В жизни человека вопрос об отношении к обществу всегда оставляет большие возможности для самых неожиданных решений. В профессиональной карьере М.М.Троицкого таким решением стал выбор между двумя альтернативами следовать своей тонкой психологической интуиции или отдать предпочтение не очень продуктивному теоретизированию. Он сделал ставку на второе и ... выиграл, по крайней мере, золото позументов на парадный мундир, ордена на грудь и чин тайного советника. Его деятельность совпала со временем коренных государственных реформ начала 60х годов ХIХвека, во многом обусловленных поражением России в Крымской компании и представлявших собой уникальную по размаху попытку создания в стране чиновничьей прослойки западноевропейского образца. И Троицкий, искренний сторонник позитивистской философии и, на этой основе, один из идеологов (наряду с К.Д.Кавелиным, Г.Н.Вырубовым, П.Л.Лавровым, Н.К.Михайловским) индустриального общества оптимально вписался во вновь создаваемую бюрократическую систему, в качестве образцового генерала по философскому ведомству. Его биография, не отмеченная какимилибо особенными событиями и похожая в общих чертах на биографии многих тогдашних философов (например, П.Д.Юркевича, Ф.Ф.Сидонского, В.А.Снегиреве), все же представляет собой довольно яркий образец последовательности и целеустремленности, которые, возможно, могли бы найти лучшее применение. Родился Матвей Михайлович Троицкий 1августа 1835г. в глубокой провинции в семье простого дьякона села СпасПрогнание Боровского уезда Калужской губернии. С тринадцати лет он был отдан на обучение в Калужскую семинарию, где довольно преуспел в изучении древних языков, что, надо заметить, очень пригодилось ему в дальнейшем, когда пришлось заниматься с западноевропейской философской литературой. Именно в семинарии у него появился первый интерес к психологии: однажды он совершенно случайно обнаружил, что обладает способностью очень ярко представлять в воображении различные сцены и картины (в частности, географические карты), а несколько позже убедился, что способен на самовнушение. В 1853г., после окончания семинарии, он отправился в Киев, с намерением посвятить себя изучению философии и психологии, и поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В то время, после печально известной докладной записки министра народного просвещения П.А.ШиринскогоШихматова от 26января 1850г. Об ограничении преподавания философии логикой и психологией и возложении сих предметов на профессоров богословия (в 1852г. министр уже рапортовал, что прекращено провозглашение с университетских кафедр мечтательных теорий под именем философии), только в духовных академиях давалось профессиональное философское образование, второе после богословского. В КДА были достаточно сильные философы: профессор Д.В.Поспехов читал курсы Введения в философию, Логики, Теории познания, Опытной психологии (на основе метафизических учений Э.Бенеке и И.Ф.Гербарта), а П.Д.Юркевич, бывший в то время бакалавром академии и неизменно требовавший от учащихся знакомства с литературой и понимания прочитанного, курс Истории философии. Уже тогда учебные работы Троицкого были отмечены как свидетельствующие о выдающихся способностях автора к философскому анализу, здесь же начались его углубленные интроспективные опыты. В 1857г. академия была окончена, причем Троицкий за свое сочинение, имеющее достаточно светское (текстологическое) содержание, Суждения святых отцов и учителей II и IIIвека об отношении греческого образования к христианству был признан вторым учеником курса и в следующем году на основе этого сочинения защитил магистерскую диссертацию по богословию. Оставленный при КДА сначала в качестве преподавателя по классу философских наук (История древней философии) и греческого языка в низшем отделении, в 1859г. он был назначен бакалавром академии. В это время вместе с преподавательской деятельностью он занимался и собственным психологическим образованием: прослушал курсы в Киевском университете по общей и сравнительной анатомии, по нервной физиологии и патологии. Но работать в КДА было очень трудно, изза невыносимой моральной атмосферы: в Киеве, вследствие всеобщего брожения умов, происходили студенческие беспорядки (18581859), а в академии же все более усиливался нечистый дух односторонности и закоренелого беззубого квиетизма 1). Не удивительно, что Троицкий, решивший честно служить поприщу философии, предпринял ряд шагов, чтобы быть переведенным в Петербургскую духовную академию, но они не увенчались успехом. Наконец, в декабре 1861г. он окончательно отказался от возможностей богословской карьеры и перешел на государственную службу, сначала во IIдепартамент Министерства государственных имуществ, где и числился (ожидая лишь подходящего момента, чтобы сделать следующий рывок в своей философской карьере) до июня 1862г. Времени он при этом не терял и написал для журнала Библиотека для чтения, который был задуман О.И.Сенковским, его редактором, как энциклопедия образованного русского человека, чрезвычайно интересную и характерную для него статью под названием Субъективные тоны. Однажды, как описывает сам Троицкий свои интроспективные опыты, он играл на фортепьяно и вдруг обнаружил, что при ударе по клавише слышится не только звук этой клавиши, но и какойто еще, едва различимый, дополнительный звук. Можно только удивляться музыкальному слуху Троицкого, ведь явление гармонических обертонов веком раньше было зафиксировано в литературе профессиональным музыкантом, композитором и музыкальным теоретиком (Ж.Ф.Рамо), о чем Троицкий, скорее всего, не знал, а в его время данной проблемой, используя определенные инструменты, занимались физик Г.Ом, работавший с понятием частоты звуковой волны, и психофизиолог Г.Гельмгольц, применивший резонатор для точного выделения обертонов. Троицкий же опирался исключительно на свои субъективные впечатления: заинтересовавшись явлением обертонов, он стал систематически проверять и другие клавиши, на слух определяя тональность дополнительных, или субъективных звуков, в результате чего пришел к выводу, что в большинстве случаев они на октаву выше основных, от которых они производны. Поставив перед собой цель определить как велико число дополнительных тонов? и можно ли отыскать полную и правильную их таблицу?, он совершенно точно установил многочисленный ряд обертонов для основных тонов фортепьяно. Но эти, чисто систематизационные, вопросы стояли в удивительном контрасте с вопросами причинного объяснения. У Троицкого не возникло и никаких сомнений в отношении исходной посылки исследования, и никакого стремления проверить ее в научном эксперименте. Такой посылкой выступило положение, что субъективные качества сами по себе не обусловлены процессами в материальном мире. Для обоснования этого положения он обратился к очень распространенному в философской литературе того времени рассуждению: восприятие цвета, конечно, связано с определенными диапазонами световых волн, но особого качества синевы или красноты в световых волнах нет, оно имеет только субъективную природу (в действительности, особенная качественность цветов радуги обусловлена ступенчатостью процесса биологической адаптации к разно окрашенным природным объектам прим. И.К.). На основе этой объяснительной модели Троицкий сделал совершенно неверное заключение, что дополнительные тоны не порождаются колеблющейся струной, а обусловлены... устройством нашего слухового восприятия. Все же, чтобы понять личностный контекст такого заключения, было бы совершенно недостаточно сослаться лишь на то, что у Троицкого возможно в силу его духовного образования, построенного на систематизации в принципе не было сформировано естественнонаучное мышление. Главным, повидимому, надо признать художественность его натуры. От природы Троицкий обладал замечательными качествами способностью к эйдетическим представлениям, повышенной сенсорной чувствительностью с хорошей дифференцировкой ощущений, способностью к самовнушению, которые, надо заметить, могли бы привести его к интересным открытиям (в духе тех, что позднее были сделаны в гештальтпсихологии), если бы он выбрал иной, не профессорский, стиль жизни. Так, в своих музыкальных штудиях он натолкнулся на феномен, вновь переоткрытый и осмысленный чуть ли не век спустя в рамках деятельностного подхода как свойство предметности восприятия (см. РубиншетйнС.Л. Основы общей психологии, в 2хт., М., 1989, т.1, стр.246). Троицкий дает следующее описание этого феномена: сначала дополнительный тон кажется исходящим от той струны, которая при этом колеблется, затем исходящим уже от той струны, которой он соответствует в музыкальном звукоряде, а спустя некоторое время начинает звучать с той стороны фортепьяно, на которую обращается внимание, и, наконец, ... звучит решительно в одном ухе. Кстати, научившись выделять дополнительные тоны при звучании музыкальных инструментов и человеческого голоса, он даже начал страдать от того, что это превратилось в навязчивость, и ему пришлось приложить много сил, чтобы отвыкнуть от такого выделения. Вообще Троицкий был очень внушаемым человеком, способным работать исключительно с внутренними представлениями, которые очень неявно связаны с внешними впечатлениями. В силу этого и основной вопрос философии, о связи сознания и материи, который так беспокоил и профессионалов, и широкую общественность и которым ему волейневолей приходилось заниматься, был в действительности ему чужд. Он, как никто другой, готов был встать на позиции психофизиологического параллелизма, предписывающего психологам заниматься психологическим, а физиологам физиологическим. Но обладая даже минимальной культурой естественнонаучного мышления, он смог бы все же отнестись к своим находкам из области субъективного критически (и, соответственно, экспериментально) только же систематизационный подход был здесь явно недостаточным. Значительно позже, в своем итоговом психологическом труде Наука о духе Троицкий вспоминает (не без некоторого сожаления) о своих многочисленных интроспективных опытах, которые так и не получили серьезного развития: еще задолго до массового увлечения гипнотизмом в России он обратил внимание на то, что человек может сознательно регулировать деятельность своих внутренних органов; подметил активизацию мышц гортани и язычка, происходящую при мыслительной деятельности; приступил к изучению эйдетических представлений, условий их возникновения (в частности, отметал легкость их появления при открытых глазах) и динамики взаимодействия. Но все это осталось в виде заготовок, которыми, кажется, так никто и не воспользовался. А сам Троицкий, изза появления перед ним новых жизненных горизонтов, связанных с университетской карьерой и задачами создания государственной психологии, повидимому, уже не имел возможностей слишком углубленного самопознания. Среди других государственных преобразований была и реформа образования. Новый министр народного просвещения, А.В.Головин, в рамках подготовки нового университетского устава (который был принят в 1863г.) обосновал необходимость восстановления университетских философских кафедр при совершенном изменении теперь направления современных идей, вполне отражающих в себе чисто утилитарные стремления века. При этом было решено возобновить практику обучения будущих российских профессоров в европейских университетах, существовавшую до 30х годов. К этому моменту М.М.Троицкий уже перешел (18июня 1861г.) на службу в систему народного просвещения и сразу же был отправлен, вместе с С.П.Автократовым и М.И.Владиславлевым, за обязательную службу в заграничную командировку с ученой целью. Эта командировка проходила, с 23июня 1862г. по 1октября 1864г., в ряде крупнейших университетах Германии: в Йене он слушал гегельянца К.Фишера по истории новейшей философии; в Геттингене Р.Лотце, стремившегося объединить идеализм и естественные науки, и Г.Тейхмюллера, дававшего обзор по философским системам Э.Бенеке и И.Ф.Гербарта; в Лейпциге Г.Т.Фехнера (интересно, что Троицкий нашел у него только спекуляции и вычисления) и М.Дробиша по психологии. Правда, здесь у Троицкого было очень мало времени, чтобы действительно освоить прослушанные им курсы, основной его задачей было написание собственных курсов по Истории философии, Психологии и Логике, с которыми он должен был возвратиться. И лишь в России он смог действительно серьезно приступить к анализу (уже не беспристрастному) всего накопленного материала. Как отмечал сам Троицкий, во время написания Немецкой психологии (опубликованной в 1867г.), которая стала итогом его командировки, он пережил сильнейший умственный кризис, приведший к смене авторитетов: если в Германию он отправился метафизиком, симпатизировавшим немецким философам, то теперь стал ярым их противником. Поводом для его критической переоценки послужило то обстоятельство, что в этих системах человеческой душе приписываются некие изначальные, существующие до опыта, способности, вместо того, чтобы рассматривать их как результат развития души. Несколько позже В.В.Розанов обозначил задачу этого труда следующим образом: Она несомненно заключалась в том, чтобы побудить наше общество... к изучению английской литературы. Но эта положительная и хорошая сторона его научной деятельности была совершенно заслонена отрицательной, именно полемикой против германской философии, от изучения которой, по его мысли, нужно было предварительно отвлечь наше общество (12). Композиционно Немецкая психология была построена на противопоставлении двух подходов: дедуктивного и индуктивного. Троицкий, вообще склонный к психологизации логики, такое противопоставление обосновал следующим образом. Одни люди (умы терпеливые) в силу естественных склонностей показывают особую чуткость к тому, что есть в действительности, для них есть особое очарование в том, чтобы узнавать то, что создала природа, удивляться величию мира и его Творца; такими людьми создается эмпирическая, или индуктивная, философия. Другие же люди (умы нетерпеливые), напротив, имеют особую чуткость к абстрактным элементам нашего мышления и тому, что из этих элементов может быть создано, и они полагают, что для остроумного таланта достаточно немногих фактов, чтобы извлечь из них богатые последствиями выводы; это создатели рационалистической, или дедуктивной, философии. Что касается дедукции, то ее Троицкий знал прежде всего в объеме курса духовной семинарии, где она была представлена схоластическим силлогизмом (например, если существует Троица, то человек трехчастен и состоит из тела, души и духа), в котором главная посылка должна приниматься на веру. Открывший для себя эмпирическое богатство психических процессов, Троицкий уже не хотел ограничиваться только верой, и поэтому его окончательный выбор был сделан в пользу индуктивного метода, служащего для обобщения единичных фактов. А идейными учителями выбраны представители английской эмпирической философии, понятийно оформивших индуктивный метод (Ф.Бэкон, Дж.Локк), и психологи ассоциативного направления (Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, А.Бэн). Правда, приняв сторону английской философии, Троицкий не стал долго разбираться, в чем суть и новизна других подходов, в частности, немецких диалектиков, обозвал их метафизическими учениями и совершил тем самым, по словам А.А.Козлова, произвольное и бесцеремонное надругательство над немецкой философией (8,1). При этом он, конечно, просмотрел убийственную критику английского эмпиризма, прозвучавшую в немецкой философии, и продолжал трактовать наличные состояния сознания действительным началом истинной умозрительной философии. Книга после публикации имела огромный успех, причем не только у просто читающей публики, но и у профессиональных философов, что было обусловлено именно ее полемической заостренностью против схоластики, прежде всего религиозной. Но вынесенная на официальную защиту в качестве диссертации, она встретила и категорические возражения. М.М.Троицкий надеялся, что защита пройдет в Москве. В это время кафедру философии в Московском университете занимал П.Д.Юркевич, приглашенный туда из КДА в качестве первого пореформенного профессора. Но Юркевич, вопреки тому благожелательному отношению к Троицкому, которое у него сложилось еще в КДА, не счел возможным провести защиту этого труда, т.к. считал критику немецкого идеализма не только не желательной, но и прямо ошибочной и опасной (2). Поэтому Троицкий получил следующий, очень выразительный и достаточно обоснованный ответ Юркевича: Если бы я одобрил Ваш труд, то меня сочли бы варваром... действительные знатоки философии и все научно образованные люди; особенно же я знаю, что мне пришлось бы нести тяжесть ответственности за честь университета (7). Он, конечно, не стал переделывать свой солидный труд и восстанавливать честь немцев, как предлагал Юркевич, а пошел в обход направил свою диссертацию в СанктПетербургский университет. Здесь Совет университета утвердил в качестве оппонентов профессора Ф.Ф.Сидонского, знатока немецкого идеализма, но и рьяного сторонника свободомыслия, и старого знакомого Троицкого по заграничной командировке М.И.Владиславлева. С самого начала было ясно, что они дадут благоприятные отзывы, так оно и получилось. Сама же защита, прошедшая 31мая 1867г., имела огромный успех. Троицкий, удостоенный степени доктора философских наук, мог теперь серьезно заняться вопросом своей философской вотчины. Еще до защиты М.М.Троицкий получил приглашение занять кафедру философии в только что открывшемся, в 1865г., Одесском университете, но отказался, отдав предпочтение Казанскому университету. Здесь 1сентября 1867г. он приступил к работе в качестве экстраординарного профессора, а 12июня 1868г. был утвержден в качестве ординарного профессора. Но Казань, город всетаки провинциальный, не отвечала ни амбициозным, ни эстетическим требованиям Троицкого. Спрос на профессоров философии был в это время достаточно велик, и Троицкий мог выбирать между университетами Киева, Харькова и Варшавы. Среди этих университетов Императорский Варшавский университет был на особом положении. После восстания в Царстве Польском (18631864) открытием этого университета решались прежде всего националистические задачи российского самодержавия. Созданный еще на основе польской Главной школы, закрытый в 1831г., он вновь был открыт лишь в октябре 1869г., причем в условиях насильственной русификации (преподавание только на русском языке, очень высокие стипендии и низкие требования к качеству образования). Троицкий, ориентируясь, повидимому, на политическую подоплеку такого выбора, решил сменить Казанский университет на Варшавский, куда был и перемещен сразу после открытия последнего. В Варшавском университете преподавательский дар Троицкого, основанный не столько на логике, сколько на риторике, проявился со всей силой. Очень выразительную картину его лекций можно найти в воспоминаниях варшавских студентов: Когда Троицкий читал свои лекции, то было истинным наслаждением не только слушать, но и смотреть на него: вы почти видели, как у него возникали в голове мысли, которые он старался в изящной и понятной форме сейчас же изложить своим слушателям. Про него можно сказать, что он разжевывал науку и вкладывал ее в головы студентов (24). Правда позже, уже в Москве, тот же стиль преподавания вызывал хотя и похожую, но по акценту совсем другую реакцию: Профессор, знакомя нас с чужими мыслями, стремился приблизить их к своему идеалу и так вываривал и очищал их в своей голове, что они становились удивительно прозрачны, но все органически живое было в них убито (9). Надо добавить, что в Варшаве он читал Историю древней философии, заканчивая ее Аристотелем (Историю новой философии читал Г.Струве), и Психологию. Так продолжалось до 1874г., когда в связи с внезапной смертью Юркевича открылась вакансия на кафедре философии в Московском университете. И Троицкий, конечно, не мог упустить такой шанс. По кафедре философии историкофилософского факультета Московского университета было объявлено две вакансии, профессора и доцента, но подано три заявки. Факультетский профессор церковной истории А.М.Иванцов предложил М.И.Каринского в качестве профессора, но тот к этому времени, несмотря на надежды, на него возлагаемые, защитил лишь магистерскую диссертацию, и поэтому его кандидатура отпала сразу. Профессор истории русской литературы Н.С.Тихонравов порекомендовал Троицкого, а профессор всеобщей истории В.И.Герье Вл.С.Соловьева, который учился у Юркевича и был признан на кафедре наиболее подходящим его преемником. При рассмотрении этих двух кандидатур члены Совета факультета пришли к совершенно обоснованному заключению, что такие разные и по общественному темпераменту, и по философскому мировоззрению люди не смогут сработаться на одной кафедре. Подавляющим большинством голосов они забаллотировали Троицкого и провели на должность доцента Соловьева, с тем условием, что он будет отправлен в заграничную командировку для написания докторской диссертации и подготовки к профессорскому званию. Стоит только поражаться настойчивости Троицкого, который и при таком раскладе не отступил от своего намерения обосноваться в столице и стал действовать сверху, через Совет университета, ожидая поддержку своей позитивистской философской платформы со стороны естественников. Кроме того, здесь у него были влиятельные союзники: Тихонравов, профессор истории западноевропейской литературы Н.И.Стороженко, декан медицинского факультета (и тесть Троицкого) А.И.Полунин и, главным образом, профессор Н.В.Бугаев, повидимому, единственный из профессоров Московского университета бывший с Троицким в близких дружеских отношениях, основанных и на общих впечатлениях о германских университетах, и на увлечении позитивизмом. Правда, в целом стремление профессоров поддержать Троицкого было обусловлено не столько их философскими симпатиями, сколько нежеланием пропустить ректорского сынка Соловьева. В результате Совет университета вынес следующее решение: назначить профессором Троицкого, а доцентом Соловьева, перекрывая ему тем самым путь к заведованию кафедрой (после возвращения из командировки Соловьев смог лишь год продержаться на кафедре и уехал в Петербург, не желая участвовать в борьбе партий между профессорами). Итак, 25августа 1875г. М.М.Троицкий был утвержден ординарным профессором на кафедру философии, где и развернул интенсивную деятельность, направленную на подготовку психологически (и идеологически) образованных кадров для государственного аппарата России. Подобная деятельность вполне соответствовала интересам и амбициям Троицкого, но и для функционирования государственной системы назначение позитивиста на вторую по величине в стране кафедру философии было хорошим решением. Ведь перед другими философскими течениями России конца ХIХвека у позитивизма было то очень существенное преимущество, что по своей сущности он ориентирован прежде всего на практическую деятельность, он технократичен, но при этом и законопослушен, и, в целом, достаточно оптимально подходит на роль государственной идеологии. Правда по чиновничьей ограниченности возникали всетаки вопросы о лояльности позитивизма по отношению к власти. В частности в начале 80х годов Троицкому пришлось срочно съездить в СанктПетербург, чтобы дать объяснения, благосклонно принятые, и заверить, что эмпирическая психология не имеет ничего общего с атеизмом и что сам он всегда был религиозен и благочестив. В Москве преподавательская деятельность Троицкого проходила почти так же успешно, как и в Казани или Варшаве. Оставаясь на протяжении десятилетия единственным профессором на кафедре, он должен был сам читать все курсы: Логику, Психологию, Философию права (для юристов) и Историю философии (историю философии древней, средних веков, новой, английской и немецкой). Как и раньше, он пользовался популярностью и студентов, и преподавателей, а его лекции, полные сарказма и иронии по отношению к его идеологическим противникам, встречались на ура: аудитории, где они читались, набивались до отказа (присутствовало более 200 человек), а оканчивались бурными аплодисментами. Правда, отнести этот успех следует прежде всего за счет стиля преподавания, а не за счет собственного учения Троицкого. Те студенты, которые действительно интересовались философскими проблемами (например, В.В.Розанов, который, несколько позже, первый свой научный труд О понимании направил против позитивизма, братья Е.Н. и С.Н.Трубецкие), оценивали его лекции совершенно иначе. Так, Е.Н.Трубецкой, в частности, писал: Троицкий... был в высокой степени ограниченный, а при этом и чрезвычайно невежественный в истории философии человек. Он уснащал свои лекции дешевым и плоским глумлением над германскими философами; но сама азбука немецкой философии была ему совершенно не известна...Изругав с безвкусными шуточками метафизику, Матвейка затем очень ясно излагал либо логику Милля, либо современные психологические учения, преимущественно английские, т.е. все, что он знал, причем он достигал ясности, систематически пропуская все трудности (23). А Н.Котляревский к этому добавлял: Он не оставлял ни одной скольконибудь сложной мысли, не упростив ее до неузнаваемости, и так утрамбовывал для нашей мысли дорогу, что самые хитрые системы с их недосягаемыми вершинами и безднами казались нам совсем гладкой плоскостью. Мы бывали в восторге от этой ясности (10). Надо всетаки признать, что Матвей Михайлович очень тщательно готовил свои курсы, что вообщето не было свойственно московским профессорам, которые скорее ориентировались на экспромты, чем на обстоятельное прописывание лекций. Троицкий же из года в год перерабатывал свои курсы, стремясь достичь предельной ясности: как он говорил, лекции надо составлять так, чтобы из каждой мог выйти хороший ответ студента на экзамене (3). В результате этой, более редакторской, работы появились его литографированные курсы по психологии, в которых он дал новое выражение тем мыслям, к которым пришел еще в конце 60х. На этих курсах стоит остановиться несколько подробнее, что понять правоту Л.М.Лопатина, который характеризовал их как странную смесь эмпиризма и богословия (см. 11). Эти курсы были построены достаточно четко, по схеме, которая и в дальнейшем очень часто использовалась другими: определялся предмет психологии (это наука о явлениях духа, а не о его сущности, которая решительно непостижима для человеческого ума), давалось обоснование исследовательского метода (интроспективный анализ и индуктивное обобщение, приводящее к формулированию закона последовательности и преемственности, теперь мы еще не в состоянии построить дедуктивную психологию), описывались основные психологические законы, в качестве которых фигурировали законы ассоциаций по сходству, смежности и причинности, предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. Центральным моментом среди этого было, конечно, описание духа. Стремление буквально следовать установке эмпиризма не признавать за душой изначальное содержание привело Троицкого к следующему положению: Все, что постепенно сформировывается в нашем духе, все это сформировывается в следствии известных условий. Затем, все сформировавшееся в нашем духе продолжает существовать только потому, что продолжают существовать условия его образования... Впечатления в период времени, протекающий между их оригинальным существованием и воспроизведением в форме идей, абсолютно не существуют в духе... Память есть вещь несуществующая. Другими словами эта мысль может быть выражена так душа наполняется содержанием каждый момент заново, в соответствии с тем контекстом, в котором она существует, ничего в него не привнося (в принципе, в качестве такого контекста может выступать и органический мозг, и всеобщая мировая душа). Интересно отметить, что такая формулировка души очень близка буддистскому канону. Реализуя заложенный в эмпирическом подходе принцип экономии мышления, достаточно естественно было прийти к теории психофизического параллелизма. В соответствии с этим Троицкий понимал дух как неизвестную (но при этом нематериальную) субстанцию, которая, также как материальные объекты, предстает субъекту лишь в своих явлениях. Но теория психофизического параллелизма не является естественнонаучной теорией, она имеет методологический статус: для субъекта познания открыто лишь его собственное сознание, а чужое сознание, также как и материальные объекты, фиксируется лишь как внешнее, или телесное, и, соответственно, психическое или материальное определяются лишь позицией наблюдателя, его обращенностью либо на самого себя, либо на иное. Но Троицкий недостаточно хорошо разобрался в различиях метода и предмета, поэтому при обращении к рассмотрению основного вопроса философии он... несколько запутался и предложил сразу три его решения. С одной стороны, он, совершенно в духе эмпирического подхода, постулировал, что вещественное и духовное это два порядка наших внутренних состояний или состояний нашего сознания. Правда, к этому он добавил ряд признаков, случайных для эмпирицизма: В одном (порядке внутренних состояний прим. И.К.) мы видим мир, от нашего духа независимый, а в другом собственные действия своего духа, при этом явления духа есть явления самому себе, ... в отличие от материальных явлений, внешних для нашего сознания (ср. описание признаков мыслящей и немыслящей субстанции Декарта), и явления физические постоянно наблюдаются... в формах пространства и времени, явления психические, наоборот, представляются нам только в одной форме преемства времени... Ведь мы не можем себе представить, чтобы мысли человека допускали перемещение, из одной головы в другую, чтобы они могли встречаться друг с другом в пространстве (ср. признаки протяженной и непротяженной субстанции Декарта). С другой стороны, Троицкий был вынужден признать, что ощущения зависят обычно от причин, внешних человеческому духу, от физических причин. И, наконец, он вдруг заключил, что позволительно думать, что первоначальная роль деятеля принадлежит скорее духу, что материя играет скорее роль органа. Это называется начать за здравие, а кончить за упокой, опираясь на методологию эмпиризма, постулируя научную значимость только наблюдаемых явлений, прийти... к метафизике и спиритуализму. О том, что под официальным (позитивистским) мундиром Троицкого скрывался тонко чувствующий спиритуалист, можно было догадываться и по его лекциям или книгам, но с особенно ясно это стало после его смерти, когда один из его близких учеников, В.Н.Ивановский, упомянул, что в бумагах своего учителя, среди научных набросков (Опыт исследования экспериментального доказательства, Психология сна, Основы метафизики) он наткнулся на черновики дух философских поэм. В одной из них, названной Образы вечности, в которой прослеживалось влияние восточного мистицизма, Троицкий изображал загробную жизнь духа как некую эволюцию, осуществляющуюся в последовательных переходах от мира элементов физических и психических (душмонад) к миру ощущений, затем к миру представлений, и, наконец, к миру непосредственной интуиции. Так или иначе, в лекциях Троицкого по психологии обнаруживается довольно прихотливое сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке (которая в полном объеме вообще не исполнима) им были введены некоторые теоретические конструкты, противоречащих друг другу (обусловленность духовных процессов материальным творящая природа духовного, закон ассоциации идей невозможность взаимодействия мыслей и пр.). Все это было очень показательно для Троицкоготеоретика, не владевшего ни естественнонаучной методологией, ни диалектикой теоретического мышления. Но его статус (а наверно, и его мнение о себе) обязывал заниматься созданием основ психологической науки, что он и делал достаточно обстоятельно. Так появился итоговый труд его жизни, Наука о духе, изданный в 1882 г. Эта книга прошла скорее незамеченной: сама тема у читающей публики вызывала скорее метафизические ассоциации и не воспринималась как актуальная или самобытная, а язык изложения был столь плох, что даже начавшие читать данный труд, бросали это занятие на полпути в частности, Вл.Соловьев, который, вообще был о Троицком того мнения, что из оставленных им сочинений... никакой западный европеец ничему бы не научился. Лишь действительно интересующиеся психологией, причем психологией не рассудочной, а касающейся реальности психического, достаточно высоко оценили этот труд (например, А.Белый, Б.Г.Ананьев), прежде всего за то, что в нем Троицкий описывал, вспоминая дела давно прошедших дней, свои интроспективные опыты. Ориентируясь на построение, в духе Спенсера, всеохватывающей систематизационной психологической системы и старательно отбирая лишь те психические феномены, которые минимально связаны с внешним миром, а соотносимы через законы ассоциаций лишь с другими психическими феноменами, Троицкий здесь достаточно подробно описал часть из них. При этом поражает его интуиция в трактовке некоторых таких феноменов. Так, в частности, он рассмотрел мотивацию как основанную на эмоциональных процессах, прежде всего на чувствах приятного и неприятного; в качестве источника формирования мышления указал, наряду с ощущениями, чувства и волю; трактовал пространственное восприятие как основанное на ассоциации разномодальных ощущений; указал на роль эталонов при восприятии; проанализировал влияние знака эмоций на ощущения и соматику; дал понимание чувства космического как основы нравственной оценки, а чувства сходстваразличия как основы эстетической оценки и др. Но среди этих интуитивных открытий, которые были запатентованы значительно позже уже другими психологами, можно встретить и достаточно курьезные. В частности, он полагал, что формирование речи в детском возрасте происходит посредством последовательного освоения слогов, которые, один за другим, присоединяется к уже освоенным ранее. Но все эти конкретнопсихологические описания были даны Троицким очень фрагментарно и разрозненно, и они совершенно терялись за его метафизическими рассуждениями и стремлением дать законченную систему психологии. Теоретические построения мало отвечал душевному складу и мыслительному потенциалу Матвея Михайловича, но требования его статуса и карьеры постоянно заставляли его заниматься не теми делами, для которых он был рожден. В 1880г. М.М.Троицкий стал деканом историкофилологического факультета (первый срок кончился в 1884г., второй охватывал период 18891891г.г., третий 18931894г.г.; с 1895г. по 1896г. он был ректором Московского университета). Новые строгости столичных ведомств, начавшиеся в 1880х годах, во многом перечеркнули реформаторские начинания пореформенного десятилетия и существенно сказались на атмосфере Московского университета. По свидетельству очевидца, теперь студенческая жизнь, столь шумная в конце 70х, плелась както вяло, в атмосфере ученого маразма... Это было время страхов, подозрений и строгостей (10). В 1884г. был введен новый университетский устав (покончивший с автономией устава 1863г.), по которому логика и психология были изъяты со всех факультетов, кроме историкофилологического, а философия была редуцирована до истории античной философии (Платон и Аристотель), кафедра же истории философии права была вообще упразднена. Но Троицкого эти обстоятельства, повидимому, мало затрагивали. Человек по натуре достаточно замкнутый, не очень склонный к дискуссиям, он, в контексте новых своих административных обязанностей, вынужден был достаточно интенсивно общаться с профессорами университета. Отчасти в результате этого общения стало возможным исполнение давнего намерения российских философов создать Философское общество, не осуществившееся в 1879г. в Петербурге в силу противодействия министра народного просвещения Д.А.Толстого, посчитавшего эту затею праздной и вовсе не нужной для российского общества. Но в Москве выждали момент, пока не был назначен новый министр, И.Д.Делянов, и для верности сменили вывеску, предложив назвать общество Психологическим. Идея создания Московского психологического общества объединила под предводительством Троицкого таких видных профессоров Московского университета, какими были Н.В.Бугаев (математика), Д.Н.Анучин (антропология), А.П.Богданов и С.А.Усов (зоология), Ф.П.Шереметьевский (физиология), А.Я.Кожевников (невропатология), В.А.Легонин (судебная медицина), Н.А.Зверев, М.М.Ковалевский и Г.Е.Колоколов (обществоведение), С.А.Муромцев (юриспруденция), А.И.Чупров (экономика), В.Ф.Миллер (фольклористика), Ф.Ф.Фортунатов и Н.И.Стороженко (языковедение). Они обратились с ходатайством о создании Общества, 15июля 1884г. устав Общества был утвержден, а 24января 1885г. день открытия Общества прошло организационное заседание, на котором был утвержден Совет и выбраны Председатель (Троицкий), Секретарь (Зверев) и Товарищ секретаря (Анучин). Местом для проведения закрытых заседаний было определено Новое здание университета, а для проведения публичных Старое. С созданием Московского психологического общества, в чем, безусловно, очень велика заслуга Троицкого, в России появилась возможность действительно широкого образования философских и психологических кадров, которое не было сковано рамками учебного процесса и в принципе могло строиться на основе дискуссий, предлагая трибуну и для решения содержательных проблем, и для выработки философского языка. На заседания Общества стали выноситься защиты докторских и магистерских диссертаций. Правда, в самом начале, еще при Троицком, который был человеком ума холодного, кабинетным ученым и не обладал теми качествами, которые требовались для объединения людей разных течений (9), дело не пошло, заседания Общества были редки и особого внимания не привлекали. Лишь с приходом в Общества в качестве работающего председателя Н.Я.Грота с его ярким темпераментом работа, по содержанию и по форме, коренным образом изменилась. В повседневной работе Общества Троицкий участвовал не очень много. Определенный интерес имеет лишь его доклад Современное учение о задачах и методах психологии, прочитанный на заседании Общества 14марта 1885г., в котором он очень определенно высказался о первенстве психологии как естественного центра других наук, определяющего цели для морали и права и признал второе место за педагогикой. По его мнению, для успешной разработки психологии необходима интеграция как биологических, так и социальных наук. Между делом он упомянул и о некоторых конкретнопсихологических механизмах, которые тогда не были оценены. В частности, он указал, что бессознательные процессы представляют собой факты слабого и неясного сознания; что язык является ключом к разгадке всей истории культуры человека. Очень интересны его мысли о рефлексии, об индивидуальных различиях, о роли единства чувств, воли и ума в фактах личности, о мозговых коррелятах психических нарушений, о психологии растений и т.д., но все это не получило развернутого обоснования и развития. На этом же заседании Общества было принято принципиальное решение об издании трудов членов Общества, но вопрос о периодическом издании, которым стали Вопросы философии и психологии, был положительно решен лишь 3декабря 1888г., когда А.А.Абрикосов, фабрикант и меценат, предложил взять на себя все расходы, связанные с издательством. В 1886г. кончился срок обязательной службы М.М.Троицкого, и его преемником на кафедре философии, а также в Психологическом обществе, стал Н.Я.Грот, в которым Троицкий, несколько ранее, обнаружил своего сторонника. Сам же он уехал на два года за границу, вероятно, поправить здоровье. По возвращению изза границы, отойдя от слишком неспокойных и опасных философских дел, он смог заняться тем, что нравилось более всего написанию книг (по логике) и преподаванию: до последних дней своей жизни он вел курс логики в университете, курсы педагогики в Первой женской гимназии и курсы по эстетике и истории искусств в Московской консерватории, где благодаря усилиям С.Н.Танеева собрался очень сильный состав преподавателейгуманитариев (С.А.Юрьев, М.С.Корелин, Н.В.Самсонов и др.). Среди этой, достаточно повседневной, работы было одно замечательное событие: в августе 1889г. в Париже проходил первый Международный конгресс по психологии, на котором российская делегация, вторая по численности после французской, была представлена Троицким, который был избран в число почетных председателей съезда и председателем секции наследственности (по предложению Т.Рибо, в свое время писавшего, также как и Троицкий, про английскую психологию), и Гротом. Так, среди больших и малых дел, подошел 1899г., еще раз доказавший, что и хорошо отлаженный государственный механизм не гарантирован от иррациональности бунта. В связи с расправой полиции над студентами 11февраля началась студенческая забастовка сначала в Петербурге, а затем и почти во всех других учебных заведениях России. Первый подъем выступлений московских студентов пришелся на 1522 февраля, а второй на 1516марта. Правительство пошло на то, чтобы закрыть Московский университет до 22марта, слушателей уволить, а самых активных выслать. Всего было уволено и выслано более 2тыс. человек, а в ночь с 20 по 21марта было арестовано и выслано почти 400 человек. И за этими событиями не для многих показалось значительным, что 22марта скончался Матвей Михайлович Троицкий, заслуженный профессор Московского университета, организатор Московского Психологического Общества, один из восстановителей преподавания светской философии в российских университетах после разгрома 1850года и автор грандиозных систематизационных трудов по психологии. Похоронен он был на кладбище Донского монастыря. Литература: 1.ФлоровскийГ., Пути русского богословия, Киев, 1991, с.344. 2.АнаньевБ.Г., Очерки истории русской психологии ХVIII и ХIХв., М., 1947. 3.АсмусВ.Ф., Борьба философских течений в Московском университете в 70хг. ХIХв. // Избранные философские труды., М., 1969. 4.БелкинА.С., Матвей Михайлович Троицкий., М., 1900. 5.БудиловаЕ.А., На рубеже двух веков (к 100летию журнала Вопросы философии и психологии) // Психол. журн. Т.10., 1989, N5, с.126137. 6.В.К., Позитивизм в русской литературе // Русское богатство. 1889, N3, с.341, N4, с.116141. 7.ГротН.Я., Психологический съезд в Париже // Вопр. филос. и психол. 1899, N1, с.122. 8.ИвановскийВ.Н., К характеристике М.М.Троицкого // Вопр. филос. и психол. Кн.52 (2), 1900, с.183214. 9.КозловА.А., О последнем сочинении проф. М.Троицкого Наука о духе // Русская мысль. 1883, N4, с.127. 10.КолубовскийЯ.Н., Из литературных воспоминаний // Исторический вестник. 1914, Апрель, с.134149. 11.КотляревскийН., Старинные портреты. СПб., 1907. 12.ЛосевА.Ф., Страсть к диалектике. М., 1990. 13.РозановВ.В., Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по философии // Вопр. филос. и психол. 1890, N3, с.136. 14.РыбниковН.А., Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе) // Сов. педагогика. 1943, N4, с.4249. 15.СмоленскийВ., Из воспоминаний о Казани и Казанском университете в 60х и 70х годах // Литературный сборник к 100летию Имп. Казанского Университета. Казань, 1904, с.237273. 16.СоловьевВл.С. Три характеристики. М.М.Троицкий Н.Я.Грот П.Д.Юркевич // Вестник Европы. 1900, N1, с.319335. 17.СоломоновВ.А., Об участии московского студенчества в первой всероссийской студенческой забастовке 1899 г. // Вестник МГУ. Сер. История. 1994, N2, с.2631. 18.ТроицкийМ.М. Субъективные тоны // Библиотека для чтения. 1862, VII, с.5366. 19.ТроицкийМ.М., Немецкая психология в текущем столетии. Историкокритическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. М., 1867. 20.ТроицкийМ.М., Психология, лекции ординарного профессора М.М.Троицкого, читанные в 1881/2 академическом году. Б/М. Б/Г. 21.ТроицкийМ.М., Психология, лекции ординарного профессора М.М.Троицкого, читанные в 1882/3 академическом году. Изд. 3. 22.ТроицкийМ.М., Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. В 2хт., М., 1882. 23.ТроицкийМ.М., Современное учение о задачах и методах психологии. Речь, произнесенная в первом публичном заседании Психологического общества, состоящего при Имп. Московском Университете, 14марта 1885, М., 1885. 24.ТрубецкойЕ.Н., Воспоминания. София. 1921. 25.ТурК.Н. Студенческие годы (воспоминания о Варшавском университете) // Русская старина. 1912, Кн.9, с.402442. 26.ФлоровскийГ., Пути русского богословия. Киев, 1991. 27.ЧерныхА.И., К истории Московского психологического общества и журнала Вопросы философии и психологии // Психол. журн. Т.10, 1989, N6, с.140147. 28.ШкуриновП.С., Позитивизм в России ХIХвека. М., 1980. КондаковИ.М. Матвей Михайлович Троицкий: карьера против таланта // Выдающиеся психологи Москвы. Под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997
Пуни Авксентий Цезаревич (1898, Вятка 1985) отечественный психолог. Родился в семье врача, в 1914г., учась еще в гимназии, организовал первое в городе Общество любителей спорта, в 1917г. окончил гимназию. С 1918г. по 1923г. был в рядах Красной Армии. Затем работал в Вятском губернском совете физкультуры. С 1929г. приступил к обучению в Государственном институте физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, где в дальнейшем возглавил кафедру психологии. Одновременно работал научным сотрудником кабинета психотехники Ленинградского научноисследовательского института физической культуры. В 1952г. защитил докторскую диссертацию на тему Психология спорта. Профессор. Один из начинателей отечественной психологии физической культуры и спорта. Занимался проблемами психологических основ технической и волевой...
Пупиллометрия метод исследования с применением регистрации величины зрачка и динамики ее изменения. В настоящее время для такой регистрации чаще всего используют электронное телеметрическое устройство, с высокой точностью фиксирующее зрачковый рефлекс по изменению интенсивности отраженного от поверхности глаза света. Показано, что зрачок расширяется пропорционально от аффективной значимости как положительных, так и отрицательных стимулов. Литература. JanisseM.P. Pupillometry. The psychology of the pupillary response. Washington: Hemisphere Publ. Corp., 1977,...
Пуркинье Ян (1787 1869) чешский физиолог и психолог. Исследовал процессы ощущений и восприятий...
Пустая проба (в психофизическом эксперименте) интервал наблюдения, когда после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не подается. Пустая проба используется для определения вероятности ложных...
Путешествие метафора, служащая в антипсихиартии для описания психических нарушений. В соответствии с этими представлениями, больной, в частности шизофреник, находится в путешествии, из которого он должен вернуться самостоятельно. Врач должен о нем заботиться, но не лечить психоактивными средствами. Данная метафора, в которой связывается путешествие и погружение в собственную душу, часто используется и в философской, и художественной литературе (Августин, С.Колридж). Литература. BarnesM. Meine Reise durch den Wahnsinn....
Пушкин Вениамин Ноевич (6.08.1931 21.10.1979) отечественный психолог. В 1956г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в Институте общей и педагогической психологии, здесь в 1967г. организовал лабораторию эвристики, которой заведовал до последних дней жизни. Доктор психологических наук, профессор. Занимался проблемами инженерной психологии и психологии труда. Автор концепции оперативного мышления, в которой процесс мышления рассматривался на личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом уровнях. Пришел к выводу о роли обобщения в процессах интеллектуальной активности. Проводил новаторские эксперименты, связанные с парапсихологическими феноменами. Сочинения. Оперативное мышление в больших системах. 1965; Эвристика наука...
Пуэрториканский синдром этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления бреда ревности на основе убежденности в неверности партнера. Сопровождается развитием галлюцинаторных представлений и кататонии . Данный синдром имеет очень широкое распространение, но первоначально именно у жителей ПуэртоРико были описаны наиболее яркие случаи, что обусловливалось наряду с прочим и особыми стереотипами парного поведения, свойственными латиноамериканской культуре. В качестве основы, на которую накладывается этноспецифическая ситуация жизнедеятельности больного, указывают прежде всего...
Пфендер (Pfender) Александр (1870 1941) немецкий философидеалист и психолог. Рассматривал индивида, как единство тела, души и духа. Дух, по его представлениям, есть возвращающаяся сама к себе душа. Сочинения. Введение в психологию. М.,...
Пфистер (Pfister) Оскар (23.02.1873, Цюрих 6.08.1956, Цюрих) священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З.Фрейдом . Сочинения. Die psychoanalytische Methode. 1913; Das Cristentums und die Angst. 1944; Sigmung Freud, Oskar Pfister, Brife 1909-36....
Пьерон (Pieron) Анри (18.07.1881, Париж 6.11.1964) французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П.Жане . Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих...
Рабдофобия (греч. rhabdas — прут, палка, полоса,phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь...
Способность воспринимать и перерабатывать информацию, поддерживая способность организма в определенном заданном режиме, не допуская срывов. Во многом зависит от эмоциональных и астенизирующих соматогенных...
Равена тeст (Raven J.С, 1936). См. Рейвена...
РавичЩербо Инна Владимировна (род. 21.04.1927, Воронеж) отечественный психогенетик. В 1950г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ, училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. В 1953г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Работала в лаборатории типологических различий. Ученица Б.М.Теплова . С 1972 руководитель лаборатории генетической психофизиологии. Является одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований. Занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций, индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формальнодинамические параметры. В соответствии с этим, одна и...
Радикальная теория образов концепция, предложенная B.R.Bugelski, согласно которой любое абстрактное знание связано с образной...
Радо (Rado) Шандор (8.01.1890, Кисвардар 14.05.1972, НьюЙорк) психоаналитик. Был учеником Ш.Ференци в Будапеште. С 1923по 1931г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1931г. один из первых преподавателей вновь организованного Психоаналитического института в НьюЙорке. В 1941г. изза разногласий был из него устранен. С 1944г. профессор в Колумбийском...
Разветвленное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, предложенная Н.Краудером, в основе которого лежит управление учебным процессом на основе типичных ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на среднего учащегося, который может допускать ошибки и исправлять их. В силу этого в разветвленных системах программированного обучения учебные задания сложнее, чем в линейных; они представляют собой полноценную учебную...
Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 612 месяцев происходит быстрое развитие...
Развитие движений ребенка процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловнорефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз . Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит...
Развитие игры в дошкольном возрасте процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 45 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]