваривать,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних. См. Дисморфофобия, Бред физического недостатка, неприятного для...
Пётцля криз (Potzl О.). Синдром, характеризующийся сочетанием появления светящихся точек в одном глазу и парестезии на противоположной стороне тела. Наблюдается при гипертонической болезни и может свидетельствовать о преходящих нарушениях мозгового кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии на стороне нарушения...
Пётцля синдром (Potzl О., 1919). Характеризуется буквенной слепотой (алексия), неразличением цвета (цветовая агнозия), и сужением полей зрения. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в язычной извилине доминантного...
Пётцля-Гоффа синдром (Potzl О., Hoff H., 1937). Агнозия на лица. Больной различает лица собеседников, но при их восприятии теряет чувство «знакомости». Лица людей не воспроизводятся по памяти. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в субдоминантном полушарии, чаще - в...
Пиаже (Piaget) Жан (9.08.1896 1980) швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственногоЯ, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. В дальнейшем Ж.Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта , в котором...
Пиблокто этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапными развитием истерических реакций с криком, плачем, бессмысленным бегом с одного места на другое. Находясь в там состоянии больные, прежде всего женщины, чрезвычайно подвержены суггестивным воздействиям, вместе с тем ярко выражена сексуальная окрашенность их поведения . По представлениям эскимосов, главная причина этого нарушения заключается в воз действии злых духов, поэтому они стараются избегать общения с такими больными, чтобы не перенять от больных одержимость. Наиболее обстоятельно данный синдром был описан у эскимосов (GussowZ. A preliminary report of Kayakangst among the Eskimo of West Grenland, The Inter. J. O. Soc. psychiatry, 1963, V. IХ, 1)....
Пигмалионизм. Вид полового извращения, характеризующийся эротическим влечением к статуям, изображающим женщин. В мифологии Пигмалион - скульптор, влюбившийся в созданную им совершенную статую...
Пигмалионофилия вид половой перверсии, в которой половое влечение проецируется на изображение женщины (скульптура, живопись) и сексуальное возбуждение и разрядка наступают при рассматривании и прикасании к нему. Назван по имени Пигмалиона мифологического греческого скульптора, влюбившегося в изваянную им статую...
Пика-Альцгеймера синдром. Понятие, введенное T. Sjogren и H. Sjogren (1952) для обозначения случаев пресенильной деменции, когда клиническая диагностика не опиралась на данные анатомогистологической верификации. Авторы исходили из положения о недостаточной надежности прижизненной диагностики Пика и Альцгеймера...
Пирсон (Pearson) Карл (1857, Лондон 1936) английский статистик. Сделал существенный вклад в распростанение методов статистического анализа в области биологии и психологии. Провел большую вычислительную работу по анализу различных жизненно важных проблем (туберкулез, алкоголизм, задержки психического...
Письменная речь речь , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной...
Пластичность нервной системы способность к функциональным мозговым перестройкам в ответ на действие значимых внешних и внутренних факторов. Особенной пластичностью нервные структуры обладают в раннем онтогенезе, за счет чего возможна существенная перестройка их структуры и связей при различных повреждениях. С возрастом пластичность снижается. Для зрелого мозга свойство функциональной пластичности может проявляться и на нейронном, и на системном...
Плато интервал на кривой упражнения, представленной показателями успешности формирования навыка, на котором она параллельна оси абсцисс, представляющей собой время выработки навыка. Эффект плато свидетельствует о достижении определенной степени автоматизации...
Платон (427 347 до н. э.) древнегреческий философ, ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической...
Аполлодор и его друг К вашим расспросам я, помоему, достаточно подготовлен. На днях, когда я шел в город из дому, из Фалера, один мой знакомый увидал меня сзади и шутливо окликнул издали. Эй, крикнул он, Аполлодор, фалерский житель, погодика! Я остановился и подождал. Аполлодор, сказал он, а ведь я как раз искал тебя, чтобы расспросить о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви. Один человек рассказывал мне о них со слов Феникса, сына Филиппа, и сказал, что ты тоже все это знаешь. Но сам он...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]