Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Порог появления в психофизике

Порог появления в психофизике величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать...

Пороги ощущений

Пороги ощущений качественные показатели чувствительности анализатора . Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги...

Пороговая проблема

Пороговая проблема в психофизике Г.Фехнера постулировалось, что величина порога ощущения строго определяется величиной физического раздражителя. В противоположность ей сформировался подход, где постулировалось непрерывное строение сенсорного ряда ( Г.Мюллер , Дж.Ястребов, Ж.Дельбеф). Таким образом, сталкиваются два подхода: при дискретном подходе считается, что внешнее воздействие должно достигнуть определенной величины, чтобы вызвать ощущение (порог как реальное свойство сенсорной системы), при непрерывном подходе что любое возрастание раздражителя дает соответствующее возрастание ощущения (порог как дискретный способ анализа непрерывной величины). Литература. БардинК.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика // Вопросы психологии. 1990, N1,...

Пороговая теория Фехнера

Пороговая теория Фехнера модель, созданная Г.Фехнером , призванная объяснить принцип работы сенсорных систем. В ней выделяется четыре этапа процесса чувственного отражения: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический), ощущение (психический), суждение (логический). Сенсорный порог понимается как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический этап, попытался выявить зависимость непосредственно между раздражением и ощущением. Благодаря этому был выведен основной психофизический...

Пороговые теории

Пороговые теории теоретические модели, призванные объяснить принцип работы сенсорных систем. Основная проблема, которая при этом решается, существование и сущность сенсорных порогов. В одних теориях считается, что сенсорные системы работают по дискретному, или пороговому, принципу, в других по непрерывному. К числу основных пороговых теорий относятся классическая теория Фехнера , классическая теория непрерывности сенсорного ряда, нейроквантовая теория, высокопороговая теория, психофизическая модель обнаружения сигнала, теория двух...

Порядковая шкала

Порядковая шкала метрическая шкала, отображающая наряду с отношением эквивалентности еще и отношение порядка. Каждый элемент по выраженности шкалируемого признака сопоставляется с другими, но без использования единицы измерения; для такой шкалы возможно любое монотонное преобразование. По порядковой шкале ставятся оценки успеваемости в школе, порядковой является шкала твердости минералов...

Последовательная обработка информации

Последовательная обработка информации модель, используемая в когнитивной психологии, согласно которой информация поочередно проходит ряд преобразований в определенных блоках, так что в каждый отрезок времени ее переработка осуществляется лишь в одном блоке. Альтернативная модель предполагает параллельную переработку информации в нескольких одновременно работающих...

Последовательный анализ

Последовательный анализ метод проверки статистических гипотез, разработанный А.Вальцом, Дж.Вольфовитцем, Г.Робинсом, когда после осуществления каждого наблюдения принимается решение либо принять проверяемую гипотезу, либо отвергнуть, либо продолжить...

Последовательный образ

Последовательный образ зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти...

Послеобраз

Послеобраз остаточное явление, возникающее после рассмотрения какоголибо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются изза их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету...

Постоянный раздражитель

Постоянный раздражитель один из двух раздражителей, остающийся постоянным по величине и выполняющий роль образца при определении дифференциальных порогов...

Построение движения

Построение движения основное понятие теории функционирования моторики человека, разработанной Н.А.Бернштейном . Построение движений реализуется за счет работы нескольких уровней, каждый из которых порождает целый спектр полноценных движений, а не отдельные качества одного движения, и определяется смысловой структурой действия , двигательным составом , комплексом афферентаций сенсорного синтеза , морфологическим субстратом. Существует два уровня: ведущий, на котором определяется смысл данной двигательной задачи и который подчиняет себе остальные уровни, и фоновый, на котором реализуются технические компоненты движения (тонус, иннервация, деиннервация, реципроктное торможение , сложные...

Постулат непосредственности

Постулат непосредственности Д.Н.Узнадзе методологическая установка, в соответствии с которой считается, что объективная реальность непосредственно и сразу влияет на содержание сознания. Свойственна интроспективной психологии и раннему бихевиоризму. Делались попытки снять этот постулат за счет введения компонентов, опосредствующих отношения среда психика. Для Узнадзе таким компонентом выступала установка, в деятельностной школе деятельность. Литература УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М.,...

Поступок

Поступок личностная форма поведения , в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым...

Потеря автоматизма

Потеря автоматизма (автор L.Sullwold 1977г.) базовая характеристика шизофрении. Потеря способности к автоматизированному, неконтролируемому сознанием выполнению ранее выработанных навыков. Даже небольшие поведенческие реакции (расчесывание волос, бритье и пр.) больному приходится контролировать сознательно, уделяя им максимум...

Поток сознания

Поток сознания модель сознания, предложенная американским психологом У.Джемсом , в котором ему приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Является альтернативной предложенной В.Вундтом и Э.Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве которых рассматривались ощущения и их...

Потребности

Потребности форма проявления интенциональной природы психики , в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности , необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты , в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно...

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова

Потребностноинформационная теория эмоций Симонова формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В.Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какойлибо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э=f[П,(ИнИс),...], где Ээмоция; Псила и качество актуальной потребности; (ИнИс)оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Исинформация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Литература. СимоновП.В. Потребностноинформационная теория эмоций // Вопросы...

Потребность в агрессии

Потребность в агрессии (Aggressionstrieb) психоаналитическое понятие, введенное А.Адлером в 1908г. (доклад О потребности в агрессии, прочитанный в Зальцбурге) для объяснения агрессивного поведения. По его мнению, в качестве основы такого поведения выступает стремление к власти, которое, в свою очередь, обусловлено побуждением к преодолению чувства неполноценности . Если же потребность к агрессии подавляется, то это приводит к появлению чувства страха, рассматриваемого одним из ведущих признаков невроза . З.Фрейд первоначально отнесся к данному понятию негативно, но в 1920г. пересмотрел свою точку зрения, признав, что не все формы поведения могут быть объяснены за счет обращения к понятию либидо . Но в его интерпретации,...

Потребность в доминировании

Потребность в доминировании (от лат. dominus господствующий) элемент мотивационнопотребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, обольщать, убеждать, приказывать, запрещать,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания