Exit Project: Глоссарий: Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера



Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. 1й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV независимы. RV шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационноспецифическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4й концепт. s1 психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература: Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: PrenticeHall, 1954; Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Платонов Константин Константинович

Платонов Константин Константинович (7.07.1906 5.09.1984) отечественный психолог. С 1925г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932г. по 1934г. заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем Челябинского тракторного завода. С 1934г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (19501958). С 1960г. он сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем вновь организованного Института психологии АН СССР....

Плацебо

Плацебо (от лат. рlасеbо понравлюсь) препарат, которой не имеет физического действия вна тот или иной симптом, но по внешнему виду (запаху, вкусу) иммитирует лекарство. Применяется для контроля при клиническом исследовании действия новых препаратов, когда одной группе больных дают плацебо, а другой истинное...

Плацебо–эффект

Плацебоэффект изменения в состоянии больных под действием плацебо , которые основаны только на психотерапевтическом...

Плацебо-терапия

Плацеботерапия (от лат. рlасеbо понравлюсь + греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Характеризуется тем, что плацебоэффект используется для достижения терапевтических задач. В качестве суггестивных воздействий, сопутствующих приему нейтральных в психофармакологическом отношении препаратов, могут выступать как поддерживающие убеждения (например, при лечении бессонницы, снятии послеоперационных болей), так и устрашающие (например, в клинике алкоголизма). Есть опыт применения в рамках систематической десенсибилизации при снятии фобических состояний. Литература. ГамбургА.Л. О роли словесного внушения в эффективности действия лекарственных веществ // Журнал высшей нервной деятельности. 1956, Вып. 1. с.8792; ЛапинИ.П. Плацебореактивность и выбор цвета // Психологический журнал, N3 (11), 1990, с.7986; ShapiroH. A Historic and...

Плетизмография

Плетизмография (от греч. plethysmos набухание и grapho пишу) методика регистрации сосудистых реакций организма посредством специального прибора, имеющего манометр и записывающее...

Плюрализм сексуальный

Плюрализм сексуальный (от лат. pluralis множественный) сексуальная перверсии, при которой достижение полового удовлетворения достигается при присутствии и участии сексуальной игре как минимум трех партнеров. При этом совместные сексуальные действия приводят к стимуляции большого числа эрогенных зон, что еще более усиливается за счет слуховых, зрительных, тактильных ощущений...

Плюс-симптомы

Плюссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Симптомы психических нарушений, содержание которых появление ранее отсутствовавших свойств. Виды: к душевным плюссимптомам им были отнесены: нервозность, усиление побуждения, усиление наплыва мыслей, возбуждение; к аффективным плюссимптомам относятся: раздражительное настроение, беспокойство, страх, внутреннее напряжение; к вегетативным плюссимптомам относятся: бессонница, сердцебиение, повышенное потоотделение, высокое кровяное давление, спазмы желудка и кишечника, прерывистое...

Пневмограф

Пневмограф (от греч. pneuma дыхание и grapho пишу) прибор для измерения амплитуды и частоты дыхания, состоящий из надувной камеры, обернутой вокруг груди и соединенной с манометром и записывающим...

Поведение

Поведение целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия , служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную...

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia лечение) поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы поведенческой терапии разрабатывались Х.Айзенком , Дж.Вольпе, А.Бандурой и др. Авторы Б.Скиннер и О.Линдсли. Литература. LindsleyO., SkinnerB., SolomonH. Studies in behavior therapy. Status Report I.Waltham, Mass., 1953; EysenckH.J. Behavior therapy and its critics // J. of behavior therapy and experim. Psychiatry, 1970, v.1, p.515; WolpeJ. The practice of the behavior therapy. N.Y., 1973, 523p.; BanduraA. Principles of behavior modification. N.Y., 1969,...

Пограничные личностные расстройства

Пограничные личностные расстройства термин, использующийся в американской психиатрической литературе для обозначения наличия выраженных психопатических состояний с тенденцией к декомпенсации. Синоним Borderline personality disorders...

Подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие предметное восприятие , осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г.Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые...

Подражание

Подражание самостоятельное копирование действий , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и...

Подростковый возраст

Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 1112 до 1617 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность , на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение . Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Яконцепции , попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитикосинтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления . Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которой являются основой...

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия (от лат. роsitivus положительный и греч. psyche душа + theraрeia лечение) форма психотерапии , автор Н.Пезешкиан (1977г.). Основана на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей. Литература. PeseschkianN. Positive Psychotherapie: Theorie und Praxis einer neuen Methode. Frankfurt, 1977; PeseschkianN. Auf der Suche nach Sinn. Frankfurt, 1983; ПезешкианН. Торговец и попугай. М.: Прогресс,...

Позиционная кривая

Позиционная кривая зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания, имеющая Uобразную форму: в силу эффекта первичности хорошо запоминаются первые элементы, а в силу эффекта недавности хорошо запоминаются последние...

Поиск ощущений

Поиск ощущений (sensation seeking) элемент мотивационнопотребностной сферы. Поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие: поиск опасностей и приключений, поиск переживаний, раскованность, восприимчивость к скуке. Литература. BirenbaumM., MontagJ. On the replicability of the factorial structure of the sensation seeking scale // Pers. and Individ. Differ. 1987, 8, N3,...

Пол

Пол онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический...

Полан Фредерик

Полан (Polan) Фредерик (1856 1931) французский психолог. Специалист в области исследования когнитивных процессов, прежде всего мышления, речи, памяти. Занимался проблемами...

Поле зрения

Поле зрения пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх 55 градусов, вниз 60, снаружи 90, внутрь 60 (для ахроматического стимула, для хроматического меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший для...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Теория социально научения Роттера