Exit Project: Глоссарий: Декарт Р. Отрывки

Декарт Р. Отрывки



Сочинения в 2хт. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1989, т.1. Мир, или трактат о свете. 193....Все ...качества и формы неодушевленных тел можно объяснить, не обращаясь ни к чему другому в их материи, кроме движения, величины, фигуры и расположения ее частиц. Рассуждение о методе. 269.Если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когдалибо себе представлял, и было истинным, все же не было бы основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, моя душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Первоначала философии. 316....К нашей природе не имеет отношения ни какаянибудь протяженность, ни какая бы то ни была фигура, ни перемещение в пространстве. Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 322.мы хорошо понимаем, что в нас самих не заключена никакая сила, коя бы нас сохраняла; тот же, кто обладает силой сохранять нас существа, отличные от него, тем более способен сохранять самого себя или, вернее, он не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял, а значит, он Бог. 323.Поскольку в телесной природе с местной протяженностью сопряжена делимость, являющаяся несовершенством, ясно, что Бог не тело. 327.Все имеющиеся у нас модусы мышления сводятся к двум основным: один из них восприятие, или действие разума, другой воление, или действие воли. Ведь чувство, воображение и чистое разумение все это лишь различные модусы восприятия. подобно тому как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться это различные модусы воления. 408.Хотя человеческая душа и соединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы окончания нервов не пришли тем самым в движение и чтобы это движение не передалось посредством нервов до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище. 409.Движения ...нервов заставляют душу испытывать ...страсти, такие, как любовь, гнев, страх, ненависть и т.д., поскольку они лишь страсти души, т.е. смутные мысли, приходящие душе не самой по себе, а оттого, что, будучи тесно связана с телом она воспринимает происходящие в нем движения. 414415....Все именуемое нами во внешних предметах светом, цветом, запахом, вкусом, звуком, холодом, теплом и прочими осязательными качествами или даже субстанциальными формами есть не что иное, как различные фигуры, расположения, величины и движения их частей, вызывающие в наших нервах самые разнообразные движения, необходимые для возбуждения в нашей душе всевозможных ощущений. Описание человеческого тела. 425.Артерии это ...тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготавливают его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем общего чувства, воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходится из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органом внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела. Замечания на некоторую программу. 462.Ум есть не что иное, как субстанция, т.е. бытие, реально отличное от тела и актуально от него отделимое, и он может существовать отдельно от тела, сам по себе. Поскольку ум обладает природой, отличной от тела и его строения, и не может брать начало в этом строении, он неуничтожим. А поскольку в понятии ума не никаких частей и никакой протяженности, вопрос о том, содержится ли он целиком в целом теле и целиком в отдельных его частях, лишен смысла. 463.Ум не нуждается во врожденных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность мышления достаточна для выполнения его действий. Страсти души. 483.то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу; наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может принадлежать телу, должно быть приписано нашей душе. Видя все мертвые тела лишенными тепла и даже движений, воображали, будто отсутствие души и уничтожило эти движения и это тепло. Таким образом, безосновательно полагали, что наше природное тепло и все движения нашего тела зависят от души, тогда как следовало думать наоборот, что душа удаляется после смерти только по той причине, что это тепло исчезает и разрушаются те органы, которые служат для движения тела. 485.Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. 486.То, что я здесь называю духами, есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. 497.Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая принимая участие в действие духов, может развести их по артериям во все члены... Прибавим здесь еще, что маленькая железа главное местопребывание души так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. ...Машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какойлибо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела. 498.Если ...образ чуждый и очень пугающий, ...то он вызывает в душе страсть страха... У некоторых людей это приводит мозг в такое состояние, что духи, отражающиеся от изображения, появившегося на железе, устремляются отсюда частично в нервы, служащие для поворота спины ..., а частично в нервы, расширяющие или сужающие отверстия сердца...

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Прием информации оператором

Прием информации оператором система когнитивных операций оператора, служащих для опознавания сигналов внешнего мира. Можно выделить четыре основных режима работы при приеме информации: 1.Поиск, обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума, 2.Дифференцировка сигналов; 3.Идентификация сигналов; 4.Собственно опознание , соотношение сигналов с...

Признак

Признак характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности . Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия . Наиболее простыми для человека являются сенсорные признаки, которые служат построению перцептивного образа и соответствуют общественно выработанным сенсорным эталонам. Более сложны признаки идентификации, служащие классификации предметов на основании типичных способов взаимодействий с...

Примак (Premack) Давид

Примак (Premack) Давид (род.1925) американский зоопсихолог. Работал в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement, Psychol. Rev., 1959, N66, p. 219233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна...

Применение знаний

Применение знаний использования концептуальных схем для развития собственной деятельности . Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений, содержащих особые правила, по которым надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как правило, в обучении посредством решения проблемных ситуаций . Посредством использования этих интеллектуальных умений достигаются узнавание ранее усвоенного материала в новых ситуациях, применение абстрактного...

Примитивная аффективная реакция

Примитивная аффективная реакция (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом...

Примитивная реакция

Примитивная реакция (от лат. primitivus самый ранний) клиническое нарушение. Стереотипная реакция, которая возникает в ситуации возбуждения и не соответствует уровню организации личности (например, крик или неконтролируемое раскачивание...

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л.Рубинштейном в 30е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чегото единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое...

Принцип сенсорных коррекций

Принцип сенсорных коррекций использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А.Бернштейном...

Принцип специфического кодирования

Принцип специфического кодирования эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании. Исследован...

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н. Леонтьева

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н.Леонтьева постулат, в соответствии с которым сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован в широких...

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс (8.6.1886, Гермер, Вестфалия 16.6.1933, Мюнхен) немецкий психиатр и психоаналитик. Родился в семье торговца, которой были чужды интеллектуальные и художественные запросы. Философское, искусствоведческое и медицинское образование получил в университетах Тюбингена (1904), Лейпцига (19041906), Мюнхена (19061908; доктор философии, 1908), Фрейбурга (19131914; медицинский экзамен, 1917), Гейдельберга (доктор медицины, 1919). Заниматься медициной, а не певческим искусством, как он предполагал после получения философского и искусствоведческого образования, его заставила психическая болезнь первой жены. Еще во время первой мировой войны познакомился с профессором К.Вильманнсом. Затем, с 1919г. по 1921г., работал у него ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где тот был директором, получил...

Принятие решения

Принятие решения выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов...

Проактивное торможение

Проактивное торможение (от лат. pro перед чемто) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности . Тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже...

Проба Вада

Проба Вада угнетение функций одного из полушарий путем интракаротидной инъекции амитала натрия. Служит для анализа межполушарной специализации. В частности, при помощи этого метода показано, что выключение таким образом доминантного полушария вело к депрессивным переживаниям, а субдоминантного к эйфорическим. Литература. TerzianH. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection // Acta Neurochirurgia, 1964, v.12,...

Проба на реципроктную координацию

Проба на реципроктную координацию специальная диагностическая методика, в которой дается инструкция попеременно сжимать то одну, то другую руку с одновременным разжиманием другой. Применяется в нейропсихологии для выявления нарушений реципроктной координации при поражении межполушарных...

Проблема

Проблема (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической...

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной...

Проблемное обучение

Проблемное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1.Возникновение познавательной потребности , локализуемой в определенном учебном материале; 2.Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности , и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему...

Проверка статистических гипотез

Проверка статистических гипотез расчет совпадений выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными...

Программированное обучение

Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декарт Р. Отрывки