Exit Project: Глоссарий: Зрение

Зрение



Зрение (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур - зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры (латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в свою очередь, - возникновение нервных импульсов, которые передаются в следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа. В сетчатке человека насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 150 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной части сетчатки, называемой пятном (желтым пятном). По мере удаления от него количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает, на периферии сетчатки имеются только палочки. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное зрение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но в то же время очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью. Пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, — место наиболее четкого, так называемого центрального зрения. Другие отделы сетчатки обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Центральное З. дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы; периферическое зрение служит для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации (см. Светоощущение). Глаз человека различает большое количество цветовых оттенков благодаря наличию в сетчатке глаза трех видов колбочек, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов - красным, зеленым или синим. Ощущение цвета зависит от сочетания возбуждения этих рецепторов (см. Цветовое зрение). Разрешающая способность зрения, т.е. способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Мерой остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения. За единицу (1,0) принимают такую остроту зрения, при которой наименьший угол различения равен 1 мин. Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз. Одновременное восприятие объектов двумя глазами называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Бинокулярное зрение осуществляется благодаря одновременному направлению зрительной линии (воображаемый линии, соединяющей точку фиксации рассматриваемого объекта с центральной ямкой сетчатки) обоих глаз на рассматриваемый объект; при этом происходит слияние двух изображений объекта в единый образ. Этот процесс носит название фузии. Идеальное функционирование мышц глаз, обеспечивающих отклонение глазных яблок, необходимое для бинокулярного зрения (ортофория), наблюдается крайне редко. Обычно у здоровых людей в результате нарушения равновесия мышц глаза (например, при переутомлении) глазные яблоки отклоняются от правильного положения, однако благодаря фузионной способности зрительного анализатора бинокулярное зрение сохраняется (так называемое скрытое косоглазие, или гетерофория). Все точки пространства, которые находятся на том же удалении от глаз, что и фиксируемый объект (эта область косит название гороптер), ложатся на корреспондирующие точки, находящиеся на одном расстоянии и с одной стороны от центральной ямки сетчаток обоих глаз. Объекты, расположенные ближе или дальше рассматриваемого объекта, попадают на корреспондирующие точки сетчаток. Это явление лежит в основе стереоскопического зрения, при котором одни предметы воспринимаются как более близкие, другие как далекие. Для нормального бинокулярного З. необходимо, чтоб движения глазных яблок были хороню согласованы и зрительные линии всегда были направлены в одну точку. Это обеспечивается двумя видами движений глазных яблок - ассоциированными, при которых оба глазных яблока поворачиваются на одинаковый угол, и дивергентными, когда глазные яблоки совершают встречные движения в горизонтальной плоскости. Последние необходимы для того, чтобы наблюдать за предметами, находящимися на разном удалении. При переводе взора с дальнего предмета на ближний глазные яблоки поворачиваются навстречу друг другу, и их зрительные линии одновременно направляются на рассматриваемый предмет (конвергенция), при переводе взора с ближнего предмета на дальний глазные яблоки расходятся в стороны (дивергенция). При бинокулярном зрении можно выделить так называемый ведущий, или превалирующий, глаз. Феномен ведущего глаза - проявление функциональной асимметрии, присущей в той или иной мере всем парным анализаторам, Зрительная линия ведущего глаза первой направляется на объект фиксации, в нем раньше включается механизм аккомодации, при разделении полей зрения он обеспечивает более отчетливое видение предмета. Основными методами исследования зрительной функции являются определение остроты зрения и поля зрения. Первый метод позволяет судить главным образом о центральном зрении, второй - о периферических отделах полей зрения, границах, наличии абсолютных или относительных дефектов полей зрения - скотом. Бинокулярное зрение исследуют с помощью синоптофора (см. Косоглазие) и стереоскопа. Состояние глазного дна и сетчатки оценивают с помощью офтальмоскопии (см. Глазное дно), состояние оптических сред - с помощью биомикроскопии глаза. Нарушения зрения в виде расстройств цвето- или светоощущения, понижения остроты зрения, изменений полей зрения, а также нарушения движения глазных яблок могут быть обусловлены изменениями в глазу или в других отделах зрительного анализатора. Нарушение цветового зрения в виде его полного отсутствия (цветовая слепота) или восприятия цвета (цветоаномалия) вызывается снижением чувствительности одного из типов рецепторов. Врожденными обычно бывают нарушения восприятия красного или зеленого цвета, приобретенные расстройства цветового зрения чаще всего касаются синего цвета. Встречаются нарушения цветового зрения, при которых человек видит окружающие предметы окрашенными в какой-либо один цвет, например желтый или красный (см. Ксантопсия, Эритропсия). Одной из наиболее частых причин нарушения зрения являются аномалии рефракции - близорукость, дальнозоркость, астигматизм (см. Рефракция глаза). Различиями рефракции правого и левого глаза может быть обусловлено неравенство величин изображений одного и того же предмета на сетчатке - анизейкопия, проявляющаяся затруднением при чтении, нарушением пространственного восприятия. Различные изменения в оптической системе глаза могут приводить также к искажениям изображений на сетчатке (аберрации). Резкое понижение зрения, вплоть до слепоты, наблюдается при помутнении оптических сред глаза - роговицы (см. Бельмо) и хрусталика (см. Катаракта). Нарушения функции зрения могут быть связаны с повреждениями и воспалительными процессами в глазу и его оболочках, например с иридоциклитом, кератитом. К стойкому понижению зрения и неизлечимой слепоте могут приводить разнообразные заболевания сетчатки воспалительного и дистрофического характера, ее поражения при гипертонической болезни, атеросклерозе, глаукоме и др. Нарушение бинокулярного зрения (зрительные линии двух глаз не направлены на один предмет) характерно для косоглазия. Различные расстройства зрения могут наблюдаться при органических поражениях различных отделов нервной системы (кровоизлияниях, новообразованиях, травме, инфекциях, интоксикяциях и др.), а также при ее функциональных нарушениях. Характер зрительных изменений зависит от локализации патологического процесса. При поражении зрительного нерва наступает слепота соответствующего глаза при сохранении содружественной реакции зрачков на свет. Повреждение отдельных волокон зрительного нерва вызывает выпадение отдельных участков поля зрения и возникновение скотом. При поражении зрительного перекреста наступает двусторонняя слепота. При повреждении внутренних волокон зрительного перекреста, например при опухоли гипофиза, расширении III желудочка, отмечается выпадение височных (наружных) половин полей зрения (битемпоральная гемианопсия). При поражении наружных волокон зрительного перекреста с двух сторон (двусторонние аневризмы сонных артерий по бокам турецкого седла) выпадают носовые (внутренние) половины полей зрения (биназальная гемианопсия). Гемианопсия возможна и при поражении зрительного тракта, латерального коленчатого тела, задней ножки внутренней капсулы, зрительной лучистости или области шпорной борозды. В этом случае выпадают обе левые или обе правые половины полей зрения. При повреждении зрительных путей, расположенных до зрительной лучистости, больные осознают свой дефект в поле зрения (положительная скотома). При поражении области зрительной лучистости и других структур до коры большого мозга больные своего дефекта в поле зрения не замечают (отрицательная скотома). Поражение небольших участков зрительной лучистости, а также опухоли или абсцессы височной и затылочной долей коры большого мозга вызывают выпадение четвертых частей поля зрения (квадрантов), возникает квадрантная гемианопсия. При поражении зрительной области коры большого мозга сохраняются центральные участки полей зрения. Помимо выпадения полей зрения могут наблюдаться и другие его расстройства. Так, при нарушении мозгового кровообращения, опухолях, воспалительных процессах, мигрени в результате раздражения корковых центров зрительного анализатора может возникать фотопсия - ощущение светящихся точек, искр, огненных поверхностей. Поражение более обширных участков коры большого мозга вызывает искаженное восприятие зрительных образов (метаморфопсия), возможны также зрительные галлюцинации. При поражении наружной поверхности затылочной доли левого полушария (сосудистые заболевания головного мозга, опухоли, проникающие ранения) может возникнуть зрительная агнозия (неузнавание предметов при сохраненном зрительном восприятии их). При ряде заболеваний, например прогрессивном параличе, миастении, могут развиваться зрительные расстройства в связи с поражением двигательного аппарата глаза, обусловленным изменениями стволовых ядер глазодвигательного, отводящего и блокового нервов. При этом наблюдается нарушение бинокулярного зрения за счет расстройства конвергенции, что может сопровождаться и нарушением процесса аккомодации, связанного с одновременным напряжением аккомодационной мышцы и сокращением зрачков (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию). Гигиена зрения. Физиологическими исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте - 200-3000 лк. Естественное освещение обеспечивает высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гигиеническом отношении в большинстве случаев наиболее целесообразно полуотраженное освещение (см. Освещение). Большое значение в обеспечении зрительного комфорта имеют цветовые контрасты. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желтый, зеленый, голубой) - так называемые оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей способствует повышению безопасности труда на производстве (например, на конвейере, транспорте). Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию таких патологических состояний глаза, как амблиопия, астенопия, близорукость. Длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях вызывает нарушение аккомодации глаза. Особое значение имеет гигиена зрения у детей. Большую роль играют качество печати школьных учебников, хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения. Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция зрения. См. также Глаз. Библиогр.: Аветисов Э.С. и Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция, М., 1981, библиогр.; Глезер В.Д. Зрение и мышление, Л., 1985, библиогр.; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, М., 1988; Кодлинз Р.Д. Диагностика нервных болезней, пер. с англ., М., 1986; Кроль М.Б. и Федорова Е.А. Основные невропатологические синдромы, М., 1966; Механизмы работы клеточных элементов сетчатки, под ред. М.М. Каримова, М., 1984; Рок И. Введение в зрительное восприятие, пер. с англ., кн. 1-2, М., 1980; Эмануэль Н.М. и Островский М.А. Химическая физика проблемы «газ и солнце», М., 1983.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Прогрессивная релаксация

Прогрессивная релаксация психотерапевтический метод, разработанный Э.Джекобсоном в 1922г. (JackobsonE. "Anxity and Tension Control", Philadelphia, 1964) и основанный на обучении пациентов произвольно расслаблять те мышцы, которые оказываются напряженными в тревожных и эмоциогенных ситуациях. На начальных этапах освоения данного метода пациенты стараются осознать и научиться дифференцировать те ощущения, которые возникают при выборочном напряжении и расслаблении определенных видов мышц. Затем, на протяжении шести основных этапов, происходит тренинг расслабления мышц рук, ног, дыхательных мышц, мышц лба, глаз, органов речи. Те приемы расслабления, которыми пациенты овладевают в спокойной обстановке, затем применяются в специально моделируемых стрессогенных ситуациях. Данный метод, достаточно эффективный и сам по себе,...

Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938г. для диагностики уровня интеллекта , основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка (матрицы), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет. Есть также варианты прогрессивных матриц, использующиеся для диагностики детей и взрослых, имеющих нарушения психической деятельности...

Проекция

Проекция (от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик...

Производственная операция

Производственная операция наименьшая, но вместе с тем и достаточно целостная единица технологического процесса, имеющая определенную производственную цель и основанная на определенном наборе трудовых приемов и имеющая ограниченный набор инструментов,...

Производственный эксперимент

Производственный эксперимент естественный эксперимент, осуществляющийся в обычных для испытуемого условиях его труда. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится активным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности...

Произвольное запоминание

Произвольное запоминание запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее...

Проприорецепторы

Проприорецепторы (от лат. proprius собственный, receptor принимающий) периферические элементы сенсорных органов, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие о их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в...

Пропускная способность

Пропускная способность максимальное количество информации, которая может быть обработана в единицу времени, измеряемая в...

Просоциальное поведение

Просоциальное поведение (от лат. рrо приставка, обозначающая действующего в интересах когото и socialis общественный) поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному...

Проспективная память

Проспективная память (от лат. prospectus вид, обзор) память на намерения кроме запоминания самой информации, требуется запомнить и время, когда она должны быть затребована. Забыв само намерение вспомнить, индивид тем не менее может вспомнить эту информацию по требованию извне. Деятельность проспективной памяти обусловлена использованием тех или иных стратегий сканирования. Противопоставляется ретроспективной памяти, основанной на прошлом опыте (память на содержание). Литература. MeachamJ.A., ColomboJ.A. External retrieval cues facilitate prospective remembering in children // J. of Educ. Res. 1980, v.73, p.299301; КвавилашвилиЛ.Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти // Вопросы психологии. 1986, N4,...

Пространственные представления

Пространственные представления представления , в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение ). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности , которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы,...

Протанопия

Протанопия форма частичной цветовой слепоты, которая характеризуется отсутствие цветовых ощущений в красной области...

Протопатическая чувствительность

Протопатическая чувствительность (от греч. protos первый, pathos болезнь) форма кожной чувствительности, характерная для этапа восстановления после травмы кожной чувствительности, когда несильное прикосновение к коже или вообще не вызывает ощущения, или вызывает болевые...

Профессиональная консультация

Профессиональная консультация стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы , способности , общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и...

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация система мероприятий по включению индивида к миру труда. Предполагает: 1.Профессиональное просвещение, информирование о мире профессий; 2.Профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность); 3.Профессиональное...

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений , тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики...

Профессиональное развитие

Профессиональное развитие (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурноисторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности...

Профессиональные интересы

Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в...

Профессиональные установки

Профессиональные установки (от лат. profiteor объявляю своим делом) система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и...

Профессиональный отбор

Профессиональный отбор принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, выполнению профессиональных обязанностей и достижению необходимого уровня мастерства. Осуществляется при комплексном использовании ряда критериев: медицинского, физиологического, педагогического и психологического. При использовании психологического критерия проводятся следующие мероприятия: психологическая диагностика ; построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области; проверка прогноза по реальной эффективности осуществления профессиональной деятельности. При использовании тех или иных диагностических методик должна быть получена информация о ценностных ориентациях личности , мотивационной составляющей профессионального выбора, личностных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зрение