Exit Project: Глоссарий: Психологический словарь

Психологический словарь



В нашем психологическом словаре вы можете найти большое количество психологических понятий и психологических терминов, статьи по психологии, фотографии и биографии известных психологов. Все психологические статьи отсортированы в алфавитном порядке, психологические термины и биографии психологов размещены в общем списке.

A

Achievement-Anxiety-Test
Achievement-Anxiety-Test
Addictive Behaviors
Adolescent Discouragement Indicator
Advanced Occupational Interest Inventory
Advances in Behaviour Research & Therapy
Aggression-Motiv-Gitter (AMG)
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aktivirung-Desaktivirungs-Fragebogen
...

C

Carus

D

Delirium acutum

E

Emotion Profile Index
Emotional Control Questionnaire
Encounter-tapes
Esalen Eclectic

K

Kindersprachtest
Klages L. Handschrift und Charakter
Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben

M

Manifest Needs Questionnaire
Marburger Verhaltenslist (MVL)
Maslach Burnout Inventory (MBI)
Medical Psychotherapy. An International Journal
Methodika. An International Journal of Methods in the Behavioral and Social Sciences
Millon Adolescent Personality Inventory
Millon Chlinical Multiaxial Inventory (MCMI)
MMPI
Motivation and Emotion
Myers-Briggs Type Indicator
...

T

T–O–T–E
Tabes dorsalis
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
The Barrett-Lennard Relationship Inventory
The German Journal of Psychology. A Quarterly Reviews, Reports and Comprehensive Abstracts
The Relaxation Inventory
The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)
The School Motivation Analysis Test
The Sexualy Scale
...

А

А-тип личности
Абади симптом
Абазия
Абалиенация
Абашева-Константиновского синдром
Абели симптом
Аберрация
Аберрация
Абеталипопротеинемия
Абиотрофия
...

Б

Бабенковой синдром правого полушария
Бабинского симптом
Бабинского — Вакеза болезнь
Бабинского—Фромана синдром
Базальные эмоции
Базовые нарушения при шизофрении
Базоспазм
Базофилизм гипофизарный
Базофобия
Байярже симптом
...

В

Вагабондаж
Вагинизм
Вагнер Владимир Александрович
Вагнер-Яурегга метод
Вагнер-Яурегга симптом
Ваготония
Вайвэйшн
Вайс Альберт
Вайтбрехта псевдогаллюцинации
Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон
...

Г

Габитус
Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия
Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь
Галантер (Galanter) Юджин
Галеантропия
Гален Клавдий
Галеропия
Галлервордена—Шпаца болезнь
Галль Франц
Галлюцинаторно–паранойяльный синдром
...

Д

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху
Давыдов В.В. Деятельность
Давыдов В.В. Психология
Давыдов Василий Васильевич
Дакномания
Дакриурия
Дактилология
Дактилоспазм
Данлап Кнехт
Дансомания
...

Е

Е волна
Евгеника
Евнухоидизм
Единица анализа психического
Единица действия (ЕД)
Еллинека симптом
Естественный эксперимент

Ж

Жажда
Жане (Janet) Пьер
Жане концепция психологического автоматизма
Жане тест анестезии
Жаргонафазия
Жвачка умственная
Желание
Желино болезнь
Женевская школа генетической психологии
Жест
...

З

Заболеваемость
Заболеваемость общая
Заболевания демиелинизирующие
Забывание
Завершенный гештальт
Завилянского симптом алкоголизма
Завилянской методики контрастной психотерапии
Зависимость от поля — независимость от поля
Зависимость от психотерапевта
Задатки
...

И

Иванова метод активирующей психотерапии
Иванова методика коллективной психотерапии
Иванова структурно-ассоциативный эксперимент
Иванова-Смоленского симптом
Ивановой методика обучающего эксперимента
Иглоукалывание
Игра
Игра у животных
Игровая терапия
Игровая терапия аутических детей
...

Й

Йенш Эрик
Йеркс (Yerkes) Роберт
Йост (Jost) Адольф

К

Кoнтраст яркостный
Ка–цет синдром
Кабанис Пьер Жан
Каган - Лемкин рисуночный тест
Каган Джером
Кагана симптомы детского аутизма
Кажущееся движение
Кандаулезизм
Кандинский Виктор Хрисанфович
Канцерофобия
...

Л

Лабильность
Лабильность аффекта
Лабильность симптоматическая
Лабораторный эксперимент
Лазурский Александр Федорович
Лайнг Рональд
Лакан Жак
Ламетри Жюльен Офре де
Ланге (Lange) Карл Георг
Ланге (Lange) Фридрих Альберт
...

М

Магницидиум
Мазохизм
Мазуркевича теория
Майер (Maier) Генрих
Майер Адольф
Майер Генрих
Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм
Мак–Дугалл (McDougall) Уильям
Макродвижения глаз
Макропсия
...

Н

Наблюдательная палата
Наблюдение
Навык
Навязчивость
Навязчивые действия
Навязчивые состояния
Наглядно–действенное мышление
Наглядно–образное мышление
Надежность данных анкетного опроса
Надежность измерения
...

О

Обертоны психические
Облигатный
Обломова синдромы
Обморок
Обобщение
Обоняние
Обонятельный анализатор
Оборонительный рефлекс
Образ
Образ воображения
...

П

Павлов Иван Петрович
Павлова симптом
Павлова теория
Пажизм
Память
Панель информации
Пантомимика
Панум П.
Парабиоз
Парадиагностика
...

Р

Рабдофобия
Работоспособность психическая
Равена тeст
Равич–Щербо Инна Владимировна
Радикальная теория образов
Радо Шандор
Разветвленное программированное обучение
Развитие восприятия
Развитие движений ребенка
Развитие игры в дошкольном возрасте
...

С

С-тип личности
Саарма симптом
Садизм
Садомазохизм
Саймон (Simon) Герберт Александр
Саккадические движения
Салливен Гарри Стэк
Само-восприятие
Само-оценивание
Само-подкрепление
...

Т

Т–группа
Табакокурение
Табопаралич
Табофобия
Табу
Таката—Ара реакция
Таксисы
Тактильная агнозия
Тактильные ощущения
Талант
...

У

Уанье синдром
Убеждения
Убийство
Убийство внезапное
Убийство депрессивное
Уверенность в себе
Угасание условного рефлекса
Узкий локализационизм
Узнавание
Узнадзе Дмитрий Николаевич
...

Ф

Фабри Курт Эрнестович
Фагофобия
Фаза
Фазмофобия
Фазофрении
Факоматозы
Фактор близости
Фактор общей судьбы
Фактор подобия
Фактор хорошего продолжения
...

Х

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис
Хайльброннер (Heilbronner) Карл
Хайнриха методика
Хайрофобия
Халл Кларк Леонард
Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия
Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия
Ханта синдром
Характер
Характерологический панцирь
...

Ц

Цар
Цветовое зрение
Цветовой интерьер
Целевой анализ
Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза
Целостная психология
Целостность восприятия
Цельса болезнь
Ценестезия
Цензура внутрипсихическая
...

Ч

Чаадаев П.Я. Отрывки
Чаадаев Петр Яковлевич
Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.
Чарльз Кули
Чейна болезнь
Человек–оператор
Челпанов Георгий Иванович
Чередующееся поведение
Черлетти (Cerletti) Удо
Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии
...

Ш

Шавани синдром
Шаг Геффдинга
Шарко большая истерия
Шарко Жан Мартин
Шарко малая истерия
Шарко триада
Шарко — Кожевникова болезнь
Шарпантье феномен
Шегрена болезнь
Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт
...

Э

Эббеке синдром
Эббингауз Герман
Эвальд (Ewald) Готфрид
Эвальда биотонус
Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация
Эвирация
Эго
Эго–психология
Эгоизм
Эгопатия
...

Ю

Ювенильный
Юм Давид
Юмора расстройства
Юнг (Jung) Карл Густав
Юнга аналитическая психология
Юнга архетипы
Юнга ассоциативный эксперимент
Юнга интро- и экстраверсия
Юношеский возраст
Юридическая психология
...

Я

Я (Ich, Ego)
Я–концепция
Я-иделальное
Явления тревожного ряда
Ядро кристаллизации чувств
Язык
Язык иррелевантный
Язык искусственный
Язык метафорический
Якоба - Крейцфельдта болезнь
...

#

 

Прием информации оператором

Прием информации оператором система когнитивных операций оператора, служащих для опознавания сигналов внешнего мира. Можно выделить четыре основных режима работы при приеме информации: 1.Поиск, обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума, 2.Дифференцировка сигналов; 3.Идентификация сигналов; 4.Собственно опознание , соотношение сигналов с...

Признак

Признак характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности . Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия . Наиболее простыми для человека являются сенсорные признаки, которые служат построению перцептивного образа и соответствуют общественно выработанным сенсорным эталонам. Более сложны признаки идентификации, служащие классификации предметов на основании типичных способов взаимодействий с...

Примак (Premack) Давид

Примак (Premack) Давид (род.1925) американский зоопсихолог. Работал в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement, Psychol. Rev., 1959, N66, p. 219233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна...

Применение знаний

Применение знаний использования концептуальных схем для развития собственной деятельности . Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений, содержащих особые правила, по которым надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как правило, в обучении посредством решения проблемных ситуаций . Посредством использования этих интеллектуальных умений достигаются узнавание ранее усвоенного материала в новых ситуациях, применение абстрактного...

Примитивная аффективная реакция

Примитивная аффективная реакция (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом...

Примитивная реакция

Примитивная реакция (от лат. primitivus самый ранний) клиническое нарушение. Стереотипная реакция, которая возникает в ситуации возбуждения и не соответствует уровню организации личности (например, крик или неконтролируемое раскачивание...

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л.Рубинштейном в 30е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чегото единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое...

Принцип сенсорных коррекций

Принцип сенсорных коррекций использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А.Бернштейном...

Принцип специфического кодирования

Принцип специфического кодирования эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании. Исследован...

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н. Леонтьева

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н.Леонтьева постулат, в соответствии с которым сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован в широких...

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс (8.6.1886, Гермер, Вестфалия 16.6.1933, Мюнхен) немецкий психиатр и психоаналитик. Родился в семье торговца, которой были чужды интеллектуальные и художественные запросы. Философское, искусствоведческое и медицинское образование получил в университетах Тюбингена (1904), Лейпцига (19041906), Мюнхена (19061908; доктор философии, 1908), Фрейбурга (19131914; медицинский экзамен, 1917), Гейдельберга (доктор медицины, 1919). Заниматься медициной, а не певческим искусством, как он предполагал после получения философского и искусствоведческого образования, его заставила психическая болезнь первой жены. Еще во время первой мировой войны познакомился с профессором К.Вильманнсом. Затем, с 1919г. по 1921г., работал у него ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где тот был директором, получил...

Принятие решения

Принятие решения выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов...

Проактивное торможение

Проактивное торможение (от лат. pro перед чемто) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности . Тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже...

Проба Вада

Проба Вада угнетение функций одного из полушарий путем интракаротидной инъекции амитала натрия. Служит для анализа межполушарной специализации. В частности, при помощи этого метода показано, что выключение таким образом доминантного полушария вело к депрессивным переживаниям, а субдоминантного к эйфорическим. Литература. TerzianH. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection // Acta Neurochirurgia, 1964, v.12,...

Проба на реципроктную координацию

Проба на реципроктную координацию специальная диагностическая методика, в которой дается инструкция попеременно сжимать то одну, то другую руку с одновременным разжиманием другой. Применяется в нейропсихологии для выявления нарушений реципроктной координации при поражении межполушарных...

Проблема

Проблема (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической...

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной...

Проблемное обучение

Проблемное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1.Возникновение познавательной потребности , локализуемой в определенном учебном материале; 2.Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности , и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему...

Проверка статистических гипотез

Проверка статистических гипотез расчет совпадений выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными...

Программированное обучение

Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психологический словарь