Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Адаптометр (от лат. adapto приспособляю и греч. metron мера) прибор для регистрации световой чувствительности глаза в процессе темновой адаптации . Построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора (минимальная интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях) при предъявлении точно дозированного светового раздражителя (на шкале 400 млн....
Аддитивное смешение цветов слияние в один цвет нескольких световых излучений, соответствующих разным цветам, при их попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описал И.Ньютон в 1672г. после своих опытов с разложением и сложением световых лучей при помощи...
Адекватность ощущения и восприятия (от лат. adaequatus приравненный, равный) инвариантность основных свойств субъективного образа , его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия , рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта...
Адлер Альфред (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом . В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и...
[img]АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая ...
Ажитация (от лат. agitare возбуждать) клиническое нарушение. Моторное беспокойство, потребность в движении. Поведенческое нарушение, при котором аффективное напряжение неконтролируемо переходит в движение. Сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный...
Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа...
Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение. Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем: 1.Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять. 2.Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции. 3.В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов симптомы трактуются как неадаптивные условные...
Айхорн (Aichhorn) Август (27.07.1878, Вена 13.10.1949, Вена) австрийский психоаналитик. Работал в качестве учителя, в 1922г. прошел учебный анализ у П.Федерна , был принят в члены Венского психоаналитического общества. Руководил реформированной школой с 1918г. в ОберХоллабрунне, с 1920г. в Св.Андре. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. Сочинения. Verwahrloste Jugend. 1925; Erziehungsberatung und Erziehungshilfe....
Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом , описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций . Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома , может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных...
Акатизия (от греч. а отрицательная частица и kathisis сидение) клиническое нарушение, автор Hascovec (1901г.). Мышечное беспокойство, невозможность усидеть на месте. Больной имеет побуждение к движению, которое трудно сдержать и которое достаточно мучительно. Часто является нежелательным следствием приема психофармакологических препаратов. У женщин встречается в два раза чаще, чем у мужчин. Первоначально это состояние трактовалось как форма абазии и астазии . Но в дальнейшем было достигнуто понимание того, что акатизия является попыткой достичь телесного облегчения за счет физические движения, прежде всего хождения. Основой ощущения телесного беспокойства выступает витальное эндотимное ощущение, в котором само состояние и эмоциональный отклик на него еще не...
Аккомодация (от лат. ассоmodatio приспособление) понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже . Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией , в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации...
Аккумуляция аффекта процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых...
Акселерация (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным...
Активная имагинация (от лат. actus действие, движение и imago образ) форма имажинативной психотерапии , автор К.Г.Юнг . За счет активного продуцирования наглядных представлений происходит выход сознания к содержанию бессознательного, которое представлено прежде всего в символах. При этом содержание бессознательного не только осознается, но и перестраивается и интегрируется с личностными...
Активное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения...
Активный анализ психотерапевтический метод, разработанный В.Штекелем и Ш.Ференци (StekelW. Aktive Psychoanalyse, Bern, 1980) и объединяющий элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций ) и других психотерапевтических методик. В частности, в этом методе большое место занимала рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Проведение активного анализа предполагало также использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Изза высоких требований к психотерапевту и изза недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения. Свое название активный анализ получил ради противопоставления пассивному анализу,...
Активный словарь лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше, чем пассивный...
Активный ступенчатый гипноз гипнотический метод, разработанный Э.Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели им было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе активного ступенчатого гипноза пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла (как и в аутотренинге Й.Г.Шультца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке. На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных ( эйдетических ) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями. Литература...
Актография (от лат. actus действие, движение и греч. grapho пишу) метод регистрации двигательной активности во времени при помощи специальных приборов актографов, в которых движение передается, например, на резиновые баллоны, а затем преобразуется в механические...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]