Зависимость от психотерапевта представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера. В психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с таким типом поведения, когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от психотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не работает с ним, стремится избежать расставания, а не добиться независимости (Лоуэр — Lower R. В., 1967).
Согласно психоаналитическим представлениям, зависимость является проявлением посредничества Я в интрапсихическом конфликте, выражением сопротивления и защиты. Эта зависимость проистекает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных требований в период оральной фазы психосексуального развития, а также из переживания страха расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фазы подавляется при продолжительной зависимости, но другие анальные побуждения проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится избежать садистских побуждений, свойственных более поздним фазам. Эти желания победить соперника и отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте эдипова конфликта), вызывают тревожность, связанную со страхом кастрации и расставания, что является основной мотивирующей силой при регрессии к зависимому поведению.
Зависимость от психотерапевта как сопротивление проявляется в том, что пациент противодействует анализу переноса, сосредоточивает внимание на реальных аспектах взаимоотношений с психотерапевтом и пытается превратить его в самого значимого человека в своей жизни. Психотерапевт воспринимается как главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, пациент стремится быть «хорошим», он не меняет свою жизненную ситуацию, так как это «грозит» окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с психотерапевтом.
Чтобы фундаментально изменить человека, по мнению Фрейда (Freud S.), необходимо вовлечь его в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать зависимость от психотерапевта для оказания влияния на него в желаемом направлении. В психоанализе появление зависимости от психотерапевта рассматривается как признак прогресса, так как это может способствовать разрешению трансферентного невроза. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. На пути выработки более сильного Я пациент вначале обучается доверять врачу, с тем чтобы на основе доверия - зависимости развить свою независимость. Разумеется, психотерапевт не поощряет зависимость, но может и не предпринимать никаких мер по противодействию углублению зависимости от психотерапевта
В основе зависимости от психотерапевта может быть невротический конфликт зависимости - независимости, который отражает столкновение инфантильных притязаний на опеку и стремления Я к активности и независимости. Нередко манипулятивный поведенческий стереотип проявляется в том, что зависимый и беспомощный пациент, внешне играющий второстепенную роль, фактически пользуется этим для достижения контроля и доминирования над другими людьми. Такой больной инстинктивно вовлекает психотерапевта в подобного рода коммуникацию, при этом он апеллирует к нередко имеющейся у последнего неосознаваемой им потребности быть всемогущим.
В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание на проработке конкретных травмирующих переживаний, связанных с зависимостью. Психотерапевт сосредоточивает усилия на мобилизации саногенных личностных ресурсов пациента, на преодолении его привычного стремления отстаивать свою зависимость, переориентируя его в сторону развития независимости. При использовании психофармакотерапии необходимо учитывать возможность хронизации зависимости от психотерапевта у такого пациента, сочетающейся нередко в этом случае с психологической зависимостью от транквилизатора. Даже эмоциональная поддержка как вид психотерапевтического воздействия в отношении зависимых индивидов может таить опасность ограничения роста независимости. Также существенным может быть период завершения психотерапии и прекращения взаимоотношений «пациент — психотерапевт». В трудных случаях может оказаться эффективным участие котерапевта в виде либо постоянной совместной работы, либо поочередных приемов пациента. Иногда полезно предварительно вместе с больным установить конкретный срок окончания лечебного курса и четко ориентироваться в процессе выполнения психотерапевтических задач на эту дату, добиваясь усиления Я пациента и развития его независимости от психотерапевта.
Психологический пол характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role...
Психологическое моделирование воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств, наряду с прочим, используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты,...
Научнопрактический журнал, созданный по инициативе Российского психологического общества, Комитета по высшему образованию РФ, Московского педагогического государственного университета, Института психологии РАН, издаваемый с 1995г. вМоскве. Главный редактор: В.Н.Дружинин. Основной задачей журнала является информирование читательской аудитории о последних достижениях во всех областях отечественной и зарубежной психологии, о жизни психологических сообществ России и других регионов. Здесь публикуются теоретические и экспериментальные работы, практические разработки, психологические технологии, тесты. Журнал ориентирован на психологовисследователей, психологовпрактиков, педагогов, преподавателей, социальных работников, специалистов служб занятости и...
В данной статье речь пойдет о том, каким образом можно использовать глобальную компьютерную сеть для психологического образования или самообразования (последнее более перспективно). Конечно, охватить все ресурсы сети невозможно, тем более что ее отличительная черта быстрота обновления. Меняются как материалы, так и адреса. Но основные типы источников, содержащих материал, адекватный целям психологического образования, и соответственно наиболее характерные примеры каждого типа охватить вполне реально. Эти типы и будут здесь рассмотрены, прежде всего с целью помочь пользователям Internet в самостоятельном овладении ими психологией. Каталоги поисковых сайтов. Среди наиболее распространенных сервисов глобальной сети два непосредственно относятся к нашей теме. Это каталоги и служба...
Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о закономерностях функционирования и развития психики , основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2й половины ХIХв. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции , и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического...
Психология акта психологическая концепция Ф.Брентано , заявленная в 1874г. в его труде Психология с эмпирической точки зрения. Душа здесь понимается как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления , суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность, направленность на объект, и эвидентность, непосредственную самопереживаемость. В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологию...
Психология жизненного пути /lifespan development psychology/ (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, основанное на результатах лонгитюдных исследований развития человека на протяжении всей его жизни. В рамках этого направления сформулированы следующие выводы: существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей жизни; степень устойчивости различных индивидуальнотипологических свойств личности неодинакова; разным индивидуальнотипологическим свойствам личности соответствуют разные типы развития; типы развития зависят от исторических условий, в которых происходит развитие личности. В частности показано, что по поведению ребенка (по большинству признаков в 6по 10лет, по некоторым уже в 3года) можно дать прогноз его поведения во взрослой жизни. Это прежде всего...
Психология искусства отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений...
Психология обучения раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности . Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности...
Психология спорта область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности . Основными задачами психология спорта являются следующие: 1.Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений , развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 2.Подготовка к соревнованиям; 3.Произвольная психическая регуляция; 4.Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с...
Психология творчества раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений...
Психология труда область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации и профессиональной пригодности , оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются естественный и лабораторный эксперимент , наблюдение , интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения...
Психология целостности (Ganzheitspsychologie) (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, автор Ф.Крюгер . Основана на критике первой Лейпцигской школы за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как целостность. Сначала есть целостность, из которой в дальнейшем за счет структурирования выделяется часть. Это позволило возводить эмоции к их первооснове, заложенной уже в наследственности. Синоним вторая Лейпцигская...
Психометрика раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности , надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Понятие психометрии впервые было использовано в первой половине ХVIIв. немецким философом...
Психометрическая кривая график зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от его величины, обычно получаемый в психофизическом эксперименте с помощью метода постоянных раздражителей. Ось ординат представляет собой относительную частоту положительных ответов, ось абсцисс при определении абсолютного порога интенсивность раздражителя, а при определении дифференциального порога , как правило, абсолютное значение разности между постоянным и переменным...
Психопатия (от греч. psyche душа и pathos страдание, болезнь) неадекватное развитие эмоциональноволевых черт характера человека, в большой степени детерминированное врожденной неполноценностью нервной системы (энцефалит, травма головы). Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояний . Существуют следующие виды психопатии: 1.Астеническая, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость; 2.Возбудимая, которой свойственна неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева; 3. Истерическая , которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм; 4.Паранойяльная, которой свойственны подозрительность, высокая самооценка , склонностью к сверхценным...
Психопатологические синдромы устойчивые сочетания нарушений высших психических функций , обусловленные течением различных болезненных процессов. На основании совокупности психопатологических синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний. Принято выделять следующие наиболее часто встречающиеся синдромы: апатический , астенический , галлюцинаторнопаранойяльный , депрессивный , ипохондрический , кататонический , Корсаковский (амнестический), маниакальный , парафренный , паранойяльный , паралитический , псевдопаралитический...
Психосемантика (от греч. semantikos обозначающий) раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических...
Психосенсорные расстройства нарушений, связанные с появлением иллюзорных образов. Возникают при патологических процессах, происходящих в модальноспецифических зонах мозга. К психосенсорным расстройствам относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного...
Психосоматика (от греч. psyche душа и soma тело) раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств. Существует ряд заболеваний, в которых роль психосоматических факторов чрезвычайно велика. Это гипертония, язва желудка, сахарный диабет,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]