Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.
Психотерапия (от греч. psyche душа и therapeia забота, уход лечение) оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой ( игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое...
Психотерапия кататимного переживания образов форма имажинативной психотерапии , основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или наркотическом состоянии. Разработана Х.Лейнером на основе исследований Э.Кречмера и его активного ступенчатого гипноза ( LeunerH. Lehrbuch des katatymen Bilderlebens , Bern, 1987). По его мнению, подобные образы, возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений , являются проявлениями потребностей , конфликтов или аффектов , образующих содержание бессознательного . Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото,...
Психотерапия накоплением жетонов (tokeneconomy) форма поведенческой психотерапии , основанная на оперантном научении. Заключается в том, что приемлемое поведение подкрепляется положительно, а неприемлемое отрицательно, в качестве же средства стимулирования выступают деньги или их заместители. При этом пациент и терапевт подписывают специальный контракт, в котором указывается, какое конкретно поведение должно быть подкреплено (например, уборка постели, занятие трудом), а какое должно штрафоваться (ссора, невыполнение рабочего задания) и какова стоимость отдельного поведенческого акта (определяется в жетонах, которые могут быть обменены на деньги или на определенные блага). Данный метод направлен прежде всего на оптимизацию самоконтроля. Наибольший эффект он дает тогда, когда речь идет о...
Психотерапия систематической десенсибилизацией форма поведенческой психотерапии , служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж.Вольпе на базе экспериментов И.П.Павлова по классическому обусловливанию (WolpeJ. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта , и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель добиться угашения условного рефлекса , в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением. Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике...
Психотехника ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.Штерна (1903) и Г.Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.Шпильрейна ; наиболее широкое распространение получила в 2030гг. После постановления О педологических извращениях в системе наркомпросов, в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были...
Психотизм (psychoticism) (от греч. psyche душа) конструкт теории личности Х.Ю.Айзенка . Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим. Является противоположной позицией по отношению к силе суперэго...
Психотропные средства лекарственные препараты, действие которых направлено на изменения в протекании психических процессов (когнитивных процессов, эмоций, поведения ). Существует несколько основных типов психотропных средств, по разному действующих на психику: 1.Нейролептики, блокируя ретикулярную формацию мозга и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающим образом (подавляют бред, галлюцинации , чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность ); 2.Транквилизаторы, за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги ; 3.Седативные средства (валериана, бромиды), за счет снижения процессов возбуждения, сглаживают различные невротические расстройства; 4.Антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксадазы), тонизируя центральную нервную систему, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге, применяются...
Психофармакология (от греч. psyche дыхание, душа, pharmakon лекарство, logos слово, наука) раздел психологии, изучающий влияние психотропных средств на психические состояния и деятельность с помощью психологических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ, вызванные потенциалы , миограмма, кожногальваническая реакция ). Основной задачей психофармакологии является достижение более эффективного применения психотропных...
Психофизика раздел психологии, основанный Г.Фехнером , посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических...
Психофизиологическая ригидность состояние сильного и продолжительного сокращения мышц, которое обусловлено изменением тонуса нервных центров, которые иннервируют данные...
Психофизиология раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий , речи и мышления , эмоций , внимания , произвольных действий , дифференциальную психофизиологию...
Психофизиология внимания раздел психофизиологии, изучающий нейрофизиологические механизмы внимания по характеристикам ЭЭГ, вызванных потенциалов, кожногальванических реакций. В ее рамках показано, что внимание тесно связано с ориентировочным рефлексом и второй сигнальной...
Психофизиология внутренней речи изучение нейронных и физиологических механизмов, посредством которых осуществляется внутренняя речь. Ее речедвигательный компонент осуществляется посредством зачаточной артикуляции слов, которая сопровождается микродвижениями или повышением тонуса органов речи (языка, губ, гортани). При повторном осуществлении тех или иных умственных действий речедвигательная импульсация может существенно уменьшается или прекращается совсем и возобновляться при выполнении новых умственных действий. При внутренней речи в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами происходит максимальная ЭЭГактивация мозга, свидетельствующая о речедвигательной проприоцептивной активации мозга и о процессе образовании речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую функциональную...
Психофизиология локальных поражений головного мозга раздел психофизиологии, посвященный изучению физиологических механизмов нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга. Здесь изучаются физиологические механизмы как нейропсихологического синдрома в целом, так и нарушения отдельных психических функций. В качестве основных методов используются: анализ спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов в состоянии покоя и при определенной психической деятельности . Было показано, что при расстройствах психических процессов происходит нарушение физиологических процессов, связанных прежде всего с генерализованными и локальными процессами неспецифической активацией...
Психофизиология ощущений и восприятий раздел психофизиологии, изучающий нервные механизмы анализаторной деятельности. В ее рамках описаны специфические аппараты цветового зрения, рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности,...
Психофизиология произвольных действий раздел психофизиологии, изучающий физиологическую структуру и механизмы осуществления произвольных...
Психофизиология речи и мышления раздел психофизиологии, изучающий роль разных областей мозга в речевых процессах. В ее рамках показано, что мыслительные процессы тесно связаны с деятельностью речедвигательного анализатора, выявлены паттерны нейронной активности подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербального...
Психофизиология эмоций раздел психофизиологии, изучающий нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. В ее рамках были открыты нервные центры, связанные с переживаниями удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга, показана роль в эмоциональном поведении гормонов (гипофиза, коры и мозгового слоя...
Психофизические методы методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений , метод постоянных раздражителей, метод...
Психофизический параллелизм философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как параллельно...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]