Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Адаптометр

Адаптометр (от лат. adapto приспособляю и греч. metron мера) прибор для регистрации световой чувствительности глаза в процессе темновой адаптации . Построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора (минимальная интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях) при предъявлении точно дозированного светового раздражителя (на шкале 400 млн....

Аддитивное смешение цветов

Аддитивное смешение цветов слияние в один цвет нескольких световых излучений, соответствующих разным цветам, при их попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описал И.Ньютон в 1672г. после своих опытов с разложением и сложением световых лучей при помощи...

Адекватность ощущения и восприятия

Адекватность ощущения и восприятия (от лат. adaequatus приравненный, равный) инвариантность основных свойств субъективного образа , его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия , рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта...

Адлер Альфред

Адлер Альфред (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом . В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса неполноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и...

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

[img]АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая ...

Ажитация

Ажитация (от лат. agitare возбуждать) клиническое нарушение. Моторное беспокойство, потребность в движении. Поведенческое нарушение, при котором аффективное напряжение неконтролируемо переходит в движение. Сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный...

Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген

Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа...

Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность.

Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение. Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем: 1.Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять. 2.Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции. 3.В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов симптомы трактуются как неадаптивные условные...

Айхорн Август

Айхорн (Aichhorn) Август (27.07.1878, Вена 13.10.1949, Вена) австрийский психоаналитик. Работал в качестве учителя, в 1922г. прошел учебный анализ у П.Федерна , был принят в члены Венского психоаналитического общества. Руководил реформированной школой с 1918г. в ОберХоллабрунне, с 1920г. в Св.Андре. Пытался использовать психоаналитическую методологию применительно к молодым делинквентам. С 1932г. занимался частной практикой. В 1946 возродил Венское психоаналитическое общество. Сочинения. Verwahrloste Jugend. 1925; Erziehungsberatung und Erziehungshilfe....

Акалькулия

Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом , описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций . Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома , может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных...

Акатизия

Акатизия (от греч. а отрицательная частица и kathisis сидение) клиническое нарушение, автор Hascovec (1901г.). Мышечное беспокойство, невозможность усидеть на месте. Больной имеет побуждение к движению, которое трудно сдержать и которое достаточно мучительно. Часто является нежелательным следствием приема психофармакологических препаратов. У женщин встречается в два раза чаще, чем у мужчин. Первоначально это состояние трактовалось как форма абазии и астазии . Но в дальнейшем было достигнуто понимание того, что акатизия является попыткой достичь телесного облегчения за счет физические движения, прежде всего хождения. Основой ощущения телесного беспокойства выступает витальное эндотимное ощущение, в котором само состояние и эмоциональный отклик на него еще не...

Аккомодация

Аккомодация (от лат. ассоmodatio приспособление) понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже . Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией , в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации...

Аккумуляция аффекта

Аккумуляция аффекта процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых...

Акселерация

Акселерация (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным...

Активная имагинация

Активная имагинация (от лат. actus действие, движение и imago образ) форма имажинативной психотерапии , автор К.Г.Юнг . За счет активного продуцирования наглядных представлений происходит выход сознания к содержанию бессознательного, которое представлено прежде всего в символах. При этом содержание бессознательного не только осознается, но и перестраивается и интегрируется с личностными...

Активное осязание

Активное осязание процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения...

Активный анализ

Активный анализ психотерапевтический метод, разработанный В.Штекелем и Ш.Ференци (StekelW. Aktive Psychoanalyse, Bern, 1980) и объединяющий элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций ) и других психотерапевтических методик. В частности, в этом методе большое место занимала рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Проведение активного анализа предполагало также использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Изза высоких требований к психотерапевту и изза недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения. Свое название активный анализ получил ради противопоставления пассивному анализу,...

Активный словарь

Активный словарь лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше, чем пассивный...

Активный ступенчатый гипноз

Активный ступенчатый гипноз гипнотический метод, разработанный Э.Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели им было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе активного ступенчатого гипноза пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла (как и в аутотренинге Й.Г.Шультца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке. На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных ( эйдетических ) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями. Литература...

Актография

Актография (от лат. actus действие, движение и греч. grapho пишу) метод регистрации двигательной активности во времени при помощи специальных приборов актографов, в которых движение передается, например, на резиновые баллоны, а затем преобразуется в механические...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание