Exit Project: Глоссарий: Брунер Джером Сеймур (Bruner)

Брунер Джером Сеймур (Bruner)



Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с AllportG.W., JandorfE.M.), Character and Personality, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов , целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с GoodmanC.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с PostmanL.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий , в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с OlverR.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но изза столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Литература .

Другие статьи : Бабенковой синдром правого полушария, Бабинского симптом, Бабинского — Вакеза болезнь, Бабинского—Фромана синдром, Базальные эмоции, Базовые нарушения при шизофрении, Базоспазм, Базофилизм гипофизарный, Базофобия, Байярже симптом, Бактериофобия, Бакэ, Балара—Дежана—Пе синдром, Балинского Зрачковые симптомы, Балинт (Balint) Михаль, Балинта диета, Балинта синдром, Балинтовские группы, Бало болезнь, Бамбергера синдром, Бандура (Bandura) Альберт, Барагнозия, Барт (Burt) Сирил Лодовик, Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз, Барьер смысловой, Басов Михаил Яковлевич, Бедлам, Безобразное мышление, Безориентирное поле, Безусловный рефлекс, Бейтсон (Bateson) Грегори, Белый шум, Бендер Лауретта, Бенеке, Фридрих Эдуард, Бентли Исаак Мэдисон, Бентон Артур Лестер, Бергер (Berger) Ханс, Бергсон (Bergson) Анри, Берингер (Beringer) Курт, Беркли Джордж, Берн Эрик, Бернгейм Ипполит, Бернштейн Николай Александрович, Бессознательное, Бехтерев Владимир Михайлович, Библиография по психологии (на иностранных языках), Библиография по психологии (на русском языке), Библиопсихологическая теория, Библиотека иностранной литературы, Библиотека Психологического института РАО, Библиотерапия, Било, Бинауральный слух, Бине Альфред, Бинокулярное зрение, Бинокулярный параллакс, Бинсвангер Людвиг, Биогенетический закон, Биологическая адаптация, Биологическая обратная связь, Биологическая теория эмоций Анохина, Биологические часы, Бионика, Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна, Биоэнергетический анализ, Биренбаум Гита Васильевна, Бирнбаум (Birnbaum) Карл, Бихевиоризм, Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей), Блаватская Елена Петровна, Блейлер (Bleuler) Эйген, Близнецовый метод, Блоки мозга, Блондель Шарль, Блонский Павел Петрович, Боваризм, Боген (Bogen) Гельмут, Бодалев Алексей Александрович, Божович Лидия Ильинична, Боксерская деменция, Болдуин Джеймс Марк, Болевые ощущения, Большая пятерка, Босс Медард, Бред значения, Брейер Жозеф, Брентано Франц, Бретт (Brett) Джордж Сидней, Бродбент (Broadbent) Дональд, Брунер Джером Сеймур (Bruner), Брунсвик Эгон, Буферная память, Бэкон Фрэнсис, Бэн Александр, Бюлер Карл, Бюлер Шарлотта, Бюхнер Людвиг, , ...

 

Платонов Константин Константинович

Платонов Константин Константинович (7.07.1906 5.09.1984) отечественный психолог. С 1925г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932г. по 1934г. заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем Челябинского тракторного завода. С 1934г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (19501958). С 1960г. он сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем вновь организованного Института психологии АН СССР....

Плацебо

Плацебо (от лат. рlасеbо понравлюсь) препарат, которой не имеет физического действия вна тот или иной симптом, но по внешнему виду (запаху, вкусу) иммитирует лекарство. Применяется для контроля при клиническом исследовании действия новых препаратов, когда одной группе больных дают плацебо, а другой истинное...

Плацебо–эффект

Плацебоэффект изменения в состоянии больных под действием плацебо , которые основаны только на психотерапевтическом...

Плацебо-терапия

Плацеботерапия (от лат. рlасеbо понравлюсь + греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Характеризуется тем, что плацебоэффект используется для достижения терапевтических задач. В качестве суггестивных воздействий, сопутствующих приему нейтральных в психофармакологическом отношении препаратов, могут выступать как поддерживающие убеждения (например, при лечении бессонницы, снятии послеоперационных болей), так и устрашающие (например, в клинике алкоголизма). Есть опыт применения в рамках систематической десенсибилизации при снятии фобических состояний. Литература. ГамбургА.Л. О роли словесного внушения в эффективности действия лекарственных веществ // Журнал высшей нервной деятельности. 1956, Вып. 1. с.8792; ЛапинИ.П. Плацебореактивность и выбор цвета // Психологический журнал, N3 (11), 1990, с.7986; ShapiroH. A Historic and...

Плетизмография

Плетизмография (от греч. plethysmos набухание и grapho пишу) методика регистрации сосудистых реакций организма посредством специального прибора, имеющего манометр и записывающее...

Плюрализм сексуальный

Плюрализм сексуальный (от лат. pluralis множественный) сексуальная перверсии, при которой достижение полового удовлетворения достигается при присутствии и участии сексуальной игре как минимум трех партнеров. При этом совместные сексуальные действия приводят к стимуляции большого числа эрогенных зон, что еще более усиливается за счет слуховых, зрительных, тактильных ощущений...

Плюс-симптомы

Плюссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Симптомы психических нарушений, содержание которых появление ранее отсутствовавших свойств. Виды: к душевным плюссимптомам им были отнесены: нервозность, усиление побуждения, усиление наплыва мыслей, возбуждение; к аффективным плюссимптомам относятся: раздражительное настроение, беспокойство, страх, внутреннее напряжение; к вегетативным плюссимптомам относятся: бессонница, сердцебиение, повышенное потоотделение, высокое кровяное давление, спазмы желудка и кишечника, прерывистое...

Пневмограф

Пневмограф (от греч. pneuma дыхание и grapho пишу) прибор для измерения амплитуды и частоты дыхания, состоящий из надувной камеры, обернутой вокруг груди и соединенной с манометром и записывающим...

Поведение

Поведение целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия , служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную...

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia лечение) поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы поведенческой терапии разрабатывались Х.Айзенком , Дж.Вольпе, А.Бандурой и др. Авторы Б.Скиннер и О.Линдсли. Литература. LindsleyO., SkinnerB., SolomonH. Studies in behavior therapy. Status Report I.Waltham, Mass., 1953; EysenckH.J. Behavior therapy and its critics // J. of behavior therapy and experim. Psychiatry, 1970, v.1, p.515; WolpeJ. The practice of the behavior therapy. N.Y., 1973, 523p.; BanduraA. Principles of behavior modification. N.Y., 1969,...

Пограничные личностные расстройства

Пограничные личностные расстройства термин, использующийся в американской психиатрической литературе для обозначения наличия выраженных психопатических состояний с тенденцией к декомпенсации. Синоним Borderline personality disorders...

Подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие предметное восприятие , осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г.Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые...

Подражание

Подражание самостоятельное копирование действий , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и...

Подростковый возраст

Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 1112 до 1617 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность , на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение . Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Яконцепции , попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитикосинтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления . Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которой являются основой...

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия (от лат. роsitivus положительный и греч. psyche душа + theraрeia лечение) форма психотерапии , автор Н.Пезешкиан (1977г.). Основана на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей. Литература. PeseschkianN. Positive Psychotherapie: Theorie und Praxis einer neuen Methode. Frankfurt, 1977; PeseschkianN. Auf der Suche nach Sinn. Frankfurt, 1983; ПезешкианН. Торговец и попугай. М.: Прогресс,...

Позиционная кривая

Позиционная кривая зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания, имеющая Uобразную форму: в силу эффекта первичности хорошо запоминаются первые элементы, а в силу эффекта недавности хорошо запоминаются последние...

Поиск ощущений

Поиск ощущений (sensation seeking) элемент мотивационнопотребностной сферы. Поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие: поиск опасностей и приключений, поиск переживаний, раскованность, восприимчивость к скуке. Литература. BirenbaumM., MontagJ. On the replicability of the factorial structure of the sensation seeking scale // Pers. and Individ. Differ. 1987, 8, N3,...

Пол

Пол онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический...

Полан Фредерик

Полан (Polan) Фредерик (1856 1931) французский психолог. Специалист в области исследования когнитивных процессов, прежде всего мышления, речи, памяти. Занимался проблемами...

Поле зрения

Поле зрения пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх 55 градусов, вниз 60, снаружи 90, внутрь 60 (для ахроматического стимула, для хроматического меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший для...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Брунер Джером Сеймур (Bruner)