Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Поле переживания

Поле переживания (Erlebnisfeld) теоретическое понятие гештальтпсихологии , автор К.Левин . Градации степеней ясности того или иного содержания сознания. В соответствии с этим, сознание понимается как некая область, где каждое отдельное переживание занимает вполне определенное поле. Это поле может быть более широким или более узким, точно отграниченным или диффузным. Оно зависит от контекста, в которое помещается данное содержание, от его структурирования, от динамики процесса, а также от индивидуальных особенностей. При психических заболеваниях поле переживаний изменяется. Так, по К.Конраду , при помрачении сознания при симптоматическом психозе актуальное поле переживаний претерпевает изменения в сторону увеличения роли протопатических составляющих. Литература. LewinK. A Dynamic...

Политическая психология

Политическая психология отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокусгруппы, тесты, экспертные...

Политцер Жорж

Политцер (Politzer) Жорж (3.05.1903, Надьварад, Венгрия 23.05.1942) французский философмаркcист, психолог. В 1923г. основал Журнал конкретной психологии (Revue de psychologie concrete), вышло лишь два номера. В 1930егг. принял участие в создании в Париже Рабочего университета, где изучался марксизм (ныне Новый университет). В 193536гг. читал в нем курс диалектического и исторического материализма. С начала 2й мировой войны вел борьбу против фашизма в подполье. Был арестован правительством Виши, выдан немцам и расстрелян. В начале 20хгг. испытал существенное влияние психоаналитического метода, который привлек его тенденцией изучать целостного человека. В дальнейшем критиковал психоанализ за биологизаторство. Исходя из материалистического понимания общества и истории, пытался построить...

Полиэффекторный метод

Полиэффекторный метод одновременная регистрация нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме наиболее часто регистрируются такие психофизиологические показатели, как кожногальваническая и сердечнососудистая реакция, биопотенциалы мозга, тремор, электромиографические реакции, дыхание, артериальное...

Половая жизнь

У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины. Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и...

Половая идентичность

Половая идентичность осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании...

Половая роль

Половая роль социальная модель поведения , включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически...

Половое созревание

Cложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы. В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко — мужской (46ХУ)....

Половые перверсии

Половые перверсии (лат. perversio, perversus перевернутый, извращенный) качественные нарушения направленности и способов удовлетворения полового влечения . Те нарушения, которые связаны прежде всего с количественными характеристиками либидо (фригидность, сатириазис, нимфомания, эротомания, айдойомания) под это понятие не попадают. Обычно среди половых перверсий выделяют две группы, первая из которых связана с направленностью полового влечения (гомосексуализм, педофилия, геронтофилия, пигмалионофилия, некрофилия, зоофилия, нарциссизм, фетишизм, инцестофилия), вторая со способом удовлетворения полового влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, трансвестизм, плюрализм, вуайеризм, эксаудиризм, фроттаж). Принято считать, что истинные перверсии имеют навязчивый характер; прогрессируют; затрудняют длительные партнерские связи; связаны с периодически нарастающим сексуальным беспокойством; приводят к нарастанию социальной...

Полосы Маха

Полосы Маха эффект, описанный Э.Махом в 60егг. XIXв., представляющий собой краевой контраст, возникающий при рассматривании двух равномерно окрашенных серых или цветных пятен, которые имеют разную яркость и разделены плавным переходом от одной яркости к другой. При этом субъективно воспринимается не плавный переход между пятнами, а иллюзорные полосы. Так, в области светлого пятна воспринимается еще более светлая полоса, а темного еще более...

Поляков Юрий Федорович

Поляков Юрий Федорович (род. 9.12.1927) отечественный психолог. В 1943г. поступил в Московскую артиллерийскую спецшколу. С 1946г. по 1951г. обучался на отделении психологии и логики филологического факультета МГУ. Ученик С.Л.Рубинштейна . В дальнейшем работал в больнице им.П.Б.Ганнушкина, в лаборатории патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР у Б.В.Зейгарник . С 1959г. по 1962г. работал в Институте психиатрии МЗ РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию. Заведовал лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии АМН СССР. В 1968г. защитил докторскую диссертацию на тему Нарушение познавательной деятельности при шизофрении. С 1981г. также заведовал кафедрой нейропсихологии факультета психологии МГУ. Профессор. Специалист по широкому кругу проблем медицинской психологии и...

Помехоустойчивость оператора

Помехоустойчивость оператора готовность к эффективному выполнению производственных действий при помехах, характеристики которых близки к характеристикам полезных сигналов. Распознавание полезных сигналов на фоне таких помех связано с существенным нервным...

Понимание

Понимание выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в...

Понимающая психология

Понимающая психология направление в немецкой психологии конца ХIХ начала ХХв., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурноисторическими ценностями. Саму идею выдвинул В.Дильтей , в дальнейшем она была развита в работах Э.Шпрангера , который и ввел сам термин понимающей психологии. Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А.Пфендер, Ф.Крюгер) и философов экзистенциалистов (К.Ясперс,...

Пономарев Яков Александрович

Пономарев Яков Александрович (25.12.1920, Вичуга Ивановской области 22.02.1997) отечественный психолог. В 1939г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952г. по 1956г. работал в Уголке им.Дурова. С 1957г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961г. по 1966г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел...

Понятие

Понятие символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие , воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Выделяют эмпирические и теоретические понятия...

Понятие о сохранении

Понятие о сохранении феномен, зафиксированный в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже . Заключается в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий . Так, например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или...

Поправка на случайный успех

Поправка на случайный успех учет вероятности ответов на предъявленный раздражитель при ориентировке на несенсорные данные. Процедура предложена...

Порнографомания

Порнографомания (от греч. pornos развратник) вид половой перверсии. Достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при чтении, рассматривании порнографической продукции и при ее создании, которое служит выражению сексуальных фантазий. Термин вошел в современную культуру из книги Ретифа де ла Бретонна Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции...

Порог исчезновения

Порог исчезновения понятие, используемое в психофизике для обозначения степени интенсивности стимула, при уменьшении которой раздражитель уже перестает вызывать ощущение (для абсолютного порога), или различия раздражителей не выявляются (для дифференциального порога...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху