Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Поле переживания (Erlebnisfeld) теоретическое понятие гештальтпсихологии , автор К.Левин . Градации степеней ясности того или иного содержания сознания. В соответствии с этим, сознание понимается как некая область, где каждое отдельное переживание занимает вполне определенное поле. Это поле может быть более широким или более узким, точно отграниченным или диффузным. Оно зависит от контекста, в которое помещается данное содержание, от его структурирования, от динамики процесса, а также от индивидуальных особенностей. При психических заболеваниях поле переживаний изменяется. Так, по К.Конраду , при помрачении сознания при симптоматическом психозе актуальное поле переживаний претерпевает изменения в сторону увеличения роли протопатических составляющих. Литература. LewinK. A Dynamic...
Политическая психология отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокусгруппы, тесты, экспертные...
Политцер (Politzer) Жорж (3.05.1903, Надьварад, Венгрия 23.05.1942) французский философмаркcист, психолог. В 1923г. основал Журнал конкретной психологии (Revue de psychologie concrete), вышло лишь два номера. В 1930егг. принял участие в создании в Париже Рабочего университета, где изучался марксизм (ныне Новый университет). В 193536гг. читал в нем курс диалектического и исторического материализма. С начала 2й мировой войны вел борьбу против фашизма в подполье. Был арестован правительством Виши, выдан немцам и расстрелян. В начале 20хгг. испытал существенное влияние психоаналитического метода, который привлек его тенденцией изучать целостного человека. В дальнейшем критиковал психоанализ за биологизаторство. Исходя из материалистического понимания общества и истории, пытался построить...
Полиэффекторный метод одновременная регистрация нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме наиболее часто регистрируются такие психофизиологические показатели, как кожногальваническая и сердечнососудистая реакция, биопотенциалы мозга, тремор, электромиографические реакции, дыхание, артериальное...
У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины. Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и...
Половая идентичность осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании...
Половая роль социальная модель поведения , включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически...
Cложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы. В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко — мужской (46ХУ)....
Половые перверсии (лат. perversio, perversus перевернутый, извращенный) качественные нарушения направленности и способов удовлетворения полового влечения . Те нарушения, которые связаны прежде всего с количественными характеристиками либидо (фригидность, сатириазис, нимфомания, эротомания, айдойомания) под это понятие не попадают. Обычно среди половых перверсий выделяют две группы, первая из которых связана с направленностью полового влечения (гомосексуализм, педофилия, геронтофилия, пигмалионофилия, некрофилия, зоофилия, нарциссизм, фетишизм, инцестофилия), вторая со способом удовлетворения полового влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, трансвестизм, плюрализм, вуайеризм, эксаудиризм, фроттаж). Принято считать, что истинные перверсии имеют навязчивый характер; прогрессируют; затрудняют длительные партнерские связи; связаны с периодически нарастающим сексуальным беспокойством; приводят к нарастанию социальной...
Полосы Маха эффект, описанный Э.Махом в 60егг. XIXв., представляющий собой краевой контраст, возникающий при рассматривании двух равномерно окрашенных серых или цветных пятен, которые имеют разную яркость и разделены плавным переходом от одной яркости к другой. При этом субъективно воспринимается не плавный переход между пятнами, а иллюзорные полосы. Так, в области светлого пятна воспринимается еще более светлая полоса, а темного еще более...
Поляков Юрий Федорович (род. 9.12.1927) отечественный психолог. В 1943г. поступил в Московскую артиллерийскую спецшколу. С 1946г. по 1951г. обучался на отделении психологии и логики филологического факультета МГУ. Ученик С.Л.Рубинштейна . В дальнейшем работал в больнице им.П.Б.Ганнушкина, в лаборатории патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР у Б.В.Зейгарник . С 1959г. по 1962г. работал в Институте психиатрии МЗ РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию. Заведовал лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии АМН СССР. В 1968г. защитил докторскую диссертацию на тему Нарушение познавательной деятельности при шизофрении. С 1981г. также заведовал кафедрой нейропсихологии факультета психологии МГУ. Профессор. Специалист по широкому кругу проблем медицинской психологии и...
Помехоустойчивость оператора готовность к эффективному выполнению производственных действий при помехах, характеристики которых близки к характеристикам полезных сигналов. Распознавание полезных сигналов на фоне таких помех связано с существенным нервным...
Понимание выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в...
Понимающая психология направление в немецкой психологии конца ХIХ начала ХХв., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурноисторическими ценностями. Саму идею выдвинул В.Дильтей , в дальнейшем она была развита в работах Э.Шпрангера , который и ввел сам термин понимающей психологии. Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А.Пфендер, Ф.Крюгер) и философов экзистенциалистов (К.Ясперс,...
Пономарев Яков Александрович (25.12.1920, Вичуга Ивановской области 22.02.1997) отечественный психолог. В 1939г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952г. по 1956г. работал в Уголке им.Дурова. С 1957г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961г. по 1966г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел...
Понятие символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие , воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Выделяют эмпирические и теоретические понятия...
Понятие о сохранении феномен, зафиксированный в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже . Заключается в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий . Так, например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или...
Поправка на случайный успех учет вероятности ответов на предъявленный раздражитель при ориентировке на несенсорные данные. Процедура предложена...
Порнографомания (от греч. pornos развратник) вид половой перверсии. Достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при чтении, рассматривании порнографической продукции и при ее создании, которое служит выражению сексуальных фантазий. Термин вошел в современную культуру из книги Ретифа де ла Бретонна Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции...
Порог исчезновения понятие, используемое в психофизике для обозначения степени интенсивности стимула, при уменьшении которой раздражитель уже перестает вызывать ощущение (для абсолютного порога), или различия раздражителей не выявляются (для дифференциального порога...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]