Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Психологический пол

Психологический пол характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role...

Психологическое моделирование

Психологическое моделирование воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств, наряду с прочим, используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты,...

Психологическое обозрение

Научнопрактический журнал, созданный по инициативе Российского психологического общества, Комитета по высшему образованию РФ, Московского педагогического государственного университета, Института психологии РАН, издаваемый с 1995г. вМоскве. Главный редактор: В.Н.Дружинин. Основной задачей журнала является информирование читательской аудитории о последних достижениях во всех областях отечественной и зарубежной психологии, о жизни психологических сообществ России и других регионов. Здесь публикуются теоретические и экспериментальные работы, практические разработки, психологические технологии, тесты. Журнал ориентирован на психологовисследователей, психологовпрактиков, педагогов, преподавателей, социальных работников, специалистов служб занятости и...

Психологическое образование: ресурсы Internet

В данной статье речь пойдет о том, каким образом можно использовать глобальную компьютерную сеть для психологического образования или самообразования (последнее более перспективно). Конечно, охватить все ресурсы сети невозможно, тем более что ее отличительная черта быстрота обновления. Меняются как материалы, так и адреса. Но основные типы источников, содержащих материал, адекватный целям психологического образования, и соответственно наиболее характерные примеры каждого типа охватить вполне реально. Эти типы и будут здесь рассмотрены, прежде всего с целью помочь пользователям Internet в самостоятельном овладении ими психологией. Каталоги поисковых сайтов. Среди наиболее распространенных сервисов глобальной сети два непосредственно относятся к нашей теме. Это каталоги и служба...

Психология

Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о закономерностях функционирования и развития психики , основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2й половины ХIХв. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции , и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического...

Психология акта

Психология акта психологическая концепция Ф.Брентано , заявленная в 1874г. в его труде Психология с эмпирической точки зрения. Душа здесь понимается как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления , суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность, направленность на объект, и эвидентность, непосредственную самопереживаемость. В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологию...

Психология жизненного пути

Психология жизненного пути /lifespan development psychology/ (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, основанное на результатах лонгитюдных исследований развития человека на протяжении всей его жизни. В рамках этого направления сформулированы следующие выводы: существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей жизни; степень устойчивости различных индивидуальнотипологических свойств личности неодинакова; разным индивидуальнотипологическим свойствам личности соответствуют разные типы развития; типы развития зависят от исторических условий, в которых происходит развитие личности. В частности показано, что по поведению ребенка (по большинству признаков в 6по 10лет, по некоторым уже в 3года) можно дать прогноз его поведения во взрослой жизни. Это прежде всего...

Психология искусства

Психология искусства отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений...

Психология обучения

Психология обучения раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности . Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности...

Психология спорта

Психология спорта область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности . Основными задачами психология спорта являются следующие: 1.Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений , развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 2.Подготовка к соревнованиям; 3.Произвольная психическая регуляция; 4.Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с...

Психология творчества

Психология творчества раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений...

Психология труда

Психология труда область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации и профессиональной пригодности , оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются естественный и лабораторный эксперимент , наблюдение , интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения...

Психология целостности

Психология целостности (Ganzheitspsychologie) (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, автор Ф.Крюгер . Основана на критике первой Лейпцигской школы за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как целостность. Сначала есть целостность, из которой в дальнейшем за счет структурирования выделяется часть. Это позволило возводить эмоции к их первооснове, заложенной уже в наследственности. Синоним вторая Лейпцигская...

Психометрика

Психометрика раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности , надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Понятие психометрии впервые было использовано в первой половине ХVIIв. немецким философом...

Психометрическая кривая

Психометрическая кривая график зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от его величины, обычно получаемый в психофизическом эксперименте с помощью метода постоянных раздражителей. Ось ординат представляет собой относительную частоту положительных ответов, ось абсцисс при определении абсолютного порога интенсивность раздражителя, а при определении дифференциального порога , как правило, абсолютное значение разности между постоянным и переменным...

Психопатия

Психопатия (от греч. psyche душа и pathos страдание, болезнь) неадекватное развитие эмоциональноволевых черт характера человека, в большой степени детерминированное врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы). Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояний . Существуют следующие виды психопатии: 1.Астеническая, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость; 2.Возбудимая, которой свойственна неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева; 3. Истерическая , которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм; 4.Паранойяльная, которой свойственны подозрительность, высокая самооценка , склонностью к сверхценным...

Психопатологические синдромы

Психопатологические синдромы устойчивые сочетания нарушений высших психических функций , обусловленные течением различных болезненных процессов. На основании совокупности психопатологических синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний. Принято выделять следующие наиболее часто встречающиеся синдромы: апатический , астенический , галлюцинаторнопаранойяльный , депрессивный , ипохондрический , кататонический , Корсаковский (амнестический), маниакальный , парафренный , паранойяльный , паралитический , псевдопаралитический...

Психосемантика

Психосемантика (от греч. semantikos обозначающий) раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических...

Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства нарушений, связанные с появлением иллюзорных образов. Возникают при патологических процессах, происходящих в модальноспецифических зонах мозга. К психосенсорным расстройствам относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного...

Психосоматика

Психосоматика (от греч. psyche душа и soma тело) раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

SetLinks error: Incorrect password!