АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.
В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.
В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".
С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".
В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.
В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.
В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").
Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.
Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Основные работы:
"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);
"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);
"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);
"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);
"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Поле переживания (Erlebnisfeld) теоретическое понятие гештальтпсихологии , автор К.Левин . Градации степеней ясности того или иного содержания сознания. В соответствии с этим, сознание понимается как некая область, где каждое отдельное переживание занимает вполне определенное поле. Это поле может быть более широким или более узким, точно отграниченным или диффузным. Оно зависит от контекста, в которое помещается данное содержание, от его структурирования, от динамики процесса, а также от индивидуальных особенностей. При психических заболеваниях поле переживаний изменяется. Так, по К.Конраду , при помрачении сознания при симптоматическом психозе актуальное поле переживаний претерпевает изменения в сторону увеличения роли протопатических составляющих. Литература. LewinK. A Dynamic...
Политическая психология отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокусгруппы, тесты, экспертные...
Политцер (Politzer) Жорж (3.05.1903, Надьварад, Венгрия 23.05.1942) французский философмаркcист, психолог. В 1923г. основал Журнал конкретной психологии (Revue de psychologie concrete), вышло лишь два номера. В 1930егг. принял участие в создании в Париже Рабочего университета, где изучался марксизм (ныне Новый университет). В 193536гг. читал в нем курс диалектического и исторического материализма. С начала 2й мировой войны вел борьбу против фашизма в подполье. Был арестован правительством Виши, выдан немцам и расстрелян. В начале 20хгг. испытал существенное влияние психоаналитического метода, который привлек его тенденцией изучать целостного человека. В дальнейшем критиковал психоанализ за биологизаторство. Исходя из материалистического понимания общества и истории, пытался построить...
Полиэффекторный метод одновременная регистрация нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме наиболее часто регистрируются такие психофизиологические показатели, как кожногальваническая и сердечнососудистая реакция, биопотенциалы мозга, тремор, электромиографические реакции, дыхание, артериальное...
У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины. Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и...
Половая идентичность осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании...
Половая роль социальная модель поведения , включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически...
Cложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы. В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко — мужской (46ХУ)....
Половые перверсии (лат. perversio, perversus перевернутый, извращенный) качественные нарушения направленности и способов удовлетворения полового влечения . Те нарушения, которые связаны прежде всего с количественными характеристиками либидо (фригидность, сатириазис, нимфомания, эротомания, айдойомания) под это понятие не попадают. Обычно среди половых перверсий выделяют две группы, первая из которых связана с направленностью полового влечения (гомосексуализм, педофилия, геронтофилия, пигмалионофилия, некрофилия, зоофилия, нарциссизм, фетишизм, инцестофилия), вторая со способом удовлетворения полового влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, трансвестизм, плюрализм, вуайеризм, эксаудиризм, фроттаж). Принято считать, что истинные перверсии имеют навязчивый характер; прогрессируют; затрудняют длительные партнерские связи; связаны с периодически нарастающим сексуальным беспокойством; приводят к нарастанию социальной...
Полосы Маха эффект, описанный Э.Махом в 60егг. XIXв., представляющий собой краевой контраст, возникающий при рассматривании двух равномерно окрашенных серых или цветных пятен, которые имеют разную яркость и разделены плавным переходом от одной яркости к другой. При этом субъективно воспринимается не плавный переход между пятнами, а иллюзорные полосы. Так, в области светлого пятна воспринимается еще более светлая полоса, а темного еще более...
Поляков Юрий Федорович (род. 9.12.1927) отечественный психолог. В 1943г. поступил в Московскую артиллерийскую спецшколу. С 1946г. по 1951г. обучался на отделении психологии и логики филологического факультета МГУ. Ученик С.Л.Рубинштейна . В дальнейшем работал в больнице им.П.Б.Ганнушкина, в лаборатории патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР у Б.В.Зейгарник . С 1959г. по 1962г. работал в Институте психиатрии МЗ РСФСР. В 1962г. защитил кандидатскую диссертацию. Заведовал лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии АМН СССР. В 1968г. защитил докторскую диссертацию на тему Нарушение познавательной деятельности при шизофрении. С 1981г. также заведовал кафедрой нейропсихологии факультета психологии МГУ. Профессор. Специалист по широкому кругу проблем медицинской психологии и...
Помехоустойчивость оператора готовность к эффективному выполнению производственных действий при помехах, характеристики которых близки к характеристикам полезных сигналов. Распознавание полезных сигналов на фоне таких помех связано с существенным нервным...
Понимание выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в...
Понимающая психология направление в немецкой психологии конца ХIХ начала ХХв., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурноисторическими ценностями. Саму идею выдвинул В.Дильтей , в дальнейшем она была развита в работах Э.Шпрангера , который и ввел сам термин понимающей психологии. Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А.Пфендер, Ф.Крюгер) и философов экзистенциалистов (К.Ясперс,...
Пономарев Яков Александрович (25.12.1920, Вичуга Ивановской области 22.02.1997) отечественный психолог. В 1939г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952г. по 1956г. работал в Уголке им.Дурова. С 1957г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961г. по 1966г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел...
Понятие символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие , воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Выделяют эмпирические и теоретические понятия...
Понятие о сохранении феномен, зафиксированный в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже . Заключается в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий . Так, например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или...
Поправка на случайный успех учет вероятности ответов на предъявленный раздражитель при ориентировке на несенсорные данные. Процедура предложена...
Порнографомания (от греч. pornos развратник) вид половой перверсии. Достижение полового возбуждения и удовлетворения происходит при чтении, рассматривании порнографической продукции и при ее создании, которое служит выражению сексуальных фантазий. Термин вошел в современную культуру из книги Ретифа де ла Бретонна Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции...
Порог исчезновения понятие, используемое в психофизике для обозначения степени интенсивности стимула, при уменьшении которой раздражитель уже перестает вызывать ощущение (для абсолютного порога), или различия раздражителей не выявляются (для дифференциального порога...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]