Exit Project: Глоссарий: Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)



Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).

Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.

С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.

Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.

С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.

Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).

В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.

В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",

в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".

В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.

В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.

В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.

Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.

С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.

В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).

1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)

Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.

В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.

В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.

В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).

В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.

После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.

Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.

Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.

Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:

"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),

"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),

"Ницше" (Nietzsche, 1961),

"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).

ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
15.11.2001
Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Психоделики

Психоделики (от греч. psyche душа + delia иллюзия) психофармакологические препараты, вызывающие психоделические состояния . Рассматриваются как замещающие антагонисты нейромедиаторов, которые обеспечивают проведение возбуждения в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД25), диметилтриптамин, буфотенин, мескалин, псилоцибин, каннабиноиды, сернил, дитран, адренохром, адренолутин и...

Психоделическое лечение

Психоделическое лечение (от греч. psyche душа) форма психотерапии . В его основе лежит использование галлюциногенных психофармакологических средств. Наиболее широкое применение получило в США, где связывается с именами Ст.Грофа и Дж.Лилли. При проведении данного метода в начале сеанса пациент настраивается на определенную тему, содержание которой часто определяется в контексте предварительной психоаналитически ориентированной терапии. Для содействия этой настройке часто используется определенная музыка и чтение. Затем происходит прием галлюциногенных средств ( психоделиков ), в качестве которых используют, например, ЛСД или мескалин. В результате у пациента возникает состояние токсического психоза с характерными признаками, как перцептивными (повышение сенсорной восприимчивости, галлюцинации, возникновение состояния космического сознания),...

Психоделическое состояние

Психоделическое состояние (от греч. psyche душа + delia иллюзия) нарушение сознания, вызванное приемом психоделиков . Характеризуется возникновением галлюцинаций (изменение картины окружающего мира), искажениями временной перспективы (остановки или ускорение времени), нарушением схемы тела (отсутствие телесных границ), изменением эмоциональных переживаний (эйфория или страх) и нарушением процессов мышления (ускорение или замедление), психомоторными нарушениями. Психоделическое состояние моделировались во многих древних...

Психодиагностика

Психодиагностика (от греч. psyche душа и diagnosis распознавание, определение) технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуальнопсихологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность , валидность , достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта , достижений , специальных способностей , критериальноориентированные тесты; опросники для выявления интересов , ценностных ориентаций личности ; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности , переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики...

Психодрама

Психодрама (от греч. psyche душа + drama действие) форма психотерапии , автор Я.Морено (начало 1920хгг.). Основана на катарсисе , который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают пустой стул, телесный контакт, обмен ролями, репетиция...

Психозы

Психозы (от греч. psyche душа) психические расстройства, характеризующиеся длительностью, устойчивостью и тотальностью проявлений. Нарушения отражения реального мира, поведения и отношений к окружающему. При психозах могут возникать бред, помрачение сознания, нарушения памяти, мышления, эмоций. Могут быть связаны с первичными поражениями головного мозга, инфекционными заболеваниями, наследственностью и психическими травмами. К наиболее распространенным психозам относятся шизофрения и маниакальнодепрессивный...

Психоид

Психоид (psychoid) (от греч. psyche душа) теоретическое понятие, обозначающее психообразную инстанцию, за счет которой достигается целостность индивида, автор Э.Блейлер (1925г.). Если психические процессы объяснялись Блейлером при помощи обращения к понятию душа (psyche), которое ставилось в соответствии с головным мозгом, то в основу вегетативных процессов клалось понятие психоида. Эта функция им рассматривалась как универсальная, свойственная и растениям, и одноклеточным, и животным, и запечатленная в мнеме каждой клетки. В аналитической психологии К.Г.Юнга это понятие рассматривалось как граничащее с химическими телесными процессами, с одной стороны, и с архетипическими образами, с другой, и наделялось побудительными признаками, выступая фактически аналогом организмической нужды. Родственное понятие...

Психокинез

Психокинез воздействие человека на окружающие предметы без физических посредников. Такое воздействие может быть оказано на электрическую активность растения; на положение в пространстве нетяжелых различных...

Психолиз

Психолиз форма имажинативной психотерапии , разработанная в 1954г. Р.А.Сэндисоном (R.A.Sandison) и предполагающая использование галлюциногенных средств, таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние происходит психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний пациента, в результате которого формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, уже на стадии продуцирования галлюциногенных образов, пациент, который остается в состоянии ясного сознания и может контактировать с терапевтом, старается эти сценарии реализовать и тем самым переработать психотравмирующие переживания. При этом может использоваться метод свободных ассоциаций, поток которых контролирует терапевт, направляя их в нужное русло. Наиболее успешны были применения данного метода при хронических неврозах , фобиях,...

Психолингвистика

Психолингвистика раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения , самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950хгг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности...

Психологизм

Психологизм философская позиция, в соответствии с которой в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль , Э.Бенеке, Ф.Брентано , Т.Липпс, В.Дильтей , В.Вундт , Г.Тард, И.А.Бодуэн де...

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного...

Психологическая акустика

Психологическая акустика раздел экспериментальной психологии, посвященный исследованию ощущениями в ответ на звуковые...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной...

Психологическая защита

Психологическая защита система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности . Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд , первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. В дальнейшем в результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но...

Психологическая рефрактерность

Психологическая рефрактерность затормаживание реакции в ответ на раздражитель, следующий с малым временным интервалом за...

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью...

Психологическая служба

Психологическая служба система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные...

Психологическая служба образования

Психологическая служба образования система психологической сопровождения деятельности в сфере образования, призванная к созданию благоприятных условий для обучения и личностного развития...

Психологический институт РАО

Институт основан в 1912году как первый в России научноисследовательский институт психологии. Основателем был Г.И.Челпанов , выдающийся организатор науки, философ и психолог. Хотя реальная деятельность в институте началась именно с этого времени, его торжественное открытие было в 1914г. В 1920хгг. в нем происходила борьба между идеалистической и марксисткой психологией. В институте в разное время работали такие отечественные психологи, как К.Н.Корнилов , А.С.Выготский , А.Р.Лурия , А.Н.Леонтьев , Б.М.Теплов , Н.И.Жинкин , С.В.Кравков, П.А.Шеварев, В.Д.Небылицын , А.В.Запорожец , А.А.Смирнов . Директор института в настоящее время:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)