Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. 1й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV независимы. RV шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационноспецифическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4й концепт. s1 психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература: Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: PrenticeHall, 1954; Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
Прием информации оператором система когнитивных операций оператора, служащих для опознавания сигналов внешнего мира. Можно выделить четыре основных режима работы при приеме информации: 1.Поиск, обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума, 2.Дифференцировка сигналов; 3.Идентификация сигналов; 4.Собственно опознание , соотношение сигналов с...
Признак характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности . Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия . Наиболее простыми для человека являются сенсорные признаки, которые служат построению перцептивного образа и соответствуют общественно выработанным сенсорным эталонам. Более сложны признаки идентификации, служащие классификации предметов на основании типичных способов взаимодействий с...
Примак (Premack) Давид (род.1925) американский зоопсихолог. Работал в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement, Psychol. Rev., 1959, N66, p. 219233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна...
Применение знаний использования концептуальных схем для развития собственной деятельности . Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений, содержащих особые правила, по которым надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как правило, в обучении посредством решения проблемных ситуаций . Посредством использования этих интеллектуальных умений достигаются узнавание ранее усвоенного материала в новых ситуациях, применение абстрактного...
Примитивная аффективная реакция (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом...
Примитивная реакция (от лат. primitivus самый ранний) клиническое нарушение. Стереотипная реакция, которая возникает в ситуации возбуждения и не соответствует уровню организации личности (например, крик или неконтролируемое раскачивание...
Принцип единства сознания и деятельности один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л.Рубинштейном в 30е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чегото единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое...
Принцип сенсорных коррекций использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А.Бернштейном...
Принцип специфического кодирования эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании. Исследован...
Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н.Леонтьева постулат, в соответствии с которым сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован в широких...
Принцхорн (Prinzhorn) Ханс (8.6.1886, Гермер, Вестфалия 16.6.1933, Мюнхен) немецкий психиатр и психоаналитик. Родился в семье торговца, которой были чужды интеллектуальные и художественные запросы. Философское, искусствоведческое и медицинское образование получил в университетах Тюбингена (1904), Лейпцига (19041906), Мюнхена (19061908; доктор философии, 1908), Фрейбурга (19131914; медицинский экзамен, 1917), Гейдельберга (доктор медицины, 1919). Заниматься медициной, а не певческим искусством, как он предполагал после получения философского и искусствоведческого образования, его заставила психическая болезнь первой жены. Еще во время первой мировой войны познакомился с профессором К.Вильманнсом. Затем, с 1919г. по 1921г., работал у него ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где тот был директором, получил...
Принятие решения выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов...
Проактивное торможение (от лат. pro перед чемто) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности . Тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже...
Проба Вада угнетение функций одного из полушарий путем интракаротидной инъекции амитала натрия. Служит для анализа межполушарной специализации. В частности, при помощи этого метода показано, что выключение таким образом доминантного полушария вело к депрессивным переживаниям, а субдоминантного к эйфорическим. Литература. TerzianH. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection // Acta Neurochirurgia, 1964, v.12,...
Проба на реципроктную координацию специальная диагностическая методика, в которой дается инструкция попеременно сжимать то одну, то другую руку с одновременным разжиманием другой. Применяется в нейропсихологии для выявления нарушений реципроктной координации при поражении межполушарных...
Проблема (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической...
Проблемная ситуация осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной...
Проблемное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1.Возникновение познавательной потребности , локализуемой в определенном учебном материале; 2.Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности , и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему...
Проверка статистических гипотез расчет совпадений выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными...
Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]