Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Психотерапия

Психотерапия (от греч. psyche душа и therapeia забота, уход лечение) оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой ( игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое...

Психотерапия кататимного переживания образов

Психотерапия кататимного переживания образов форма имажинативной психотерапии , основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или наркотическом состоянии. Разработана Х.Лейнером на основе исследований Э.Кречмера и его активного ступенчатого гипноза ( LeunerH. Lehrbuch des katatymen Bilderlebens , Bern, 1987). По его мнению, подобные образы, возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений , являются проявлениями потребностей , конфликтов или аффектов , образующих содержание бессознательного . Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото,...

Психотерапия накоплением жетонов

Психотерапия накоплением жетонов (tokeneconomy) форма поведенческой психотерапии , основанная на оперантном научении. Заключается в том, что приемлемое поведение подкрепляется положительно, а неприемлемое отрицательно, в качестве же средства стимулирования выступают деньги или их заместители. При этом пациент и терапевт подписывают специальный контракт, в котором указывается, какое конкретно поведение должно быть подкреплено (например, уборка постели, занятие трудом), а какое должно штрафоваться (ссора, невыполнение рабочего задания) и какова стоимость отдельного поведенческого акта (определяется в жетонах, которые могут быть обменены на деньги или на определенные блага). Данный метод направлен прежде всего на оптимизацию самоконтроля. Наибольший эффект он дает тогда, когда речь идет о...

Психотерапия систематической десенсибилизацией

Психотерапия систематической десенсибилизацией форма поведенческой психотерапии , служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж.Вольпе на базе экспериментов И.П.Павлова по классическому обусловливанию (WolpeJ. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта , и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель добиться угашения условного рефлекса , в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением. Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике...

Психотехника

Психотехника ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.Штерна (1903) и Г.Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.Шпильрейна ; наиболее широкое распространение получила в 2030гг. После постановления О педологических извращениях в системе наркомпросов, в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были...

Психотизм

Психотизм (psychoticism) (от греч. psyche душа) конструкт теории личности Х.Ю.Айзенка . Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим. Является противоположной позицией по отношению к силе суперэго...

Психотропные средства

Психотропные средства лекарственные препараты, действие которых направлено на изменения в протекании психических процессов (когнитивных процессов, эмоций, поведения ). Существует несколько основных типов психотропных средств, по разному действующих на психику: 1.Нейролептики, блокируя ретикулярную формацию мозга и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающим образом (подавляют бред, галлюцинации , чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность ); 2.Транквилизаторы, за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги ; 3.Седативные средства (валериана, бромиды), за счет снижения процессов возбуждения, сглаживают различные невротические расстройства; 4.Антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксадазы), тонизируя центральную нервную систему, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге, применяются...

Психофармакология

Психофармакология (от греч. psyche дыхание, душа, pharmakon лекарство, logos слово, наука) раздел психологии, изучающий влияние психотропных средств на психические состояния и деятельность с помощью психологических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ, вызванные потенциалы , миограмма, кожногальваническая реакция ). Основной задачей психофармакологии является достижение более эффективного применения психотропных...

Психофизика

Психофизика раздел психологии, основанный Г.Фехнером , посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических...

Психофизиологическая ригидность

Психофизиологическая ригидность состояние сильного и продолжительного сокращения мышц, которое обусловлено изменением тонуса нервных центров, которые иннервируют данные...

Психофизиология

Психофизиология раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий , речи и мышления , эмоций , внимания , произвольных действий , дифференциальную психофизиологию...

Психофизиология внимания

Психофизиология внимания раздел психофизиологии, изучающий нейрофизиологические механизмы внимания по характеристикам ЭЭГ, вызванных потенциалов, кожногальванических реакций. В ее рамках показано, что внимание тесно связано с ориентировочным рефлексом и второй сигнальной...

Психофизиология внутренней речи

Психофизиология внутренней речи изучение нейронных и физиологических механизмов, посредством которых осуществляется внутренняя речь. Ее речедвигательный компонент осуществляется посредством зачаточной артикуляции слов, которая сопровождается микродвижениями или повышением тонуса органов речи (языка, губ, гортани). При повторном осуществлении тех или иных умственных действий речедвигательная импульсация может существенно уменьшается или прекращается совсем и возобновляться при выполнении новых умственных действий. При внутренней речи в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами происходит максимальная ЭЭГактивация мозга, свидетельствующая о речедвигательной проприоцептивной активации мозга и о процессе образовании речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую функциональную...

Психофизиология локальных поражений головного мозга

Психофизиология локальных поражений головного мозга раздел психофизиологии, посвященный изучению физиологических механизмов нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга. Здесь изучаются физиологические механизмы как нейропсихологического синдрома в целом, так и нарушения отдельных психических функций. В качестве основных методов используются: анализ спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов в состоянии покоя и при определенной психической деятельности . Было показано, что при расстройствах психических процессов происходит нарушение физиологических процессов, связанных прежде всего с генерализованными и локальными процессами неспецифической активацией...

Психофизиология ощущений и восприятий

Психофизиология ощущений и восприятий раздел психофизиологии, изучающий нервные механизмы анализаторной деятельности. В ее рамках описаны специфические аппараты цветового зрения, рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности,...

Психофизиология произвольных действий

Психофизиология произвольных действий раздел психофизиологии, изучающий физиологическую структуру и механизмы осуществления произвольных...

Психофизиология речи и мышления

Психофизиология речи и мышления раздел психофизиологии, изучающий роль разных областей мозга в речевых процессах. В ее рамках показано, что мыслительные процессы тесно связаны с деятельностью речедвигательного анализатора, выявлены паттерны нейронной активности подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербального...

Психофизиология эмоций

Психофизиология эмоций раздел психофизиологии, изучающий нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. В ее рамках были открыты нервные центры, связанные с переживаниями удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга, показана роль в эмоциональном поведении гормонов (гипофиза, коры и мозгового слоя...

Психофизические методы

Психофизические методы методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений , метод постоянных раздражителей, метод...

Психофизический параллелизм

Психофизический параллелизм философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как параллельно...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие