Exit Project: Глоссарий: Жажда

Жажда



Жажда - совокупность ощущений, выражающихся в непреодолимом стремлении пить воду и вызывающих соответствующие поведенческие реакции. Относится к основным биологическим мотивациям, обеспечивающим сохранение жизни индивидуума и вида в целом. Возникает при уменьшении водных ресурсов организма: при потере воды из внутриклеточных и внеклеточных пространств, что сопровождается повышением осмотической концентрации (гипертоничностью) соответствующих жидкостей, или при нарушении нормального соотношения между водой и минеральными солями (главным образом хлоридом натрия). Конечной реакцией является потребление воды. Т.е., жажда способствует поддержанию на постоянном уровне баланса воды и электролитов (см. Гомеостаз, Водно-солевой обмен).
Жажда обычно выражается появлением сухости во рту и глотке, обусловленной уменьшением секреции слюны в результате дефицита воды в организме (истинная жажда) или в результате длительного разговора, дыхания через рот, чрезмерного курения или употребления сухой пищи (ложная жажда). Увлажнение полости рта устраняет ложную жажду. В случае истинной жажды такое воздействие лишь несколько смягчает жажду, но не устраняет ее.
Механизмы формирования Ж. сложны и изучены недостаточно. В соответствии с наиболее распространенными представлениями в гипоталамусе, а также в ряде внутренних органов организма имеются специализированные внутриклеточные рецепторы, реагирующие на изменение осмотического давления крови (осморецепторы). Возбуждение этих рецепторов активирует те отделы мозга, которые формируют ощущение жажды и соответствующие поведенческие реакции. Одновременно происходит возбуждение супраоптических и паравентрикулярных ядер гипоталамуса и усиленное поступление в заднюю долю гипофиза и кровь антидиуретического гормона или вазопрессина (см. Гипофизарные гормоны), способствующего сохранению организмом водных ресурсов. Важную роль при этом играет ренин-ангиотензинная система.
Жажда может также возникать при уменьшении объема внеклеточной жидкости без заметных изменений осмотического состояния крови и тканей. В этих случаях решающая роль в появлении жажды принадлежит волюморецепторам (рецепторам объема), расположенным в правом предсердии и стенках полых вен. Информация от этих рецепторов по афферентным волокнам блуждающего нерва в конечном итоге также поступает в гипоталамус и окружающие его структуры, составляющие систему питьевого центра.
Наблюдения подтверждают, что в процессе потребления воды жажда проходит еще задолго до того, как происходит фактическая компенсация дефицита воды в организме. На этом основании выделяют не только утоление жажды после всасывания (абсорбции) воды - так называемое постабсорбционное, но и предшествующее ему - преабсорбтивное утоление жажды, важную роль в котором играют рецепторы желудочно-кишечного тракта, в частности, возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка в результате его растяжения выпитой жидкостью.
Резко выраженная жажда наблюдается у лиц, работающих в условиях высокой температуры (например, в жарком климате, в горячих цехах). Возникающее при этом чрезмерное потоотделение приводит к потере организмом не только воды, но и солей. В результате снижается способность организма удерживать воду, возникают изнуряющее потоотделение и неукротимая жажда (см. Полидипсия). Значительно ослабить эти явления можно благодаря специальному питьевому режиму.
Жажда может быть не только нормальной физиологической реакцией на изменение состояния внутренней среды организма, но и симптомом различных патологических состояний. например, полидипсия характерна для заболеваний почек и сердца, сопровождающихся отеками, для эндокринных заболеваний (сахарный диабет). При заболеваниях, связанных с повреждением структур промежуточного и среднего мозга, при психических заболеваниях возможно полное отсутствие жажды (адипсия), которое, в свою очередь, может быть причиной различных функциональных нарушений (головные боли, запоры и др.).
Библиогр.: Лакомкин А.И. и Мягков И.Ф. Голод и жажда (В физиологическом аспекте), М., 1975, библиогр.; Ролс Б.Дж. и Ролс Э. Жажда, пер. с англ., М., 1984, библиогр.; Физиология человека, под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, пер. с англ., т. 2, с. 204, М., 1985.

Другие статьи : Жажда, Жане (Janet) Пьер, Жане концепция психологического автоматизма, Жане тест анестезии, Жаргонафазия, Жвачка умственная, Желание, Желино болезнь, Женевская школа генетической психологии, Жест, Жетонная система (token economy), Жиля де ла Туретта синдром, Жиля синдром, Жинкин Николай Иванович, Житейское понятие, Жоффруа симптом, Жуйков Сергей Федорович, Журнал прикладной психологии, , ...

 

Потребность в идентичности

Потребность в идентичности (need for identity) (от лат. identicus тождественный) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребности чувствовать свою уникальность,...

Потребность в корнях

Потребность в корнях (need for rootendess) теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор Э.Фромм . Потребность чувствовать себя принадлежащим к социальному...

Потребность в самоактуализации

Потребность в самоактуализации элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Маслоу . Для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: потребности в целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура); совершенстве; завершении; справедливости; спонтанности (оживленность); продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость); простоте (абстракция, ясность); красоте; благе (правильность); уникальности (индивидуальность, новизна); легкости (неутомимость, ненапряженность); игре (удовольствие, радость, радушие, юмор); правде (реализм, верность); решительности (автономия,...

Прайер Вильгельм

Прайер (Preyer) Вильгельм (1841 1897) немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч.Дарвина . В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. В книге Душа ребенка. 1881 обобщил опыт многолетних наблюдений за развитием ребенка, которые проводились не менее трех раз в день. Первая часть этой книги была переведена на русский язык в 1891г. профессором Киевского университета И.А.Сикорским. Она требовала высокого уровня психологических и физиологических знаний, поэтому позже Прайером было написано введение в нее под названием Духовное развитие в...

Праксис

Праксис (от греч. praxis действие) адекватно координированное действие , сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной...

Практическое мышление

Практическое мышление мышление , в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности . В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные...

Пралогическое мышление

Пралогическое мышление термин, введенный французским антропологом Л.ЛевиБрюлем , для характеристики мышления представителей доцивилизованных обществ, принципиально отличного от логического мышления современных людей. Данный термин охватывает лишь форму мышления, связанную с коллективными представлениями (мировоззрения, религиозные обряды, обычаи), а не проявления мышления в практической жизни. Отсутствие логики коллективных представлений Л.ЛевиБрюль объяснял на основе понятия партиципации, согласно которому принципиально различные связи предмета с другими предметами или явлениями могут мыслиться...

Прегнантность

Прегнантность (от лат. рrаegnans содержательный, обремененный, богатый) одно из ключевых понятий гештальтпсихологии , означающее завершенность гештальтов , приобретших уравновешенное состояние, хорошую форму. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму...

Предвещание

Предвещание вариант ясновидения, касающийся еще не произошедших...

Предметность восприятия

Предметность восприятия членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними...

Предощущения

Предощущения субсенсорные реакции анализаторов в ответ на воздействие раздражителей, лежащих ниже порога ощущений. Эти подпороговые раздражители, не представленные субъективно в ощущениях, тем не менее могут запускать условные рефлексы ( кожногальванические , электрические ответы коры...

Представление

Представление наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями , происходит перевод представления в абстрактное...

Представления памяти

Представления памяти наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные). Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень...

Прелиминарные коррекции

Прелиминарные коррекции (от лат, prae перед и limen начало) коррекционные действия , которые включаются в самые начальные моменты движения и обеспечивают безошибочное его выполнение. При освоении нового движения прелиминарные коррекции сменяют вторичные коррекции, за счет которых в движение вносились поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации прелиминарных коррекций происходит укрупнение единиц предметного действия и высвобождение сознательного контроля для других...

Прельщение (Anmutung)

Прельщение (Anmutung) теоретическое понятие гештальтпсихологии . Диффузный эмоциональный отклик на воспринимаемые или воображаемые предметные признаки. Возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. Синоним чувственный тон...

Пренатальное развитие

Пренатальное развитие внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика . На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента...

Прибрам (Pribram) Карл

Прибрам (Pribram) Карл (род. 1919) американский нейропсихолог. Профессор Стэнфордского университета. Рассматривал мозг как голографическую...

Привычка

Привычка действие , приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какоголибо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный...

Привязанность

Привязанность (attachment) поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм). Литература. BowlbyJ. Attachment and Loss. V.I. Attachment. N.Y., Basic Books, 1969. 428p.; BowlbyJ. Attachment and Loss. V.II. Separation....

Прием информации

Прием информации восприятие человеком сообщений внешнего...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Жажда