Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Деятельность

Давыдов В.В. Деятельность



В создании полидисциплинарного понятия деятельность в XXв. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. В конце процесса труда, как вполне правомерно отмечает К.Маркс, получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю (МарксК. Капитал. Изд. полит. лит., 1978, с.189). Все виды и формы деятельности так или иначе исторически производны из труда и поэтому имеют ту же принципиальную структуру. Преобразуя природный или социальный предмет, человек всегда руководствуется идеальными представлениями о результате своей деятельности. Свои действия он подчиняет той цели, которая была выработана им в сознании (мышлении) еще до этих реальных действий в качестве их возможного результата, выраженного в идеальном представлении. В английском языке русское слово деятельность звучит как activity, поэтому любой вид практической или познавательной энергии человека называется activity. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его деятельности, подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова Tatigkeit и Handlung, которые переводятся русскими словами деятельность и действие или поступок. Л.Выготский в своих работах, посвященных психическому развитию детей, неоднократно использовал слово деятельность. При этом следует иметь в виду, что он был достаточно образованным человеком в области философии, психологии, культурологии и в других гуманитарных дисциплинах, чтобы употреблять это слово в его подлинном понятийном смысле. Например, свой общий генетический закон развития высших психических функций Л.Выготский формулирует следующим образом: Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, с.387). Согласно Л.Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с.199). Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями... (ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти тт., т.3, М.: Педагогика, 1993, с.124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или идеально) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий. Таким образом, суждения Л.Выготского об особенностях деятельности совпадают с ее пониманием у К.Маркса, который, опираясь на труды Гегеля, многое внес в разработку основ теории деятельности. Поэтому глубоко не правы те, кто полагает, будто Л.Выготский не имел определенного понятия деятельности. Такое понятие у него было, о чем свидетельствуют следующие материалы. В работах Л.Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с.82). И далее Л.Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какойлибо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность (там же, с.118). В подлинном образовании главной фигурой, согласно Л.Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Вместе с тем следует иметь в виду, что у Л.Выготского правильно организованное обучение (и воспитание) ведут за собой детское развитие, вызывают к жизни ряд таких процессов, которые вне их вообще были бы невозможными. Обучение есть, таким образом, писал Л.Выготский, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека (там же, с.338). Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л.Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного индивидуального продолжения ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. ...Только то обучение является хорошим, писал Л.Выготский, которое забегает вперед развития (там же, с.386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л.Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования). При ознакомлении с теми суждениями Л.Выготского, в которых подчеркивается роль собственной деятельности ребенка в его воспитании и обучении, у учителя может сложится впечатление, что они льют воду на мельницу концепции свободного воспитания. Но это будет чистым заблуждением. На самом деле Л.Выготский постоянно рассматривает конкретные формы взаимосвязанной деятельности ребенка и воспитателя в ее взаимодействии с активной ролью социальной среды, специально обсуждает этикопедагогические вопросы целей социального воспитания (см.: там же, с.8793). Вместе с тем теория социального воспитания, писал Л.Выготский, не только не обозначает капитуляции перед воспитанием, но, напротив того, знаменует высшую точку в овладении течением воспитательных процессов... Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы (там же, с.87). И далее: ...Воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда (там же, с.89). Иными словами, согласно взглядам Л.Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни. Многие ученики и последователи Л.Выготского (прежде всего А.Леонтьев, Д.Эльконин и др.) в своих работах по общей, возрастной и педагогической психологии конкретизировали и уточняли его понимание деятельности, ее роль в психическом развитии человека, ее значение в обучении и воспитании детей. Так, А.Леонтьев основой психического развития считал качественные изменения самой деятельности на протяжении всей жизни человека. В каждый период человек осуществляет совокупность различных видов деятельности (например, ребенок общается, играет, учится, занимается искусством и т.д.), но лишь выполнение одного из них имеет главное и определяющее значение для возникновения и становления основных психологических новообразований того или иного возрастного периода. Это деятельность была названа ведущим типом деятельности для каждого данного периода жизни человека. Например, для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, для младшего школьного возраста учебная деятельность (см. ЛеонтьевА.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные психологические произведения. В 2х тт., т.1., М.: Педагогика, 1993). А.Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности мотивы задачу средства (решения задачи) действия операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. см. ЛеонтьевА.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977). Используя подходы А.Леонтьева к проблеме развития, Д.Эльконин разработал теорию периодизации психического развития в детстве. Согласно этой теории, основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является его ориентация в общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в мотивах и нормах отношений людей (в этом возрасте происходит развитие мотивационнопотребностной сферы ребенка). В младшем школьном возрасте у детей появляется новая ведущая деятельность учебная. Ее выполнение способствует развитию у детей прежде всего интеллектуальнопознавательных сил, абстрактноотвлеченного мышления. Другим периодам детства (например, младенчеству или подростковому возрасту) также соответствуют определенные ведущие типы деятельности, развивающие у детей те или иные психологические новообразования, характерные именно для этих возрастных периодов (см.: ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989). В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьниковподростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия деятельность для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования. Своеобразное учение о деятельности в контексте так называемой критической психологии разработал немецкий ученый К.Хольцкамп (см.: HolzkampK. Grundlagen der Psychologie. FrankfurtN.Y., 1983). Большой интерес представляет работа финского ученого Ю.Энгештрема, в которой рассмотрены важные вопросы исторического развития самой человеческой деятельности, процессы ее исторической дифференциации (в том числе исторические условия происхождения учебной деятельности), а также основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке (см.: EngestromY. Learning by expanding. An activitytheoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987). В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе программы. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурноисторического творчества людей. Современная полидисциплинарная теория деятельности оказывает все большее влияние на различные сферы социальной практики, в том числе и на сферу образования. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Психологический пол

Психологический пол характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role...

Психологическое моделирование

Психологическое моделирование воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств, наряду с прочим, используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты,...

Психологическое обозрение

Научнопрактический журнал, созданный по инициативе Российского психологического общества, Комитета по высшему образованию РФ, Московского педагогического государственного университета, Института психологии РАН, издаваемый с 1995г. вМоскве. Главный редактор: В.Н.Дружинин. Основной задачей журнала является информирование читательской аудитории о последних достижениях во всех областях отечественной и зарубежной психологии, о жизни психологических сообществ России и других регионов. Здесь публикуются теоретические и экспериментальные работы, практические разработки, психологические технологии, тесты. Журнал ориентирован на психологовисследователей, психологовпрактиков, педагогов, преподавателей, социальных работников, специалистов служб занятости и...

Психологическое образование: ресурсы Internet

В данной статье речь пойдет о том, каким образом можно использовать глобальную компьютерную сеть для психологического образования или самообразования (последнее более перспективно). Конечно, охватить все ресурсы сети невозможно, тем более что ее отличительная черта быстрота обновления. Меняются как материалы, так и адреса. Но основные типы источников, содержащих материал, адекватный целям психологического образования, и соответственно наиболее характерные примеры каждого типа охватить вполне реально. Эти типы и будут здесь рассмотрены, прежде всего с целью помочь пользователям Internet в самостоятельном овладении ими психологией. Каталоги поисковых сайтов. Среди наиболее распространенных сервисов глобальной сети два непосредственно относятся к нашей теме. Это каталоги и служба...

Психология

Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о закономерностях функционирования и развития психики , основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2й половины ХIХв. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции , и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического...

Психология акта

Психология акта психологическая концепция Ф.Брентано , заявленная в 1874г. в его труде Психология с эмпирической точки зрения. Душа здесь понимается как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления , суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность, направленность на объект, и эвидентность, непосредственную самопереживаемость. В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологию...

Психология жизненного пути

Психология жизненного пути /lifespan development psychology/ (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, основанное на результатах лонгитюдных исследований развития человека на протяжении всей его жизни. В рамках этого направления сформулированы следующие выводы: существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей жизни; степень устойчивости различных индивидуальнотипологических свойств личности неодинакова; разным индивидуальнотипологическим свойствам личности соответствуют разные типы развития; типы развития зависят от исторических условий, в которых происходит развитие личности. В частности показано, что по поведению ребенка (по большинству признаков в 6по 10лет, по некоторым уже в 3года) можно дать прогноз его поведения во взрослой жизни. Это прежде всего...

Психология искусства

Психология искусства отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений...

Психология обучения

Психология обучения раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности . Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности...

Психология спорта

Психология спорта область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности . Основными задачами психология спорта являются следующие: 1.Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений , развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 2.Подготовка к соревнованиям; 3.Произвольная психическая регуляция; 4.Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с...

Психология творчества

Психология творчества раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений...

Психология труда

Психология труда область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации и профессиональной пригодности , оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются естественный и лабораторный эксперимент , наблюдение , интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения...

Психология целостности

Психология целостности (Ganzheitspsychologie) (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, автор Ф.Крюгер . Основана на критике первой Лейпцигской школы за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как целостность. Сначала есть целостность, из которой в дальнейшем за счет структурирования выделяется часть. Это позволило возводить эмоции к их первооснове, заложенной уже в наследственности. Синоним вторая Лейпцигская...

Психометрика

Психометрика раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности , надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Понятие психометрии впервые было использовано в первой половине ХVIIв. немецким философом...

Психометрическая кривая

Психометрическая кривая график зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от его величины, обычно получаемый в психофизическом эксперименте с помощью метода постоянных раздражителей. Ось ординат представляет собой относительную частоту положительных ответов, ось абсцисс при определении абсолютного порога интенсивность раздражителя, а при определении дифференциального порога , как правило, абсолютное значение разности между постоянным и переменным...

Психопатия

Психопатия (от греч. psyche душа и pathos страдание, болезнь) неадекватное развитие эмоциональноволевых черт характера человека, в большой степени детерминированное врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы). Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояний . Существуют следующие виды психопатии: 1.Астеническая, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость; 2.Возбудимая, которой свойственна неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева; 3. Истерическая , которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм; 4.Паранойяльная, которой свойственны подозрительность, высокая самооценка , склонностью к сверхценным...

Психопатологические синдромы

Психопатологические синдромы устойчивые сочетания нарушений высших психических функций , обусловленные течением различных болезненных процессов. На основании совокупности психопатологических синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний. Принято выделять следующие наиболее часто встречающиеся синдромы: апатический , астенический , галлюцинаторнопаранойяльный , депрессивный , ипохондрический , кататонический , Корсаковский (амнестический), маниакальный , парафренный , паранойяльный , паралитический , псевдопаралитический...

Психосемантика

Психосемантика (от греч. semantikos обозначающий) раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических...

Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства нарушений, связанные с появлением иллюзорных образов. Возникают при патологических процессах, происходящих в модальноспецифических зонах мозга. К психосенсорным расстройствам относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного...

Психосоматика

Психосоматика (от греч. psyche душа и soma тело) раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Деятельность