Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.
Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).
На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).
Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).
Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).
В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.
Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.
После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).
В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.
Литература:
В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Потребность в идентичности (need for identity) (от лат. identicus тождественный) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребности чувствовать свою уникальность,...
Потребность в корнях (need for rootendess) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребность чувствовать себя принадлежащим к социальному...
Потребность в самоактуализации элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Маслоу . Для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: потребности в целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура); совершенстве; завершении; справедливости; спонтанности (оживленность); продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость); простоте (абстракция, ясность); красоте; благе (правильность); уникальности (индивидуальность, новизна); легкости (неутомимость, ненапряженность); игре (удовольствие, радость, радушие, юмор); правде (реализм, верность); решительности (автономия,...
Прайер (Preyer) Вильгельм (1841 1897) немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч.Дарвина . В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. В книге Душа ребенка. 1881 обобщил опыт многолетних наблюдений за развитием ребенка, которые проводились не менее трех раз в день. Первая часть этой книги была переведена на русский язык в 1891г. профессором Киевского университета И.А.Сикорским. Она требовала высокого уровня психологических и физиологических знаний, поэтому позже Прайером было написано введение в нее под названием Духовное развитие в...
Праксис (от греч. praxis действие) адекватно координированное действие , сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной...
Практическое мышление мышление , в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности . В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные...
Пралогическое мышление термин, введенный французским антропологом Л.ЛевиБрюлем , для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л.ЛевиБрюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться...
Прегнантность (от лат. рrаegnans содержательный, обремененный, богатый) одно из ключевых понятий гештальтпсихологии , означающее завершенность гештальтов , приобретших уравновешенное состояние, хорошую форму. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму...
Предвещание вариант ясновидения, касающийся еще не произошедших...
Предметность восприятия членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними...
Предощущения субсенсорные реакции анализаторов в ответ на воздействие раздражителей, лежащих ниже порога ощущений. Эти подпороговые раздражители, не представленные субъективно в ощущениях, тем не менее могут запускать условные рефлексы ( кожногальванические , электрические ответы коры...
Представление наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями , происходит перевод представления в абстрактное...
Представления памяти наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные). Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень...
Прелиминарные коррекции (от лат, prae перед и limen начало) коррекционные действия , которые включаются в самые начальные моменты движения и обеспечивают безошибочное его выполнение. При освоении нового движения прелиминарные коррекции сменяют вторичные коррекции, за счет которых в движение вносились поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации прелиминарных коррекций происходит укрупнение единиц предметного действия и высвобождение сознательного контроля для других...
Прельщение (Anmutung) теоретическое понятие гештальтпсихологии . Диффузный эмоциональный отклик на воспринимаемые или воображаемые предметные признаки. Возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. Синоним чувственный тон...
Пренатальное развитие внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика . На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента...
Прибрам (Pribram) Карл (род. 1919) американский нейропсихолог. Профессор Стэнфордского университета. Рассматривал мозг как голографическую...
Привычка действие , приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какоголибо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный...
Привязанность (attachment) поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм). Литература. BowlbyJ. Attachment and Loss. V.I. Attachment. N.Y., Basic Books, 1969. 428p.; BowlbyJ. Attachment and Loss. V.II. Separation....
Прием информации восприятие человеком сообщений внешнего...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]