Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Порог появления в психофизике

Порог появления в психофизике величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать...

Пороги ощущений

Пороги ощущений качественные показатели чувствительности анализатора . Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги...

Пороговая проблема

Пороговая проблема в психофизике Г.Фехнера постулировалось, что величина порога ощущения строго определяется величиной физического раздражителя. В противоположность ей сформировался подход, где постулировалось непрерывное строение сенсорного ряда ( Г.Мюллер , Дж.Ястребов, Ж.Дельбеф). Таким образом, сталкиваются два подхода: при дискретном подходе считается, что внешнее воздействие должно достигнуть определенной величины, чтобы вызвать ощущение (порог как реальное свойство сенсорной системы), при непрерывном подходе что любое возрастание раздражителя дает соответствующее возрастание ощущения (порог как дискретный способ анализа непрерывной величины). Литература. БардинК.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика // Вопросы психологии. 1990, N1,...

Пороговая теория Фехнера

Пороговая теория Фехнера модель, созданная Г.Фехнером , призванная объяснить принцип работы сенсорных систем. В ней выделяется четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимается как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический этап, попытался выявить зависимость непосредственно между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен основной психофизический...

Пороговые теории

Пороговые теории теоретические модели, призванные объяснить принцип работы сенсорных систем. Основная проблема, которая при этом решается, существование и сущность сенсорных порогов. В одних теориях считается, что сенсорные системы работают по дискретному, или пороговому, принципу, в других по непрерывному. К числу основных пороговых теорий относятся классическая теория Фехнера , классическая теория непрерывности сенсорного ряда, нейроквантовая теория, высокопороговая теория, психофизическая модель обнаружения сигнала, теория двух...

Порядковая шкала

Порядковая шкала метрическая шкала, отображающая наряду с отношением эквивалентности еще и отношение порядка. Каждый элемент по выраженности шкалируемого признака сопоставляется с другими, но без использования единицы измерения; для такой шкалы возможно любое монотонное преобразование. По порядковой шкале ставятся оценки успеваемости в школе, порядковой является шкала твердости минералов...

Последовательная обработка информации

Последовательная обработка информации модель, используемая в когнитивной психологии, согласно которой информация поочередно проходит ряд преобразований в определенных блоках, так что в каждый отрезок времени ее переработка осуществляется лишь в одном блоке. Альтернативная модель предполагает параллельную переработку информации в нескольких одновременно работающих...

Последовательный анализ

Последовательный анализ метод проверки статистических гипотез, разработанный А.Вальцом, Дж.Вольфовитцем, Г.Робинсом, когда после осуществления каждого наблюдения принимается решение либо принять проверяемую гипотезу, либо отвергнуть, либо продолжить...

Последовательный образ

Последовательный образ зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти...

Послеобраз

Послеобраз остаточное явление, возникающее после рассмотрения какоголибо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются изза их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету...

Постоянный раздражитель

Постоянный раздражитель один из двух раздражителей, остающийся постоянным по величине и выполняющий роль образца при определении дифференциальных порогов...

Построение движения

Построение движения основное понятие теории функционирования моторики человека, разработанной Н.А.Бернштейном . Построение движений реализуется за счет работы нескольких уровней, каждый из которых порождает целый спектр полноценных движений, а не отдельные качества одного движения, и определяется смысловой структурой действия , двигательным составом , комплексом афферентаций сенсорного синтеза , морфологическим субстратом. Существует два уровня: ведущий, на котором определяется смысл данной двигательной задачи и который подчиняет себе остальные уровни, и фоновый, на котором реализуются технические компоненты движения (тонус, иннервация, деиннервация, реципроктное торможение , сложные...

Постулат непосредственности

Постулат непосредственности Д.Н.Узнадзе методологическая установка, в соответствии с которой считается, что объективная реальность непосредственно и сразу влияет на содержание сознания. Свойственна интроспективной психологии и раннему бихевиоризму. Делались попытки снять этот постулат за счет введения компонентов, опосредствующих отношения среда психика. Для Узнадзе таким компонентом выступала установка, в деятельностной школе деятельность. Литература УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М.,...

Поступок

Поступок личностная форма поведения , в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым...

Потеря автоматизма

Потеря автоматизма (автор L.Sullwold 1977г.) базовая характеристика шизофрении. Потеря способности к автоматизированному, неконтролируемому сознанием выполнению ранее выработанных навыков. Даже небольшие поведенческие реакции (расчесывание волос, бритье и пр.) больному приходится контролировать сознательно, уделяя им максимум...

Поток сознания

Поток сознания модель сознания, предложенная американским психологом У.Джемсом , в котором ему приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Является альтернативной предложенной В.Вундтом и Э.Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве которых рассматривались ощущения и их...

Потребности

Потребности форма проявления интенциональной природы психики , в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности , необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты , в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно...

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова

Потребностноинформационная теория эмоций Симонова формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В.Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какойлибо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э=f[П,(ИнИс),...], где Ээмоция; Псила и качество актуальной потребности; (ИнИс)оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Исинформация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Литература. СимоновП.В. Потребностноинформационная теория эмоций // Вопросы...

Потребность в агрессии

Потребность в агрессии (Aggressionstrieb) психоаналитическое понятие, введенное А.Адлером в 1908г. (доклад О потребности в агрессии, прочитанный в Зальцбурге) для объяснения агрессивного поведения. По его мнению, в качестве основы такого поведения выступает стремление к власти, которое, в свою очередь, обусловлено побуждением к преодолению чувства неполноценности . Если же потребность к агрессии подавляется, то это приводит к появлению чувства страха, рассматриваемого одним из ведущих признаков невроза . З.Фрейд первоначально отнесся к данному понятию негативно, но в 1920г. пересмотрел свою точку зрения, признав, что не все формы поведения могут быть объяснены за счет обращения к понятию либидо . Но в его интерпретации,...

Потребность в доминировании

Потребность в доминировании (от лат. dominus господствующий) элемент мотивационнопотребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, обольщать, убеждать, приказывать, запрещать,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху