АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908. Аристотель. О душе. Сочинения в 4т., т.1. М.: Мысль, 1976. АрнольдЭ. Свет Азии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: А86). АхелисТ. Очерк сравнительного изучения религии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). БанфиА. Избранное, 1965, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 87.8) // Философия искусства, 1989, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3Б23). БасиловВ.Н. Избранники духов, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86, Б272). БасовМ.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922 // Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1925 // Общие основы педологии. 2е изд. М.Л., 1931 // Избранные психологические произведения. М., 1975. БергсонА. Восприятие изменчивости, 1911, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3) // Материя и память. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992 // Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992. БерезинФ.Б., МирошниковМ.П., СоколоваЕ.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. БерклиД. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. М.: Мысль, 1978. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. БернарК. Жизненные явления, общие животным и растениям. СПб., 1878. БехтеревВ.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Коллективная рефлексология. Петроград, 1921 // Общие основы рефлексологии труда. М.Л., 1928. БехтеревВ.М. и др. Рефлексология труда. М.Л., 1926. БинеА. Механизмы мышления. Одесса, 1894 // Введение в экспериментальную психологию, 2е изд., СПб., 1903 (совм. с В.Анри). БлейлерЭ. Руководство по психиатрии. Берлин, 1920 // Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. БлонскийП.П. Реформа науки. М., 1920 // Очерк научной психологии. М., 1921 // Память и мышление. М., 1935 // Развитие мышления ребенка. М., 1935 // Избранные психологические произведения. М., 1964. БоголюбовН. Теизм и пантеизм, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87) // Философия религии, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БодалевА.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965 // Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. БолдуинД.М. Введение в психологию. М., 1902. БриллиантовА. К вопросу о философии Эригены, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БрунерДж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971 // Психология познания. М., 1977. БудиловаЕ.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М., 1960 // Социальнопсихологические проблемы в русской науке. М., 1983. БурлачукА.Ф. Диагностика личности, Киев, 1989, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 90 В3507, 2204296). БэконФ. Новый Органон. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 19771978. ВагнерВ.А. Вопросы зоопсихологии. СПб., 1896. ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956. ВасилюкФ.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. ВатцлавикП. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1990. ВведенскийА.И. О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892 // Психология без всякой метафизики. СПб., 1914. ВведенскийН.Е. О современных течениях в физиологии. Избранные произведения. М., 1952. ВезалийА. О строении человеческого тела, т.2. М., 1954. ВитгенштейнЛ. Логикофилософские трактаты, 1958, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: ИЛ., 1950. ВундтВ. Основания физиологической психологии, т.12. СПб., 18801881 // Очерки психологии. М., 1912 // Введение в психологию. М., 1912 // Естествознание и психология. СПб., 1914. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти томах. М., 19821984 // Избранные психологические исследования. М., 1956 // Психология искусства. М., 1968 // Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6т., т.1. М.: Педагогика, 1982 // Мышление и речь. Собрание сочинений в 6т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 // История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6т., т.3. М.: Педагогика, 1983. Гавриил (архимандрит). История философии, 1839, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГальперинП.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. ГальтонФ. Люди науки, их воспитание и характер. СПб., 1875 // Наследственность таланта. СПб, 1875. ГандиМ. Моя жизнь, 1934, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.343). ГартлиД. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. кн. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах, т.2 / Под ред. Б.В.Мееровского. М., 1967. ГастевА. Новая культурная установка. М., 1924. ГастевА.К. Трудовые установки. М., 1973. Гегель. Сочинения, т.III. М., 1956 //Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. Гельвеций. О человеке. Сочинения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1974. ГербартИ.Ф. Психология. СПб., 1875 // Учебник психологии. СПб., 1895. ГерценА.И. Сочинения: в 2хтомах. М., 1986. ГеффдингГ. Философия религии, 1904, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГибшГ., ФорвергМ. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. ГиляровА.Н. Платонизм как основание, 1897, (Библ. Психол. инта РАО). Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. ГоМоЖо. Философы древнего Китая, 1961, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГоббсТ. Левиафан. Избранные произведения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1965. ГолосовкерЯ.Э. Имажинативный абсолют. ГроссК. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ГротН.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 18791880 // Душе, в связи с современными учениями, 1886, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. ГурляндЯ. Очерк жизни и сочинений Моисея, 1865, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Дао и даосизм в Китае, М., 1982, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 82 В15033, 1930791). ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991. ДекартР. Избранные произведения. М., 1950 // Рассуждения о методе. М., 1953 // Рассуждение о методе. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Описание человеческого тела. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Страсти души. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989. ДельгадоХ. Мозг и сознание. М., 1971. ДжемсВ. Психология. СПб., 1896; Пг., 1922 // Существует ли сознание? Новые идеи в философии. Сб. 4., М., 1913. ДидроД. Собрание сочинений, т.2. М.Л., 1935. ДильтейВ. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. сб. Новые идеи в философии. N1. СПб., 1912 // Описательная психология. М., 1924. ДобролюбовН.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Древнеиндийская философия, 1972, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. 1900. ДюркхаймК. О двойственном происхождении человека, СПб., (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 1992). ЖанеП. Неврозы. М., 1911. ЖинкинН.И. Механизмы речи. М., 1958. ЖуковскаяН.Л. Ламаизм и ранние формы религии, 1977, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды в 2т., т.1. М.: Педагогика, 1986. ЗеньковскийВ.В. Православная педагогическая антропология; ЗимняяИ.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. ИбнСина. Канон врачебной науки, кн. 1. Ташкент, 1954. ИвановскийВ.Н. Мистика и схоластика, 1897, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). Из истории традиционной китайской идеологии, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87. И296). Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв., М., 1961. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А.Н.Ждан. М., 1988. ИльинИ.А. Том 1. Учение о Боге. Том 2. Учение о человеке, 1918, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966. КабанисП. Отношения между физической и нравственной природой человека. СПб., 1865. КавелинК. Задачи психологии. СПб., 1872. КандинскийВ.Х. О псевдогаллюцинациях. СПб., 1890. КантИ. Сочинения в 4х томах. М., 1965 // Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. КапетеревП.Ф. Из истории души. СПб., 1890. КаптоА.С. Философия мира, 1990, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: К20). КлапаредЭ. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб.: М., Л., 1932. КлимовЕ.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. КляйнзоргеХ., КлумбисГ. Техника релаксации. М., 1965. КовнерС.Г. История средневековой медицины. Киев, 1893. КоллингвудР.Дж. Идея истории. М., 1980. КонИ.С. Социология личности. М., 1967 // Открытие Я. М., 1978 // Психология старшеклассников. М., 1980. Кондильяк. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1980. КонрадиГ.П. и др. Общие основы физиологии труда. М.Л., 1934. КорниловК.Н. Учение о реакциях человека. М.Л., 1921 // Современная психология и марксизм. М., 1925. КорсаковВ.В. Курс психиатрии. М., 1913. КрафтЭбингР. Учебник психиатрии. СПб., 1897. КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КюльпеО. Современная психология мышления. сб. Новые идеи в философии. N16. СПб., 1914. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908 // Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912. ЛаметриЖ.О. Избранные произведения. М.Л., 1925 // Сочинения. М., 1976 // Человекмашина. Сочинения. М.: Мысль, 1983. ЛангеН.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892 // Психологические исследования. Одесса, 1893 // Психология. М., 1914. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб., 1896 // Психология социализма. Спб., 1908. ЛевиБрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. ЛейГ. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. ЛейбницГ. Сочинения в 3х томах. М., 1983 // Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4т., т.2. М.: Мысль, 1983. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.Л., 1935. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969 // Психология общения. Тарту, 1974. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогический сочинений, т.1. М., 1951. Личность в традиционном Китае, 1992, (Библ. Психол. инта РАО). ЛоккД. Избранные философские произведения в 2х томах, т.1. М., 1960 // Сочинения в 3х томах. М., 1985 // Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3т., тт.1, 2. М.: Мысль, 1985. ЛомброзоЧ. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. ЛопатинЛ.М. Положительные задачи философии, М., 1886, ч.1; 1891, ч.2; М., 1911 (Библ. Психол. инта РАО) // Курс психологии, М., 1903, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88.1(2) Л77) // Лекции по психологии, читанные на историкофилософском факультете Московского университета. М., 1909 // Лекции по истории новой философии, М., 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). ЛосевА.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. ЛукрецийКар. О природе вещей. М., 1958. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 // Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974 // Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 // Язык и сознание. М., 1979. ЛурьеС.Я. Демокрит. Л., 1970. ЛьюисД.Г. Физиология обыденной жизни в 2х томах. М., 1876. ЛютгенауФ. Естественные и социальные религии, 1908, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Малкольм. Состояние сна, М., 1993 (Библ. Психол. инта РАО). МалявинВ.В. Чжуанцзы, М., 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 86 В5102, 2038670). Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А.Дынника. М, 1955. МахЭ. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 // Познание и заблуждение, М., 1909, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88. М360). МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. МиллнерД., ГалантерЕ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М., 1965. МилльД.Ст. Система логики. М., 1914. МинаевИ.П. Будаизм, 1887, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МинскийН.М. Религия будущего, 1905, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МюнстербергГ. Основы психотехники. М., 19221923 // Психология и экономическая жизнь. М., 1924. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. Научное творчество Выготского и современная психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. НечаевА.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. ОбуховаЛ.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Очерки истории отечественной психологии. Киев, 1955. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений, т.VI., М.Л., 1951. ПаскальТ. Древняя мудрость на протяжении веков, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ПетровскийА.В. История советской психологии. М., 1967 // Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПиажеЖ. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966 // Избранные психологические труды. М., 1969 // Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994 // Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. Платон. Сочинения в 3х томах, т.2. М., 1970 // Собрание сочинений в 4т.. М.: Мысль, 19901994. ПлехановГ.В. Сочинения, т.XXII. М.Л., 1925. ПомеранцеваЛ.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве, М., (Библ. Ин. Лит., Шифр: 3174010, 18003617). ПономаревЯ.А. Психология творчества. М., 1976. ПопперК.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. ПотебняА.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. ПрейерБ. Душа ребенка. СПб., 1891. ПрибрамК. Языки мозга. М., 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях, 1983, (Библ. Психол. инта РАО). ПрохазкаГ. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. Путь теософии, Петрозаводск, 1992, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В1735, 2294449). ПэнтоР., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. РадищевА.Н. Избранные сочинения. М., 1949 // Избранные философские и общественнополитические произведения. М., 1952. РадхакришнанС. Индийская философия, 1957 (Библ. Психол. инта РАО). РасселБ. Человеческое познание. М., 1957. РибоТ. Современная английская психология. М., 1875. РожанскийИ.Д. Анаксагор. М., 1972. РойМ. История индийской философии, 1958 (Библ. Психол. инта РАО). РоссолимоГ.И. Психологические профили. СПб., 1910. РубинштейнС.Л. Основы психологии. М., 1935 // Основы общей психологии. М., 1946 // Бытие и сознание. М., 1957 // Принципы и пути развития психологии. М., 1959 // Проблемы общей психологии. М., 1973 // Проблемы общей психологии, 2и изд., М., 1976. СеменцевВ.С. Бхагаватгита, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Семиотика и искусствометрия, М., 1972, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 6020173, 1538297). Семиотика, М., 1983, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 84 В5023, 1973945). СенекаЛ.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947 // Рефлексы головного мозга. М., 1961. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976. СмирновА.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 // Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. СмирновК.А. Имманентная философия христианства, 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СмирновС.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985. СнежневскийА.В. Общая психопатология. Валдай, 1970. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. СоколовМ.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XIXVIII веках. М., 1963. СпенсерГ. Сочинения: в 7и томах. СПб., 1898. СперанскийН. Ведьмы и ведовство, 1901, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СпинозаБ. Этика. М., 1936 // Избранные произведения, т.1., М., 1957. Стоглав, 1863, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983. СэвЛ. Современная французская философия. М., 1968. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1892 // Социальная логика. СПб., 1901. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 // Избранные произведения: в 2х томах. М., 1985. ТипсинаА.Н. Философия религии Ясперса, 1982, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ТитченерЭ. Очерки психологии. СПб,, 1898. ТокаревС.А. Ранние формы религии. М.: Изд. полит. лит., 1990. ТокарскийА.А. Записки психологической лаборатории. М., 1896. ТэнИ., ДарвинЧ. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 // Экспериментальнопсихологические исследования. М., 1966. УмрихинВ.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987. УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926 // Бихевиоризм. БСЭ, т.6. М., 1930. УхтомскийА.А. Собрание сочинений, т.1., Л., 1950. УшинскийК.Д. Собрание сочинений: в 11и томах. М., Л., 1948 // Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т.8., М.Л., 1950. ФабриК.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. ФейербахЛ. Избранные философские произведения: в 2хт. М., 1955. Фрагменты ранних греческих философов, ч.1., Под ред. И.Д.Рожанского. М.: Наука, 1989. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. ФрейдЗ. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ФукуямаС. Теоретические основы профессиональной ориентации, М., МГУ, 1989 (Педагогическая библиотета им.Ушинского). ХиллТ.И. Современная теория познания. М.: Прогресс, 1965. ХомскийН. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. ЧелпановГ. Мозг и душа. М., 1912 // Социальная психология или условные рефлексы?. М., 1926. ЧернышевскийН.Г. Избранные философские произведения, т.3., М., 1951 // Собрание сочинений: в 5ти томах. М., 1974. Чжан Циюнью. Конфуцианство в свете современности, Танбей, 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В2987, 2228261). Шантепи. Иллюстрированная история религии, ч.1, 2, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШеллингФ. Сочинения в 2х томах. М., 1977. ШибутаниТ. Социальная психология. М., 1969. ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. ШмелевА.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ШпетГ. Сознание и его собственник. М., 1916 // Введение в этническую психологию, вып.1., М., 1927. ШтернбергЛ.Я. Первобытная религия в свете этнографии, 1936, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШтуттеГ. (StutteH.)Психиатрия детей и юношеского возраста // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле, Р.Юнга, В.МайерГросса, М.Мюллера. М.: Мед., 1967, с.678779. ЩербатскойФ.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960. ЭфруссиП.О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. ЮмД. Исследование человеческого разума. СПб., 1902. ЯрошевскийМ.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIXвека. Душанбе, 1961 // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. ЯрошевскийМ.Г., АнцыфероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Потребность в идентичности (need for identity) (от лат. identicus тождественный) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребности чувствовать свою уникальность,...
Потребность в корнях (need for rootendess) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребность чувствовать себя принадлежащим к социальному...
Потребность в самоактуализации элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Маслоу . Для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: потребности в целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура); совершенстве; завершении; справедливости; спонтанности (оживленность); продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость); простоте (абстракция, ясность); красоте; благе (правильность); уникальности (индивидуальность, новизна); легкости (неутомимость, ненапряженность); игре (удовольствие, радость, радушие, юмор); правде (реализм, верность); решительности (автономия,...
Прайер (Preyer) Вильгельм (1841 1897) немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч.Дарвина . В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. В книге Душа ребенка. 1881 обобщил опыт многолетних наблюдений за развитием ребенка, которые проводились не менее трех раз в день. Первая часть этой книги была переведена на русский язык в 1891г. профессором Киевского университета И.А.Сикорским. Она требовала высокого уровня психологических и физиологических знаний, поэтому позже Прайером было написано введение в нее под названием Духовное развитие в...
Праксис (от греч. praxis действие) адекватно координированное действие , сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной...
Практическое мышление мышление , в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности . В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные...
Пралогическое мышление термин, введенный французским антропологом Л.ЛевиБрюлем , для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л.ЛевиБрюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться...
Прегнантность (от лат. рrаegnans содержательный, обремененный, богатый) одно из ключевых понятий гештальтпсихологии , означающее завершенность гештальтов , приобретших уравновешенное состояние, хорошую форму. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму...
Предвещание вариант ясновидения, касающийся еще не произошедших...
Предметность восприятия членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними...
Предощущения субсенсорные реакции анализаторов в ответ на воздействие раздражителей, лежащих ниже порога ощущений. Эти подпороговые раздражители, не представленные субъективно в ощущениях, тем не менее могут запускать условные рефлексы ( кожногальванические , электрические ответы коры...
Представление наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями , происходит перевод представления в абстрактное...
Представления памяти наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные). Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень...
Прелиминарные коррекции (от лат, prae перед и limen начало) коррекционные действия , которые включаются в самые начальные моменты движения и обеспечивают безошибочное его выполнение. При освоении нового движения прелиминарные коррекции сменяют вторичные коррекции, за счет которых в движение вносились поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации прелиминарных коррекций происходит укрупнение единиц предметного действия и высвобождение сознательного контроля для других...
Прельщение (Anmutung) теоретическое понятие гештальтпсихологии . Диффузный эмоциональный отклик на воспринимаемые или воображаемые предметные признаки. Возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. Синоним чувственный тон...
Пренатальное развитие внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика . На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента...
Прибрам (Pribram) Карл (род. 1919) американский нейропсихолог. Профессор Стэнфордского университета. Рассматривал мозг как голографическую...
Привычка действие , приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какоголибо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный...
Привязанность (attachment) поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм). Литература. BowlbyJ. Attachment and Loss. V.I. Attachment. N.Y., Basic Books, 1969. 428p.; BowlbyJ. Attachment and Loss. V.II. Separation....
Прием информации восприятие человеком сообщений внешнего...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]