Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Прием информации оператором

Прием информации оператором система когнитивных операций оператора, служащих для опознавания сигналов внешнего мира. Можно выделить четыре основных режима работы при приеме информации: 1.Поиск, обнаружение сигналов и выделение сигналов из шума, 2.Дифференцировка сигналов; 3.Идентификация сигналов; 4.Собственно опознание , соотношение сигналов с...

Признак

Признак характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки в построении деятельности . Посредством выделения существенных признаков происходит формирование понятия . Наиболее простыми для человека являются сенсорные признаки, которые служат построению перцептивного образа и соответствуют общественно выработанным сенсорным эталонам. Более сложны признаки идентификации, служащие классификации предметов на основании типичных способов взаимодействий с...

Примак (Premack) Давид

Примак (Premack) Давид (род.1925) американский зоопсихолог. Работал в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement, Psychol. Rev., 1959, N66, p. 219233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна...

Применение знаний

Применение знаний использования концептуальных схем для развития собственной деятельности . Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений, содержащих особые правила, по которым надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка подобных умений достигается, как правило, в обучении посредством решения проблемных ситуаций . Посредством использования этих интеллектуальных умений достигаются узнавание ранее усвоенного материала в новых ситуациях, применение абстрактного...

Примитивная аффективная реакция

Примитивная аффективная реакция (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом...

Примитивная реакция

Примитивная реакция (от лат. primitivus самый ранний) клиническое нарушение. Стереотипная реакция, которая возникает в ситуации возбуждения и не соответствует уровню организации личности (например, крик или неконтролируемое раскачивание...

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л.Рубинштейном в 30е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чегото единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое...

Принцип сенсорных коррекций

Принцип сенсорных коррекций использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А.Бернштейном...

Принцип специфического кодирования

Принцип специфического кодирования эффект облегчения воспроизведения заученной информации при ориентировке на тот признак, который использовался в качестве структурирующего при ее заучивании. Исследован...

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н. Леонтьева

Принципа единства сознания и деятельности в трактовке А.Н.Леонтьева постулат, в соответствии с которым сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован в широких...

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс

Принцхорн (Prinzhorn) Ханс (8.6.1886, Гермер, Вестфалия 16.6.1933, Мюнхен) немецкий психиатр и психоаналитик. Родился в семье торговца, которой были чужды интеллектуальные и художественные запросы. Философское, искусствоведческое и медицинское образование получил в университетах Тюбингена (1904), Лейпцига (19041906), Мюнхена (19061908; доктор философии, 1908), Фрейбурга (19131914; медицинский экзамен, 1917), Гейдельберга (доктор медицины, 1919). Заниматься медициной, а не певческим искусством, как он предполагал после получения философского и искусствоведческого образования, его заставила психическая болезнь первой жены. Еще во время первой мировой войны познакомился с профессором К.Вильманнсом. Затем, с 1919г. по 1921г., работал у него ассистентом в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где тот был директором, получил...

Принятие решения

Принятие решения выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов...

Проактивное торможение

Проактивное торможение (от лат. pro перед чемто) затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности . Тем большее, чем более схож новый материал с тем, который был уже...

Проба Вада

Проба Вада угнетение функций одного из полушарий путем интракаротидной инъекции амитала натрия. Служит для анализа межполушарной специализации. В частности, при помощи этого метода показано, что выключение таким образом доминантного полушария вело к депрессивным переживаниям, а субдоминантного к эйфорическим. Литература. TerzianH. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection // Acta Neurochirurgia, 1964, v.12,...

Проба на реципроктную координацию

Проба на реципроктную координацию специальная диагностическая методика, в которой дается инструкция попеременно сжимать то одну, то другую руку с одновременным разжиманием другой. Применяется в нейропсихологии для выявления нарушений реципроктной координации при поражении межполушарных...

Проблема

Проблема (от греч. problema задача) задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической...

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной...

Проблемное обучение

Проблемное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1.Возникновение познавательной потребности , локализуемой в определенном учебном материале; 2.Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач. Система проблемного обучения включает в себя информационные, не требующие творческой активности личности , и тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения, этапы обучения. Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему...

Проверка статистических гипотез

Проверка статистических гипотез расчет совпадений выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными...

Программированное обучение

Программированное обучение система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)