Exit Project: Глоссарий: Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера



Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. 1й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV независимы. RV шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационноспецифическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4й концепт. s1 психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература: Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: PrenticeHall, 1954; Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Психоделики

Психоделики (от греч. psyche душа + delia иллюзия) психофармакологические препараты, вызывающие психоделические состояния . Рассматриваются как замещающие антагонисты нейромедиаторов, которые обеспечивают проведение возбуждения в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД25), диметилтриптамин, буфотенин, мескалин, псилоцибин, каннабиноиды, сернил, дитран, адренохром, адренолутин и...

Психоделическое лечение

Психоделическое лечение (от греч. psyche душа) форма психотерапии . В его основе лежит использование галлюциногенных психофармакологических средств. Наиболее широкое применение получило в США, где связывается с именами Ст.Грофа и Дж.Лилли. При проведении данного метода в начале сеанса пациент настраивается на определенную тему, содержание которой часто определяется в контексте предварительной психоаналитически ориентированной терапии. Для содействия этой настройке часто используется определенная музыка и чтение. Затем происходит прием галлюциногенных средств ( психоделиков ), в качестве которых используют, например, ЛСД или мескалин. В результате у пациента возникает состояние токсического психоза с характерными признаками, как перцептивными (повышение сенсорной восприимчивости, галлюцинации, возникновение состояния космического сознания),...

Психоделическое состояние

Психоделическое состояние (от греч. psyche душа + delia иллюзия) нарушение сознания, вызванное приемом психоделиков . Характеризуется возникновением галлюцинаций (изменение картины окружающего мира), искажениями временной перспективы (остановки или ускорение времени), нарушением схемы тела (отсутствие телесных границ), изменением эмоциональных переживаний (эйфория или страх) и нарушением процессов мышления (ускорение или замедление), психомоторными нарушениями. Психоделическое состояние моделировались во многих древних...

Психодиагностика

Психодиагностика (от греч. psyche душа и diagnosis распознавание, определение) технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуальнопсихологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность , валидность , достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта , достижений , специальных способностей , критериальноориентированные тесты; опросники для выявления интересов , ценностных ориентаций личности ; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности , переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики...

Психодрама

Психодрама (от греч. psyche душа + drama действие) форма психотерапии , автор Я.Морено (начало 1920хгг.). Основана на катарсисе , который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают пустой стул, телесный контакт, обмен ролями, репетиция...

Психозы

Психозы (от греч. psyche душа) психические расстройства, характеризующиеся длительностью, устойчивостью и тотальностью проявлений. Нарушения отражения реального мира, поведения и отношений к окружающему. При психозах могут возникать бред, помрачение сознания, нарушения памяти, мышления, эмоций. Могут быть связаны с первичными поражениями головного мозга, инфекционными заболеваниями, наследственностью и психическими травмами. К наиболее распространенным психозам относятся шизофрения и маниакальнодепрессивный...

Психоид

Психоид (psychoid) (от греч. psyche душа) теоретическое понятие, обозначающее психообразную инстанцию, за счет которой достигается целостность индивида, автор Э.Блейлер (1925г.). Если психические процессы объяснялись Блейлером при помощи обращения к понятию душа (psyche), которое ставилось в соответствии с головным мозгом, то в основу вегетативных процессов клалось понятие психоида. Эта функция им рассматривалась как универсальная, свойственная и растениям, и одноклеточным, и животным, и запечатленная в мнеме каждой клетки. В аналитической психологии К.Г.Юнга это понятие рассматривалось как граничащее с химическими телесными процессами, с одной стороны, и с архетипическими образами, с другой, и наделялось побудительными признаками, выступая фактически аналогом организмической нужды. Родственное понятие...

Психокинез

Психокинез воздействие человека на окружающие предметы без физических посредников. Такое воздействие может быть оказано на электрическую активность растения; на положение в пространстве нетяжелых различных...

Психолиз

Психолиз форма имажинативной психотерапии , разработанная в 1954г. Р.А.Сэндисоном (R.A.Sandison) и предполагающая использование галлюциногенных средств, таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние происходит психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний пациента, в результате которого формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, уже на стадии продуцирования галлюциногенных образов, пациент, который остается в состоянии ясного сознания и может контактировать с терапевтом, старается эти сценарии реализовать и тем самым переработать психотравмирующие переживания. При этом может использоваться метод свободных ассоциаций, поток которых контролирует терапевт, направляя их в нужное русло. Наиболее успешны были применения данного метода при хронических неврозах , фобиях,...

Психолингвистика

Психолингвистика раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения , самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950хгг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности...

Психологизм

Психологизм философская позиция, в соответствии с которой в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль , Э.Бенеке, Ф.Брентано , Т.Липпс, В.Дильтей , В.Вундт , Г.Тард, И.А.Бодуэн де...

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного...

Психологическая акустика

Психологическая акустика раздел экспериментальной психологии, посвященный исследованию ощущениями в ответ на звуковые...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной...

Психологическая защита

Психологическая защита система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности . Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд , первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но...

Психологическая рефрактерность

Психологическая рефрактерность затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за...

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью...

Психологическая служба

Психологическая служба система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные...

Психологическая служба образования

Психологическая служба образования система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития...

Психологический институт РАО

Институт основан в 1912году как первый в России научноисследовательский институт психологии. Основателем был Г.И.Челпанов , выдающийся организатор науки, философ и психолог. Хотя реальная деятельность в институте началась именно с этого времени, его торжественное открытие было в 1914г. В 1920хгг. в нем происходила борьба между идеалистической и марксисткой психологией. В институте в разное время работали такие отечественные психологи, как К.Н.Корнилов , А.С.Выготский , А.Р.Лурия , А.Н.Леонтьев , Б.М.Теплов , Н.И.Жинкин , С.В.Кравков, П.А.Шеварев, В.Д.Небылицын , А.В.Запорожец , А.А.Смирнов . Директор института в настоящее время:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Теория социально научения Роттера