БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Прямая агрессия агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не...
Прямой анализ психотерапевтический метод, разработанный в 1946г. Дж.Н.Розеном (RosenJ.N. Direct psychoanalytic psychiatry, N.Y., 1962) и являющийся формой психоанализа, специально ориентированной на лечение шизофрении. Характерной особенностью данного метода является стремление психоаналитически истолковывать не только сны пациента, но и все его действия (наблюдаемое поведение , внезапно приходящие ему в голову мысли, различные причуды и странности). В силу того, что использование данного метода имело успех лишь в незначительном числе случаев, он не получил большого...
Псевдоабсолютный слух способность к точному определению высоты звуков, при которой человек, не обладая абсолютным слухом, может узнавать высоту тонов посредством сравнивания их с эталонными, в качестве которых могут выступать, например, звуки собственного...
Псевдология (от греч. pseudos ложь и logos слово, речь) патологическая склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй при достаточном уровне интеллекта . Обусловлена, как правило, желанием индивида обратить на себя внимание других за счет доказательств собственной...
Псевдопамять неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого. Это обусловлено тем, что частные признаки этого объекта, с которыми индивид уже знаком, воспринимаются быстрее, чем строится целостный...
Псевдопаралитический синдром психопатологический синдром . Характеризуется эйфорическим настроением, нелепым бредом величия при отсутствии прогрессивного...
Псевдопонятие результат допонятийного обобщения , представляющий собой комплекс, в котором основанием обобщения выступают образы, а не логические...
Психиатрия (от греч. psyche душа и iatreia лечение) область медицины, изучающая причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических, психологических методов. Выделяют общую психиатрию, или общую психопатологию, которая исследует закономерности нарушений психической деятельности , и частную психиатрию, занимающуюся психическими заболеваниями, прежде всего психопатиями , неврозами , реактивными...
Психика (от греч. psychikos душевный) форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных...
Психическая гиперэстезия (от греч. hyper сверх + aisthesis чувство, ощущение) повышенная чувствительность по отношению к психотравмирующим или даже нейтральным воздействиям. Проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости, ранимости, легкой истощаемости. Может выступать признаком шизотимического...
Психическая регуляция движений корректировка процесса построения движения на основе потребностного состояния и обратной связи, обеспечивающей контроль за его...
Психическая скотома (от гр. scotos темнота) выпадение из поля осознания какойлибо стороны жизни, часто очень важной, свойственное больным неврозом . Это стремление не осознавать чтото противоречивое в своей жизни заставляет их развивать те или иные формы защитной деятельности. Автор В.Штекель. Литература. StekelW. Nevrose Angstzustande und ihre Behandlung. Wien B., 1921,...
Психическое пресыщение психическое состояние, впервые подвергшееся исследованию в школе К.Левина , вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью . Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным срывам, и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Раннее наступление психического пресыщения может рассматриваться в качестве симптома психического заболевания и неврозов...
Психическое состояние интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию , усталость, апатию, депрессию , отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных...
Психоанализ психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХв. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов . В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы , влечения , смыслы. Была разработана структурная схема психики , в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства , мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека в обмолвках, описках, ошибках...
Психоаналитическая теория психосексуального развития (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) основана на следующих положениях: взрослые люди дифференцируются по устойчивым психосексуальным синдромам, имеющим статус черт характера; эти синдромы обусловлены их воспитанием в раннем детстве; дети проходят в своем развитии стадию догенитального эротизма. Литература. СлуцкийВ.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопросы психологии. 1988, N5,...
Психоаналитический процесс (от греч. psychе душа + analysis разложение, расчленение) форма психотерапии , основы заложены З.Фрейдом . В ходе развития данного подхода были разработаны следующие базовые понятия: перенос, сопротивление, динамическое бессознательное, внутрипсихический конфликт, защита, детская сексуальность, ведущий к изменению инсайт, изменения, приводящие к...
Психобиология (от греч. psyche душа + biоs жинь + logos учение) ряд психологических направлений. Основана на идее, что биологический субстрат служит лишь некой базой для развития общественных и внуртииндивидных процессов. Здесь делается попытка применить биологию, химию, физику к областям психологических феноменов (мышление, чувства, действия, решения). Четко обозначилось как направление в 80х годах. Синоним физиологическая...
Психогенетика раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента ). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов . Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной...
Психогигиена раздел гигиены, касающийся обеспечения нервнопсихического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]