Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с AllportG.W., JandorfE.M.), Character and Personality, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов , целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с GoodmanC.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с PostmanL.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий , в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с OlverR.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но изза столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Литература .
Прием информации оператором система когнитивных операций оператора, служащих для опознавания сигналов внешнего мира. Можно выделить четыре основных режима работы при приеме информации: 1.Поиск, обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума, 2.Дифференцировка сигналов; 3.Идентификация сигналов; 4.Собственно опознание , соотношение сигналов с...
Признак характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности . Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия . Наиболее простыми для человека являются сенсорные признаки, которые служат построению перцептивного образа и соответствуют общественно выработанным сенсорным эталонам. Более сложны признаки идентификации, служащие классификации предметов на основании типичных способов взаимодействий с...
Примак (Premack) Давид (род.1925) американский зоопсихолог. Работал в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement, Psychol. Rev., 1959, N66, p. 219233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна...
Применение знаний использования концептуальных схем для развития собственной деятельности . Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений, содержащих особые правила, по которым надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как правило, в обучении посредством решения проблемных ситуаций . Посредством использования этих интеллектуальных умений достигаются узнавание ранее усвоенного материала в новых ситуациях, применение абстрактного...
Примитивная аффективная реакция (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом...
Примитивная реакция (от лат. primitivus самый ранний) клиническое нарушение. Стереотипная реакция, которая возникает в ситуации возбуждения и не соответствует уровню организации личности (например, крик или неконтролируемое раскачивание...
Принцип единства сознания и деятельности один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л.Рубинштейном в 30е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чегото единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое...
Принцип сенсорных коррекций использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А.Бернштейном...
Принцип специфического кодирования эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании. Исследован...
Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н.Леонтьева постулат, в соответствии с которым сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован в широких...
Принцхорн (Prinzhorn) Ханс (8.6.1886, Гермер, Вестфалия 16.6.1933, Мюнхен) немецкий психиатр и психоаналитик. Родился в семье торговца, которой были чужды интеллектуальные и художественные запросы. Философское, искусствоведческое и медицинское образование получил в университетах Тюбингена (1904), Лейпцига (19041906), Мюнхена (19061908; доктор философии, 1908), Фрейбурга (19131914; медицинский экзамен, 1917), Гейдельберга (доктор медицины, 1919). Заниматься медициной, а не певческим искусством, как он предполагал после получения философского и искусствоведческого образования, его заставила психическая болезнь первой жены. Еще во время первой мировой войны познакомился с профессором К.Вильманнсом. Затем, с 1919г. по 1921г., работал у него ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где тот был директором, получил...
Принятие решения выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов...
Проактивное торможение (от лат. pro перед чемто) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности . Тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже...
Проба Вада угнетение функций одного из полушарий путем интракаротидной инъекции амитала натрия. Служит для анализа межполушарной специализации. В частности, при помощи этого метода показано, что выключение таким образом доминантного полушария вело к депрессивным переживаниям, а субдоминантного к эйфорическим. Литература. TerzianH. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection // Acta Neurochirurgia, 1964, v.12,...
Проба на реципроктную координацию специальная диагностическая методика, в которой дается инструкция попеременно сжимать то одну, то другую руку с одновременным разжиманием другой. Применяется в нейропсихологии для выявления нарушений реципроктной координации при поражении межполушарных...
Проблема (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической...
Проблемная ситуация осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной...
Проблемное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1.Возникновение познавательной потребности , локализуемой в определенном учебном материале; 2.Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности , и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему...
Проверка статистических гипотез расчет совпадений выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными...
Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]