Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Адаптометр (от лат. adapto приспособляю и греч. metron мера) прибор для регистрации световой чувствительности глаза в процессе темновой адаптации . Построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора (минимальная интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях) при предъявлении точно дозированного светового раздражителя (на шкале 400 млн....
Аддитивное смешение цветов слияние в один цвет нескольких световых излучений, соответствующих разным цветам, при их попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описал И.Ньютон в 1672г. после своих опытов с разложением и сложением световых лучей при помощи...
Адекватность ощущения и восприятия (от лат. adaequatus приравненный, равный) инвариантность основных свойств субъективного образа , его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия , рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта...
Адлер Альфред (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом . В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и...
[img]АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая ...
Ажитация (от лат. agitare возбуждать) клиническое нарушение. Моторное беспокойство, потребность в движении. Поведенческое нарушение, при котором аффективное напряжение неконтролируемо переходит в движение. Сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный...
Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа...
Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение. Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем: 1.Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять. 2.Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции. 3.В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов симптомы трактуются как неадаптивные условные...
Айхорн (Aichhorn) Август (27.07.1878, Вена 13.10.1949, Вена) австрийский психоаналитик. Работал в качестве учителя, в 1922г. прошел учебный анализ у П.Федерна , был принят в члены Венского психоаналитического общества. Руководил реформированной школой с 1918г. в ОберХоллабрунне, с 1920г. в Св.Андре. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. Сочинения. Verwahrloste Jugend. 1925; Erziehungsberatung und Erziehungshilfe....
Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом , описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций . Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома , может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных...
Акатизия (от греч. а отрицательная частица и kathisis сидение) клиническое нарушение, автор Hascovec (1901г.). Мышечное беспокойство, невозможность усидеть на месте. Больной имеет побуждение к движению, которое трудно сдержать и которое достаточно мучительно. Часто является нежелательным следствием приема психофармакологических препаратов. У женщин встречается в два раза чаще, чем у мужчин. Первоначально это состояние трактовалось как форма абазии и астазии . Но в дальнейшем было достигнуто понимание того, что акатизия является попыткой достичь телесного облегчения за счет физические движения, прежде всего хождения. Основой ощущения телесного беспокойства выступает витальное эндотимное ощущение, в котором само состояние и эмоциональный отклик на него еще не...
Аккомодация (от лат. ассоmodatio приспособление) понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже . Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией , в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации...
Аккумуляция аффекта процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых...
Акселерация (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным...
Активная имагинация (от лат. actus действие, движение и imago образ) форма имажинативной психотерапии , автор К.Г.Юнг . За счет активного продуцирования наглядных представлений происходит выход сознания к содержанию бессознательного, которое представлено прежде всего в символах. При этом содержание бессознательного не только осознается, но и перестраивается и интегрируется с личностными...
Активное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения...
Активный анализ психотерапевтический метод, разработанный В.Штекелем и Ш.Ференци (StekelW. Aktive Psychoanalyse, Bern, 1980) и объединяющий элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций ) и других психотерапевтических методик. В частности, в этом методе большое место занимала рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Проведение активного анализа предполагало также использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Изза высоких требований к психотерапевту и изза недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения. Свое название активный анализ получил ради противопоставления пассивному анализу,...
Активный словарь лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше, чем пассивный...
Активный ступенчатый гипноз гипнотический метод, разработанный Э.Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели им было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе активного ступенчатого гипноза пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла (как и в аутотренинге Й.Г.Шультца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке. На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных ( эйдетических ) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями. Литература...
Актография (от лат. actus действие, движение и греч. grapho пишу) метод регистрации двигательной активности во времени при помощи специальных приборов актографов, в которых движение передается, например, на резиновые баллоны, а затем преобразуется в механические...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]