Exit Project: Глоссарий: Культурно-историческая школа

Культурно-историческая школа



Культурноисторическая школа (автор Л.С.Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев .

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Прямая агрессия

Прямая агрессия агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не...

Прямой анализ

Прямой анализ психотерапевтический метод, разработанный в 1946г. Дж.Н.Розеном (RosenJ.N. Direct psychoanalytic psychiatry, N.Y., 1962) и являющийся формой психоанализа, специально ориентированной на лечение шизофрении. Характерной особенностью данного метода является стремление психоаналитически истолковывать не только сны пациента, но и все его действия (наблюдаемое поведение , внезапно приходящие ему в голову мысли, различные причуды и странности). В силу того, что использование данного метода имело успех лишь в незначительном числе случаев, он не получил большого...

Псевдоабсолютный слух

Псевдоабсолютный слух способность к точному определению высоты звуков, при которой человек, не обладая абсолютным слухом, может узнавать высоту тонов посредством сравнивания их с эталонными, в качестве которых могут выступать, например, звуки собственного...

Псевдология

Псевдология (от греч. pseudos ложь и logos слово, речь) патологическая склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй при достаточном уровне интеллекта . Обусловлена, как правило, желанием индивида обратить на себя внимание других за счет доказательств собственной...

Псевдопамять

Псевдопамять неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого. Это обусловлено тем, что частные признаки этого объекта, с которыми индивид уже знаком, воспринимаются быстрее, чем строится целостный...

Псевдопаралитический синдром

Псевдопаралитический синдром психопатологический синдром . Характеризуется эйфорическим настроением, нелепым бредом величия при отсутствии прогрессивного...

Псевдопонятие

Псевдопонятие результат допонятийного обобщения , представляющий собой комплекс, в котором основанием обобщения выступают образы, а не логические...

Психиатрия

Психиатрия (от греч. psyche душа и iatreia лечение) область медицины, изучающая причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических, психологических методов. Выделяют общую психиатрию, или общую психопатологию, которая исследует закономерности нарушений психической деятельности , и частную психиатрию, занимающуюся психическими заболеваниями, прежде всего психопатиями , неврозами , реактивными...

Психика

Психика (от греч. psychikos душевный) форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных...

Психическая гиперэстезия

Психическая гиперэстезия (от греч. hyper сверх + aisthesis чувство, ощущение) повышенная чувствительность по отношению к психотравмирующим или даже нейтральным воздействиям. Проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости, легкой истощаемости. Может выступать признаком шизотимического...

Психическая регуляция движений

Психическая регуляция движений корректировка процесса построения движения на основе потребностного состояния и обратной связи, обеспечивающей контроль за его...

Психическая скотома

Психическая скотома (от гр. scotos темнота) выпадение из поля осознания какойлибо стороны жизни, часто очень важной, свойственное больным неврозом . Это стремление не осознавать чтото противоречивое в своей жизни заставляет их развивать те или иные формы защитной деятельности. Автор В.Штекель. Литература. StekelW. Nevrose Angstzustande und ihre Behandlung. Wien B., 1921,...

Психическое пресыщение

Психическое пресыщение психическое состояние, впервые подвергшееся исследованию в школе К.Левина , вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью . Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным срывам, и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и неврозов...

Психическое состояние

Психическое состояние интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию , усталость, апатию, депрессию , отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных...

Психоанализ

Психоанализ психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХв. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов . В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы , влечения , смыслы. Была разработана структурная схема психики , в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства , мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека в обмолвках, описках, ошибках...

Психоаналитическая теория психосексуального развития

Психоаналитическая теория психосексуального развития (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) основана на следующих положениях: взрослые люди дифференцируются по устойчивым психосексуальным синдромам, имеющим статус черт характера; эти синдромы обусловлены их воспитанием в раннем детстве; дети проходят в своем развитии стадию догенитального эротизма. Литература. СлуцкийВ.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопросы психологии. 1988, N5,...

Психоаналитический процесс

Психоаналитический процесс (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) форма психотерапии , основы заложены З.Фрейдом . В ходе развития данного подхода были разработаны следующие базовые понятия: перенос, сопротивление, динамическое бессознательное, внутрипсихический конфликт, защита, детская сексуальность, ведущий к изменению инсайт, изменения, приводящие к...

Психобиология

Психобиология (от греч. psyche душа + biоs жинь + logos учение) ряд психологических направлений. Основана на идее, что биологический субстрат служит лишь некой базой для развития общественных и внуртииндивидных процессов. Здесь делается попытка применить биологию, химию, физику к областям психологических феноменов (мышление, чувства, действия, решения). Четко обозначилось как направление в 80х годах. Синоним физиологическая...

Психогенетика

Психогенетика раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента ). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов . Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной...

Психогигиена

Психогигиена раздел гигиены, касающийся обеспечения нервнопсихического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Культурно-историческая школа