ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.
В 1910 году женился.
1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.
1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.
Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.
В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.
Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.
Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.
В 1916 году назначен ассистентом по психологии.
В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.
Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.
В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.
После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против
тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой
гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.
В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.
В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.
Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);
"Духовная ситуация эпохи" (1931);
“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);
"Экзистенциальная философия" (1938);
“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);
“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);
"Философская вера" (1948);
"О происхождении и цели истории" (1949);
“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);
"Философия и мир" (1958);
“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);
“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);
"Куда идет Федеративная республика" (1966)
“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Персона (Persona) архетип , автор К.Г.Юнг . Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих. Это публично лицо индивида, воспринимаемое...
Перцептивные действия основные структурные единицы процесса восприятия , обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций...
Петрилович (Petrilowitsch) Николаус (30.10.1924, Гейдешутц 29.7.1970, Мaйнц) немецкий психиатр и невролог. После обучения медицине и психологии в Тюбингене, Фрейбурге, ФранкфуртенаМайне (доктор медицины и философии), с 1957г. занимался преподавательской деятельностью в Майнце, с 1964г. он экстраординарный профессор и, через короткое время, ординарный профессор и главный врач Клиники нервных болезней университета Майнца. Соредактор журнала International Pharmacopsychiatry и серии Modern Problems of Pharmacopsychiatry. Был застрелен своим бывшим пациентом. Занимался вопросами небиологических психиатрических нозологий, психических расстройств позднего возраста, психотерапии . Одним из первых стал проводить психотерапию престарелых людей. Дал развернутое описание астенической личности как результата понижения порога возбудимости по отношению к психосоматическим впечатлениям...
Петровский Артур Владимирович (род. 14.05.1924) отечественный психолог. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в действующую армию. После демобилизации работал на военном заводе, окончил ремесленное училище, затем школу рабочей молодежи. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В.П.Потемкина, затем аспирантуру. Защитил в 1950г. кандидатскую диссертацию на тему Психологические воззрения А.Н.Радищева. Работал на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им.В.И.Ленина. В 1965г. защитил докторскую диссертацию на тему Пути формирования основ советской психологии. С 1966г. по 1971г. руководил кафедрой психологии МГПИ, с 1972г. лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978г. по 1985г. также кафедрой...
Петтинг (англ. petting). Преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий (Васильченко Г. С.,...
Петтофобия (греч. petto - переваривать,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних. См. Дисморфофобия, Бред физического недостатка, неприятного для...
Пётцля криз (Potzl О.). Синдром, характеризующийся сочетанием появления светящихся точек в одном глазу и парестезии на противоположной стороне тела. Наблюдается при гипертонической болезни и может свидетельствовать о преходящих нарушениях мозгового кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии на стороне нарушения...
Пётцля синдром (Potzl О., 1919). Характеризуется буквенной слепотой (алексия), неразличением цвета (цветовая агнозия), и сужением полей зрения. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в язычной извилине доминантного...
Пётцля-Гоффа синдром (Potzl О., Hoff H., 1937). Агнозия на лица. Больной различает лица собеседников, но при их восприятии теряет чувство «знакомости». Лица людей не воспроизводятся по памяти. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в субдоминантном полушарии, чаще - в...
Пиаже (Piaget) Жан (9.08.1896 1980) швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственногоЯ, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. В дальнейшем Ж.Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта , в котором...
Пиблокто этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапными развитием истерических реакций с криком, плачем, бессмысленным бегом с одного места на другое. Находясь в там состоянии больные, прежде всего женщины, чрезвычайно подвержены суггестивным воздействиям, вместе с тем ярко выражена сексуальная окрашенность их поведения . По представлениям эскимосов, главная причина этого нарушения заключается в воз действии злых духов, поэтому они стараются избегать общения с такими больными, чтобы не перенять от больных одержимость. Наиболее обстоятельно данный синдром был описан у эскимосов (GussowZ. A preliminary report of Kayakangst among the Eskimo of West Grenland, The Inter. J. O. Soc. psychiatry, 1963, V. IХ, 1)....
Пигмалионизм. Вид полового извращения, характеризующийся эротическим влечением к статуям, изображающим женщин. В мифологии Пигмалион - скульптор, влюбившийся в созданную им совершенную статую...
Пигмалионофилия вид половой перверсии, в которой половое влечение проецируется на изображение женщины (скульптура, живопись) и сексуальное возбуждение и разрядка наступают при рассматривании и прикасании к нему. Назван по имени Пигмалиона мифологического греческого скульптора, влюбившегося в изваянную им статую...
Пика-Альцгеймера синдром. Понятие, введенное T. Sjogren и H. Sjogren (1952) для обозначения случаев пресенильной деменции, когда клиническая диагностика не опиралась на данные анатомогистологической верификации. Авторы исходили из положения о недостаточной надежности прижизненной диагностики Пика и Альцгеймера...
Пирсон (Pearson) Карл (1857, Лондон 1936) английский статистик. Сделал существенный вклад в распростанение методов статистического анализа в области биологии и психологии. Провел большую вычислительную работу по анализу различных жизненно важных проблем (туберкулез, алкоголизм, задержки психического...
Письменная речь речь , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной...
Пластичность нервной системы способность к функциональным мозговым перестройкам в ответ на действие значимых внешних и внутренних факторов. Особенной пластичностью нервные структуры обладают в раннем онтогенезе, за счет чего возможна существенная перестройка их структуры и связей при различных повреждениях. С возрастом пластичность снижается. Для зрелого мозга свойство функциональной пластичности может проявляться и на нейронном, и на системном...
Плато интервал на кривой упражнения, представленной показателями успешности формирования навыка, на котором она параллельна оси абсцисс, представляющей собой время выработки навыка. Эффект плато свидетельствует о достижении определенной степени автоматизации...
Платон (427 347 до н. э.) древнегреческий философ, ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической...
Аполлодор и его друг К вашим расспросам я, помоему, достаточно подготовлен. На днях, когда я шел в город из дому, из Фалера, один мой знакомый увидал меня сзади и шутливо окликнул издали. Эй, крикнул он, Аполлодор, фалерский житель, погодика! Я остановился и подождал. Аполлодор, сказал он, а ведь я как раз искал тебя, чтобы расспросить о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви. Один человек рассказывал мне о них со слов Феникса, сына Филиппа, и сказал, что ты тоже все это знаешь. Но сам он...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]