I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность дарить чтолибо, избыточность, мечтательность, идеализм; самосознание, гордость, благородство, достоинство, серьезность, великодушие, рыцарство, важность, спесь; воля, потребность в деятельности, дух предпринимательства, широта, дальновидность, независимость, потребность в свободе, прямота; недостаточность концентрации, небрежность, легкомыслие, неосторожность, разбросанность, непоследовательность; недостаточный реализм, иллюзорность, эксцентричность, экзальтация, пристрастность, некритичность. 2. Малая. чувство реальности, реализм, основательность, материальность, благоразумие, осмотрительность, наблюдательность, тонкость, беспристрастность; покорность, готовность уважать когото, скромность, преданность, нетребовательность, кротость, сострадание; воля, способность к концентрации, чувство долга, рассудительность, обязательность, точность, чувство границы; мелочность, ограниченность, педантизм, близорукость; недостаток воодушевления, трезвость, сухость, суровость, несговорчивость, неудовольствие. IV. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ. (признаки: упругое ведение линии, выраженность ритма, растянутость, сокращение пути, штриховые верхние знаки, неправильность верхней зоны, круглый шрифт, поспешные линии, широта, связанность). 1. Поспешность. воля, энергичность, выраженность потребностей, предприимчивость, усердие, изменчивость, склонность к комбинациям; оживленность, сангвинический темперамент, импульсивность, возбудимость, бойкость, беспечность; воля, неспокойствие, нетерпение, горячка, небрежность, поверхностность, поспешность, случайность; взволнованность, непостоянство, ветреность, склонность к колебаниям, увлекаемость. 2. Медлительность. воля, спокойствие, собранность, осмотрительность, благоразумие, осторожность, планомерность, постоянство, конкретное мышление, надежность; недейственность, нерешительность, незаконченность, слабость воли, вялость; равнодушие, флегматичность, пассивность, созерцательность чувств, устойчивость, невозмутимость, хладнокровие; тупость, безразличие, апатия, неподвижность, смущение, боязливость. V. СИЛА НАЖИМА (НАПРЯЖЕНИЕ). 1. Сила нажима. сила воли, энергичность, решительность, самоутверждение, упорство, выдержка, прилежание, противодействие, надежность, совестливость; стесненность, жестокость, беспощадность, несговорчивость, пристрастность, неповоротливость, неотзывчивость; сила потребности, мужественность, доблесть, удовольствие от борьбы, ориентация на чувства, чувственность, импульсивность; реактивная воля, своеволие, строптивость, несговорчивость, упрямство; стремление к самоутверждению и самостоятельности, чувство независимости; раздражительность, порывистость, горячность, аффектация, стремление спорить, агрессия. 2. Слабость нажима. адаптивность, спокойствие, живость, проворство, усердие, удовольствие от деятельности, оптимизм; слабость воли, недостаток инициативы, нерешительность, неэнергичность, бесцельность, недостаток готовности к противодействию, непостоянство, шаткость, бездеятельность; нежные чувства, возбудимость, сензитивность, тонкость, духовность; отвлекаемость, восприимчивость к внушению, покладистость, воспитуемость, уживчивость; слабость потребностей, боязливость, лабильность, жертвенность. VI. ШИРИНА. 1. Широкие буквы. усердие, откровенность, нескованность, подвижность, любовь к вещам; переменчивость, нетерпение, недостаток основательности, неточность, небрежность, вялость, невладение, неконцентрированность. 2. Узкие. самообладание, ограничения, обуздание, сдержанность; недостаток непосредственности, боязливость, эгоистичность, осторожность, недоверие, смущение, недостаток предметности, расчет, зависть, колкость. VII. НАКЛОН. 1. Правый косой (преобладание чувств). сердечность, воспламеняемость, чувственность, увлекаемость, способность к преданности, потребность в уюте, способность жертвовать, инстинктивность, обращенность вовне, общительность, податливость, адаптированность, экспансивность, дух предпринимательства, бывалость, наученность; опрометчивость, чрезмерность, распутство, безответственность, развязность, легкомыслие, недостаток самостоятельности, поверхностность, неспокойствие, безрассудство, рассеянность, гонка. 2. Вертикальный. рассудочность, благоразумие, рассудительность, самообладание, сдержанность, спокойствие, дисциплина, воля, сила противодействия, организованность, непоколебимость, обращенность вовнутрь, сосредоточенность; безучастие, холодность, хладнокровие, сознательный контроль, изолированность, необщительность. 3. Левый. самопреодоление, самоотрицание, самоотчуждение; принужденность, притворство, аффектация, лицемерие, искусственность, самоуверенность, высокомерие, недоступность, отчуждение. VIII. РАЗМАЗАННОСТЬ. радость восприятия, сенсуализм, самобытность, чувство цвета; инстинктивность, ориентация на ощущения, способность к удовлетворению; недостаток духовности, грубость, простота, толстокожесть; недостаток самодисциплины, безалаберность, неконтролируемость, поиск удовольствия. IX. ОСТРОТА. спиритуализм, тонкость чувств, раздражимость, сензитивность; самодисциплина, самообладание, строгость, определенность, решительность; сила восприятия, ориентация на понятия, пастельность; недостаток чувственности, неспособность к удовлетворению, принужденность, аскетизм. X. СВЯЗЫВАНИЕ БУКВ. 1. Нити (лабильность). многообразие, многосторонность, изменчивость, адаптивность, обращаемость, одаренность, политика, дипломатия, вариабельность; неопределенность, сверхвосприимчивость, суггестивность, рефлексивность, многозначность, бесхарактерность, притворство, актерство, зависть, обида, истеричность. 2. Углы (стабильность). сила противодействия, крепость, решительность, уверенность, непоколебимость, твердость; жестокость, безучастие, нетерпение, нетерпимость, холодность; расколотость, черствость, раздражительность, вспыльчивость, сила действия. 3. Гирлянды. благосклонность, согласие, потребность в признании, способность к уважению, терпимость, уступчивость, мягкость, сочувствие, естественность, непринужденность; беззаботность, общительность, доверие, открытость; несамостоятельность, привязанность, восприимчивость, нерешительность, недостаток инициативы, вялость, бесцельность. 4. Аркады. сдержанность, закрытость, осторожность, благоразумие, изысканность общения, дистанцирование; недостаточная открытость, неискренность, лживость, недоверие, выключенность, формализм, самодовольство, принужденность. XI. СТЕПЕНЬ СВЯЗАННОСТИ ТЕКСТА. 1. Связанность. комбинационные задачи, логика, последовательность, дискурсивность, разумность, расчет, промысливание; систематическое мышление, способность к абстракции, спекулятивность, мужской ум; бедность интуиции, недостаток психологической инициативы, несамостоятельность оценок, ненаходчивость, недостаток боеспособности; беглость мыли, невнимательность, ненаблюдательность, связанность фактами, принципиальность. 2. Несвязанность. богатство мыли, инициатива, самостоятельность оценок, интуиция, находчивость, юмор; внимание, наблюдательность, потребность накапливать, женский ум; недостаток логики, непоследовательность, случайность, своеволие, неблагоразумие, склонность к утопиям; упрямство, недостаток абстрактности, неспособность к адаптации. XII. АКЦЕНТИРОВАНИЕ НАЧАЛА. потребность в значительности, желание величия, честолюбие, гордость; тщеславие, потребность в значимости, жажда славы, высокомерие, надменность, заносчивость, чванство, спесь, мания величия. XIII. НАПИСАНИЕ БУКВ. 1. Полнота. фантазия, способность видения, сила воображения; слабость соображения, фантастичность, душевная неясность, некритичность, спутанность. 2. Тонкость. сила представлений, теоретические способности, душевная ясность, острота мысли, критичность; безфантазийность, недостаток представлений, недостаток видения, трезвость, сухость. 3. Обогащение. чувство, пунктуальность, способность к аранжировке, изобразительная потребность, чувство прекрасного; 4. Преувеличение. обстоятельность, многословие, безвкусица, непредметность, педантизм, буквализм. 4. Упрощение. чувство целесообразности, простота, порядок, схватывание сущности, определенность оценок, точность, самодисциплина; недостаток чувства формы, утилитаризм, переоценка внешнего, пуританизм, слабость чувства прекрасного, внутренняя пустота, шаблонность. 5. Витиеватость. аффектация, мания быть оригинальным, самолюбование, тщеславие, притязания. 6. Небрежение. недостаточность, неточность, неосновательность, поверхностность, неряшливость, непунктуальность, беспечность, ненадежность, лживость, двусмысленность. XIV. ОРИЕНТАЦИЯ. 1. Направо бегущие (дарение). бескорыстие, благорасположение, сочувствие, способность к адаптации, любовь к ближнему, гуманность, альтруизм; слабость воли, несамостоятельность, нерешительность, восприимчивость, отвлекаемость; потребность в деятельности, удовольствие от предпринимательства, предприимчивость, утилитаризм. 2. Налево бегущие (присвоение). активность, самостоятельность, решительность, самоутверждение, чувство достаточности; эгоцентризм, недостаток сочувствия, неучастие, эгоизм, обида, зависть, злоба, обращенность вовнутрь; собранность, мечтательность, лиризм, созерцательность; собственничество, эгоцентризм, восприимчивость, сентиментальность, обидчивость. XV. ОТЛИЧИЕ СРЕДНИХ ЗОН ОТ ДРУГИХ. 1. Большое. стремительность, удовольствие от предпринимательства, потребность в деятельности; неудовлетворенность, самоакцентирование, несоразмерность воли и знания, желание выйти из границ; расстроенность, честолюбие. 2. Малое. удовлетворенность, непритязательность, скромность, спокойствие, предметность интересов, воздержанность; равнодушие, флегматичность, невключенность, неучастие. XVI. СООТНОШЕНИЕ ВЕРХНЕЙ И НИЖНИХ ЗОН. 1. Превышение верхней над нижней. легкость духа, способность к воодушевлению, энтузиазм, духовные склонности, идеализм, грезы, блуждания, абстрактное мышление; малокровие, недостаточность основательности, непривязанность к корням, эксцентричность, иллюзионизм, непредметность, поверхностность, легкомыслие. 2. Превышение нижней над верхней. тяжесть духа, полнокровие, теплота отношений, чувство реальности, реализм, конкретное мышление, схватывание существа, предметность, практические склонности, технические способности, точность, добросовестность, наблюдательность, наблюдательность; трезвость, недостаточность воодушевленности, тупоумие, педантизм, материализм. XVII. СТРОКИ. 1. Ровные. хладнокровие, недостаток тонких чувств. 2. Повышающиеся. приподнятость настроения, легкомыслие, усердие, стенические чувства. 3. Колоколообразные. владение. 4. Снижающиеся. меланхолия, депрессия. 5. Вогнутые. борьба против плохого настроения. 6. Поднимающиеся ступеньками. оживленность при ограниченной энергии; 7. Опускающиеся ступеньками. постепенно возрастающее усердие. XVIII. ПРОЧЕРКИВАНИЕ. потребность в господстве, честолюбие, стремление противодействовать, недостаточная адаптивность. XIX. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СТРОЧКАМИ ИЛИ СЛОВАМИ. 1. Большое. стремление к пониманию. 2. Малое. боязнь ясности, недостаточность самоанализа. XX. ЛЕВЫЕ ПОЛЯ. 1. Широкие. оживленность, сангвинический темперамент, нетерпеливость. 2. Узкие. осторожность, осмотрительность, недоверие.
Пуни Авксентий Цезаревич (1898, Вятка 1985) отечественный психолог. Родился в семье врача, в 1914г., учась еще в гимназии, организовал первое в городе Общество любителей спорта, в 1917г. окончил гимназию. С 1918г. по 1923г. был в рядах Красной Армии. Затем работал в Вятском губернском совете физкультуры. С 1929г. приступил к обучению в Государственном институте физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, где в дальнейшем возглавил кафедру психологии. Одновременно работал научным сотрудником кабинета психотехники Ленинградского научноисследовательского института физической культуры. В 1952г. защитил докторскую диссертацию на тему Психология спорта. Профессор. Один из начинателей отечественной психологии физической культуры и спорта. Занимался проблемами психологических основ технической и волевой...
Пупиллометрия метод исследования с применением регистрации величины зрачка и динамики ее изменения. В настоящее время для такой регистрации чаще всего используют электронное телеметрическое устройство, с высокой точностью фиксирующее зрачковый рефлекс по изменению интенсивности отраженного от поверхности глаза света. Показано, что зрачок расширяется пропорционально от аффективной значимости как положительных, так и отрицательных стимулов. Литература. JanisseM.P. Pupillometry. The psychology of the pupillary response. Washington: Hemisphere Publ. Corp., 1977,...
Пуркинье Ян (1787 1869) чешский физиолог и психолог. Исследовал процессы ощущений и восприятий...
Пустая проба (в психофизическом эксперименте) интервал наблюдения, когда после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не подается. Пустая проба используется для определения вероятности ложных...
Путешествие метафора, служащая в антипсихиартии для описания психических нарушений. В соответствии с этими представлениями, больной, в частности шизофреник, находится в путешествии, из которого он должен вернуться самостоятельно. Врач должен о нем заботиться, но не лечить психоактивными средствами. Данная метафора, в которой связывается путешествие и погружение в собственную душу, часто используется и в философской, и художественной литературе (Августин, С.Колридж). Литература. BarnesM. Meine Reise durch den Wahnsinn....
Пушкин Вениамин Ноевич (6.08.1931 21.10.1979) отечественный психолог. В 1956г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в Институте общей и педагогической психологии, здесь в 1967г. организовал лабораторию эвристики, которой заведовал до последних дней жизни. Доктор психологических наук, профессор. Занимался проблемами инженерной психологии и психологии труда. Автор концепции оперативного мышления, в которой процесс мышления рассматривался на личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом уровнях. Пришел к выводу о роли обобщения в процессах интеллектуальной активности. Проводил новаторские эксперименты, связанные с парапсихологическими феноменами. Сочинения. Оперативное мышление в больших системах. 1965; Эвристика наука...
Пуэрториканский синдром этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления бреда ревности на основе убежденности в неверности партнера. Сопровождается развитием галлюцинаторных представлений и кататонии . Данный синдром имеет очень широкое распространение, но первоначально именно у жителей ПуэртоРико были описаны наиболее яркие случаи, что обусловливалось наряду с прочим и особыми стереотипами парного поведения, свойственными латиноамериканской культуре. В качестве основы, на которую накладывается этноспецифическая ситуация жизнедеятельности больного, указывают прежде всего...
Пфендер (Pfender) Александр (1870 1941) немецкий философидеалист и психолог. Рассматривал индивида, как единство тела, души и духа. Дух, по его представлениям, есть возвращающаяся сама к себе душа. Сочинения. Введение в психологию. М.,...
Пфистер (Pfister) Оскар (23.02.1873, Цюрих 6.08.1956, Цюрих) священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З.Фрейдом . Сочинения. Die psychoanalytische Methode. 1913; Das Cristentums und die Angst. 1944; Sigmung Freud, Oskar Pfister, Brife 1909-36....
Пьерон (Pieron) Анри (18.07.1881, Париж 6.11.1964) французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П.Жане . Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих...
Рабдофобия (греч. rhabdas — прут, палка, полоса,phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь...
Способность воспринимать и перерабатывать информацию, поддерживая способность организма в определенном заданном режиме, не допуская срывов. Во многом зависит от эмоциональных и астенизирующих соматогенных...
Равена тeст (Raven J.С, 1936). См. Рейвена...
РавичЩербо Инна Владимировна (род. 21.04.1927, Воронеж) отечественный психогенетик. В 1950г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ, училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. В 1953г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Работала в лаборатории типологических различий. Ученица Б.М.Теплова . С 1972 руководитель лаборатории генетической психофизиологии. Является одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований. Занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций, индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формальнодинамические параметры. В соответствии с этим, одна и...
Радикальная теория образов концепция, предложенная B.R.Bugelski, согласно которой любое абстрактное знание связано с образной...
Радо (Rado) Шандор (8.01.1890, Кисвардар 14.05.1972, НьюЙорк) психоаналитик. Был учеником Ш.Ференци в Будапеште. С 1923по 1931г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1931г. один из первых преподавателей вновь организованного Психоаналитического института в НьюЙорке. В 1941г. изза разногласий был из него устранен. С 1944г. профессор в Колумбийском...
Разветвленное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, предложенная Н.Краудером, в основе которого лежит управление учебным процессом на основе типичных ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на среднего учащегося, который может допускать ошибки и исправлять их. В силу этого в разветвленных системах программированного обучения учебные задания сложнее, чем в линейных; они представляют собой полноценную учебную...
Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 612 месяцев происходит быстрое развитие...
Развитие движений ребенка процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловнорефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз . Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит...
Развитие игры в дошкольном возрасте процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 45 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]