БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Персона (Persona) архетип , автор К.Г.Юнг . Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих. Это публично лицо индивида, воспринимаемое...
Перцептивные действия основные структурные единицы процесса восприятия , обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций...
Петрилович (Petrilowitsch) Николаус (30.10.1924, Гейдешутц 29.7.1970, Мaйнц) немецкий психиатр и невролог. После обучения медицине и психологии в Тюбингене, Фрейбурге, ФранкфуртенаМайне (доктор медицины и философии), с 1957г. занимался преподавательской деятельностью в Майнце, с 1964г. он экстраординарный профессор и, через короткое время, ординарный профессор и главный врач Клиники нервных болезней университета Майнца. Соредактор журнала International Pharmacopsychiatry и серии Modern Problems of Pharmacopsychiatry. Был застрелен своим бывшим пациентом. Занимался вопросами небиологических психиатрических нозологий, психических расстройств позднего возраста, психотерапии . Одним из первых стал проводить психотерапию престарелых людей. Дал развернутое описание астенической личности как результата понижения порога возбудимости по отношению к психосоматическим впечатлениям...
Петровский Артур Владимирович (род. 14.05.1924) отечественный психолог. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в действующую армию. После демобилизации работал на военном заводе, окончил ремесленное училище, затем школу рабочей молодежи. Окончил филологический факультет Московского городского пединститута им В.П.Потемкина, затем аспирантуру. Защитил в 1950г. кандидатскую диссертацию на тему Психологические воззрения А.Н.Радищева. Работал на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им.В.И.Ленина. В 1965г. защитил докторскую диссертацию на тему Пути формирования основ советской психологии. С 1966г. по 1971г. руководил кафедрой психологии МГПИ, с 1972г. лабораторией психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, с 1978г. по 1985г. также кафедрой...
Петтинг (англ. petting). Преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий (Васильченко Г. С.,...
Петтофобия (греч. petto - переваривать,phobos - страх). Навязчивый страх, боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних. См. Дисморфофобия, Бред физического недостатка, неприятного для...
Пётцля криз (Potzl О.). Синдром, характеризующийся сочетанием появления светящихся точек в одном глазу и парестезии на противоположной стороне тела. Наблюдается при гипертонической болезни и может свидетельствовать о преходящих нарушениях мозгового кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии на стороне нарушения...
Пётцля синдром (Potzl О., 1919). Характеризуется буквенной слепотой (алексия), неразличением цвета (цветовая агнозия), и сужением полей зрения. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в язычной извилине доминантного...
Пётцля-Гоффа синдром (Potzl О., Hoff H., 1937). Агнозия на лица. Больной различает лица собеседников, но при их восприятии теряет чувство «знакомости». Лица людей не воспроизводятся по памяти. Наблюдается при органических поражениях головного мозга с локализацией в субдоминантном полушарии, чаще - в...
Пиаже (Piaget) Жан (9.08.1896 1980) швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственногоЯ, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи. В дальнейшем Ж.Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта , в котором...
Пиблокто этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапными развитием истерических реакций с криком, плачем, бессмысленным бегом с одного места на другое. Находясь в там состоянии больные, прежде всего женщины, чрезвычайно подвержены суггестивным воздействиям, вместе с тем ярко выражена сексуальная окрашенность их поведения . По представлениям эскимосов, главная причина этого нарушения заключается в воз действии злых духов, поэтому они стараются избегать общения с такими больными, чтобы не перенять от больных одержимость. Наиболее обстоятельно данный синдром был описан у эскимосов (GussowZ. A preliminary report of Kayakangst among the Eskimo of West Grenland, The Inter. J. O. Soc. psychiatry, 1963, V. IХ, 1)....
Пигмалионизм. Вид полового извращения, характеризующийся эротическим влечением к статуям, изображающим женщин. В мифологии Пигмалион - скульптор, влюбившийся в созданную им совершенную статую...
Пигмалионофилия вид половой перверсии, в которой половое влечение проецируется на изображение женщины (скульптура, живопись) и сексуальное возбуждение и разрядка наступают при рассматривании и прикасании к нему. Назван по имени Пигмалиона мифологического греческого скульптора, влюбившегося в изваянную им статую...
Пика-Альцгеймера синдром. Понятие, введенное T. Sjogren и H. Sjogren (1952) для обозначения случаев пресенильной деменции, когда клиническая диагностика не опиралась на данные анатомогистологической верификации. Авторы исходили из положения о недостаточной надежности прижизненной диагностики Пика и Альцгеймера...
Пирсон (Pearson) Карл (1857, Лондон 1936) английский статистик. Сделал существенный вклад в распростанение методов статистического анализа в области биологии и психологии. Провел большую вычислительную работу по анализу различных жизненно важных проблем (туберкулез, алкоголизм, задержки психического...
Письменная речь речь , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной...
Пластичность нервной системы способность к функциональным мозговым перестройкам в ответ на действие значимых внешних и внутренних факторов. Особенной пластичностью нервные структуры обладают в раннем онтогенезе, за счет чего возможна существенная перестройка их структуры и связей при различных повреждениях. С возрастом пластичность снижается. Для зрелого мозга свойство функциональной пластичности может проявляться и на нейронном, и на системном...
Плато интервал на кривой упражнения, представленной показателями успешности формирования навыка, на котором она параллельна оси абсцисс, представляющей собой время выработки навыка. Эффект плато свидетельствует о достижении определенной степени автоматизации...
Платон (427 347 до н. э.) древнегреческий философ, ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической...
Аполлодор и его друг К вашим расспросам я, помоему, достаточно подготовлен. На днях, когда я шел в город из дому, из Фалера, один мой знакомый увидал меня сзади и шутливо окликнул издали. Эй, крикнул он, Аполлодор, фалерский житель, погодика! Я остановился и подождал. Аполлодор, сказал он, а ведь я как раз искал тебя, чтобы расспросить о том пире у Агафона, где были Сократ, Алкивиад и другие, и узнать, что же это за речи там велись о любви. Один человек рассказывал мне о них со слов Феникса, сына Филиппа, и сказал, что ты тоже все это знаешь. Но сам он...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]