(позднелат. masturbatio; от лат. manus рука + stuprare осквернять; синоним: онанизм, ипсация) — раздражение собственных эрогенных зон (чаще всего половых органов) с целью вызывания оргазма. Наиболее часто встречается М. периода юношеской гиперсексуальности, которая наблюдается у лиц мужского пола в возрасте полового созревания и прекращается с началом половой жизни. Этот вариант составляет более 70% всех случаев М. Он обусловлен в основном биосоциальной дисгармонией — пробуждением полового влечения и проявлением половой активности в период, когда индивидуум еще не достиг социальной зрелости. При этом М. служит средством, позволяющим устранить проявления физиологического дискомфорта, вызванного биологической потребностью, которая еще не может быть удовлетворена адекватным путем. Выделяют также другие варианты М. у лиц мужского пола: раннюю, или допубертатную, которая характеризуется ранним началом (до пробуждения либидо) и диссоциацией между оргазмом и эякуляцией (появлением оргазма без эякуляции или эякуляции без оргазма); заместительную, или викарную, которая возникает в зрелом возрасте (обычно после 20 лет) при наличии опыта половой жизни и обусловлена, как правило, нерегулярностью половой жизни или сексуальной неудовлетворенностью; так называемую персеверативную мастурбацию, для которой характерны признаки навязчивости (в наиболее выраженных случаях она продолжается и в браке при отсутствии либидо, эрекций и оргазма); подражательную, которая наблюдается у детей и подростков и никогда не практикуется наедине, а только в компании сверстников в подражание им. Кроме того, выделяют фрустрационную псевдомастурбацию, которая проявляется манипуляцией половым членом, ведущей к возникновению эрекции, но не приводит ни к эякуляции, ни к оргазму. У женщин М. чаще всего обусловлена нерегулярной половой жизнью или сексуальной неудовлетворенностью.
Мастурбация периода юношеской гиперсексуальности и заместительная М. лечения не требуют, т.к. с началом регулярной половой жизни и при условии сексуальной удовлетворенности потребность в ней исчезает. При ранней и персеверативной М., обусловленных нередко психическими заболеваниями (чаще процессуального характера), необходимо лечение основного заболевания. Псевдомастурбация и подражательная М. требуют не лечения, а мер воспитания и социальной коррекции. В целом отрицательное влияние М. на здоровье обусловлено главным образом страхом, который может быть причиной (особенно у лиц с тревожно-мнительными чертами характера) невротических расстройств. Для предупреждения М. и ее отрицательных последствий у детей важное значение имеют правильное гигиеническое, физическое и половое воспитание, формирование здорового образа жизни.
Син.: онанизм, ипсация.
Библиогр.: Исаев Д.Н. и Каган В.Е. Психогигиена пола у детей, с. 167, 235, Л., 1986; Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 202, 281, М., 1977.
Адаптометр (от лат. adapto приспособляю и греч. metron мера) прибор для регистрации световой чувствительности глаза в процессе темновой адаптации . Построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора (минимальная интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях) при предъявлении точно дозированного светового раздражителя (на шкале 400 млн....
Аддитивное смешение цветов слияние в один цвет нескольких световых излучений, соответствующих разным цветам, при их попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описал И.Ньютон в 1672г. после своих опытов с разложением и сложением световых лучей при помощи...
Адекватность ощущения и восприятия (от лат. adaequatus приравненный, равный) инвариантность основных свойств субъективного образа , его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия , рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта...
Адлер Альфред (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом . В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и...
[img]АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая ...
Ажитация (от лат. agitare возбуждать) клиническое нарушение. Моторное беспокойство, потребность в движении. Поведенческое нарушение, при котором аффективное напряжение неконтролируемо переходит в движение. Сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный...
Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа...
Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение. Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем: 1.Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять. 2.Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции. 3.В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов симптомы трактуются как неадаптивные условные...
Айхорн (Aichhorn) Август (27.07.1878, Вена 13.10.1949, Вена) австрийский психоаналитик. Работал в качестве учителя, в 1922г. прошел учебный анализ у П.Федерна , был принят в члены Венского психоаналитического общества. Руководил реформированной школой с 1918г. в ОберХоллабрунне, с 1920г. в Св.Андре. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. Сочинения. Verwahrloste Jugend. 1925; Erziehungsberatung und Erziehungshilfe....
Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом , описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций . Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома , может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных...
Акатизия (от греч. а отрицательная частица и kathisis сидение) клиническое нарушение, автор Hascovec (1901г.). Мышечное беспокойство, невозможность усидеть на месте. Больной имеет побуждение к движению, которое трудно сдержать и которое достаточно мучительно. Часто является нежелательным следствием приема психофармакологических препаратов. У женщин встречается в два раза чаще, чем у мужчин. Первоначально это состояние трактовалось как форма абазии и астазии . Но в дальнейшем было достигнуто понимание того, что акатизия является попыткой достичь телесного облегчения за счет физические движения, прежде всего хождения. Основой ощущения телесного беспокойства выступает витальное эндотимное ощущение, в котором само состояние и эмоциональный отклик на него еще не...
Аккомодация (от лат. ассоmodatio приспособление) понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже . Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией , в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации...
Аккумуляция аффекта процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых...
Акселерация (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным...
Активная имагинация (от лат. actus действие, движение и imago образ) форма имажинативной психотерапии , автор К.Г.Юнг . За счет активного продуцирования наглядных представлений происходит выход сознания к содержанию бессознательного, которое представлено прежде всего в символах. При этом содержание бессознательного не только осознается, но и перестраивается и интегрируется с личностными...
Активное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения...
Активный анализ психотерапевтический метод, разработанный В.Штекелем и Ш.Ференци (StekelW. Aktive Psychoanalyse, Bern, 1980) и объединяющий элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций ) и других психотерапевтических методик. В частности, в этом методе большое место занимала рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Проведение активного анализа предполагало также использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Изза высоких требований к психотерапевту и изза недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения. Свое название активный анализ получил ради противопоставления пассивному анализу,...
Активный словарь лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше, чем пассивный...
Активный ступенчатый гипноз гипнотический метод, разработанный Э.Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели им было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе активного ступенчатого гипноза пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла (как и в аутотренинге Й.Г.Шультца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке. На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных ( эйдетических ) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями. Литература...
Актография (от лат. actus действие, движение и греч. grapho пишу) метод регистрации двигательной активности во времени при помощи специальных приборов актографов, в которых движение передается, например, на резиновые баллоны, а затем преобразуется в механические...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]