Exit Project: Глоссарий: Мах (Mach) Эрнст

Мах (Mach) Эрнст



Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Психоделики

Психоделики (от греч. psyche душа + delia иллюзия) психофармакологические препараты, вызывающие психоделические состояния . Рассматриваются как замещающие антагонисты нейромедиаторов, которые обеспечивают проведение возбуждения в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД25), диметилтриптамин, буфотенин, мескалин, псилоцибин, каннабиноиды, сернил, дитран, адренохром, адренолутин и...

Психоделическое лечение

Психоделическое лечение (от греч. psyche душа) форма психотерапии . В его основе лежит использование галлюциногенных психофармакологических средств. Наиболее широкое применение получило в США, где связывается с именами Ст.Грофа и Дж.Лилли. При проведении данного метода в начале сеанса пациент настраивается на определенную тему, содержание которой часто определяется в контексте предварительной психоаналитически ориентированной терапии. Для содействия этой настройке часто используется определенная музыка и чтение. Затем происходит прием галлюциногенных средств ( психоделиков ), в качестве которых используют, например, ЛСД или мескалин. В результате у пациента возникает состояние токсического психоза с характерными признаками, как перцептивными (повышение сенсорной восприимчивости, галлюцинации, возникновение состояния космического сознания),...

Психоделическое состояние

Психоделическое состояние (от греч. psyche душа + delia иллюзия) нарушение сознания, вызванное приемом психоделиков . Характеризуется возникновением галлюцинаций (изменение картины окружающего мира), искажениями временной перспективы (остановки или ускорение времени), нарушением схемы тела (отсутствие телесных границ), изменением эмоциональных переживаний (эйфория или страх) и нарушением процессов мышления (ускорение или замедление), психомоторными нарушениями. Психоделическое состояние моделировались во многих древних...

Психодиагностика

Психодиагностика (от греч. psyche душа и diagnosis распознавание, определение) технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуальнопсихологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность , валидность , достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта , достижений , специальных способностей , критериальноориентированные тесты; опросники для выявления интересов , ценностных ориентаций личности ; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности , переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики...

Психодрама

Психодрама (от греч. psyche душа + drama действие) форма психотерапии , автор Я.Морено (начало 1920хгг.). Основана на катарсисе , который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают пустой стул, телесный контакт, обмен ролями, репетиция...

Психозы

Психозы (от греч. psyche душа) психические расстройства, характеризующиеся длительностью, устойчивостью и тотальностью проявлений. Нарушения отражения реального мира, поведения и отношений к окружающему. При психозах могут возникать бред, помрачение сознания, нарушения памяти, мышления, эмоций. Могут быть связаны с первичными поражениями головного мозга, инфекционными заболеваниями, наследственностью и психическими травмами. К наиболее распространенным психозам относятся шизофрения и маниакальнодепрессивный...

Психоид

Психоид (psychoid) (от греч. psyche душа) теоретическое понятие, обозначающее психообразную инстанцию, за счет которой достигается целостность индивида, автор Э.Блейлер (1925г.). Если психические процессы объяснялись Блейлером при помощи обращения к понятию душа (psyche), которое ставилось в соответствии с головным мозгом, то в основу вегетативных процессов клалось понятие психоида. Эта функция им рассматривалась как универсальная, свойственная и растениям, и одноклеточным, и животным, и запечатленная в мнеме каждой клетки. В аналитической психологии К.Г.Юнга это понятие рассматривалось как граничащее с химическими телесными процессами, с одной стороны, и с архетипическими образами, с другой, и наделялось побудительными признаками, выступая фактически аналогом организмической нужды. Родственное понятие...

Психокинез

Психокинез воздействие человека на окружающие предметы без физических посредников. Такое воздействие может быть оказано на электрическую активность растения; на положение в пространстве нетяжелых различных...

Психолиз

Психолиз форма имажинативной психотерапии , разработанная в 1954г. Р.А.Сэндисоном (R.A.Sandison) и предполагающая использование галлюциногенных средств, таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние происходит психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний пациента, в результате которого формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, уже на стадии продуцирования галлюциногенных образов, пациент, который остается в состоянии ясного сознания и может контактировать с терапевтом, старается эти сценарии реализовать и тем самым переработать психотравмирующие переживания. При этом может использоваться метод свободных ассоциаций, поток которых контролирует терапевт, направляя их в нужное русло. Наиболее успешны были применения данного метода при хронических неврозах , фобиях,...

Психолингвистика

Психолингвистика раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения , самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950хгг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности...

Психологизм

Психологизм философская позиция, в соответствии с которой в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль , Э.Бенеке, Ф.Брентано , Т.Липпс, В.Дильтей , В.Вундт , Г.Тард, И.А.Бодуэн де...

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного...

Психологическая акустика

Психологическая акустика раздел экспериментальной психологии, посвященный исследованию ощущениями в ответ на звуковые...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной...

Психологическая защита

Психологическая защита система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности . Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд , первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но...

Психологическая рефрактерность

Психологическая рефрактерность затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за...

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью...

Психологическая служба

Психологическая служба система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные...

Психологическая служба образования

Психологическая служба образования система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития...

Психологический институт РАО

Институт основан в 1912году как первый в России научноисследовательский институт психологии. Основателем был Г.И.Челпанов , выдающийся организатор науки, философ и психолог. Хотя реальная деятельность в институте началась именно с этого времени, его торжественное открытие было в 1914г. В 1920хгг. в нем происходила борьба между идеалистической и марксисткой психологией. В институте в разное время работали такие отечественные психологи, как К.Н.Корнилов , А.С.Выготский , А.Р.Лурия , А.Н.Леонтьев , Б.М.Теплов , Н.И.Жинкин , С.В.Кравков, П.А.Шеварев, В.Д.Небылицын , А.В.Запорожец , А.А.Смирнов . Директор института в настоящее время:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мах (Mach) Эрнст