Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Пуни Авксентий Цезаревич

Пуни Авксентий Цезаревич (1898, Вятка 1985) отечественный психолог. Родился в семье врача, в 1914г., учась еще в гимназии, организовал первое в городе Общество любителей спорта, в 1917г. окончил гимназию. С 1918г. по 1923г. был в рядах Красной Армии. Затем работал в Вятском губернском совете физкультуры. С 1929г. приступил к обучению в Государственном институте физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, где в дальнейшем возглавил кафедру психологии. Одновременно работал научным сотрудником кабинета психотехники Ленинградского научноисследовательского института физической культуры. В 1952г. защитил докторскую диссертацию на тему Психология спорта. Профессор. Один из начинателей отечественной психологии физической культуры и спорта. Занимался проблемами психологических основ технической и волевой...

Пупиллометрия

Пупиллометрия метод исследования с применением регистрации величины зрачка и динамики ее изменения. В настоящее время для такой регистрации чаще всего используют электронное телеметрическое устройство, с высокой точностью фиксирующее зрачковый рефлекс по изменению интенсивности отраженного от поверхности глаза света. Показано, что зрачок расширяется пропорционально от аффективной значимости как положительных, так и отрицательных стимулов. Литература. JanisseM.P. Pupillometry. The psychology of the pupillary response. Washington: Hemisphere Publ. Corp., 1977,...

Пуркинье Ян

Пуркинье Ян (1787 1869) чешский физиолог и психолог. Исследовал процессы ощущений и восприятий...

Пустая проба

Пустая проба (в психофизическом эксперименте) интервал наблюдения, когда после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не подается. Пустая проба используется для определения вероятности ложных...

Путешествие

Путешествие метафора, служащая в антипсихиартии для описания психических нарушений. В соответствии с этими представлениями, больной, в частности шизофреник, находится в путешествии, из которого он должен вернуться самостоятельно. Врач должен о нем заботиться, но не лечить психоактивными средствами. Данная метафора, в которой связывается путешествие и погружение в собственную душу, часто используется и в философской, и художественной литературе (Августин, С.Колридж). Литература. BarnesM. Meine Reise durch den Wahnsinn....

Пушкин Вениамин Ноевич

Пушкин Вениамин Ноевич (6.08.1931 21.10.1979) отечественный психолог. В 1956г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в Институте общей и педагогической психологии, здесь в 1967г. организовал лабораторию эвристики, которой заведовал до последних дней жизни. Доктор психологических наук, профессор. Занимался проблемами инженерной психологии и психологии труда. Автор концепции оперативного мышления, в которой процесс мышления рассматривался на личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом уровнях. Пришел к выводу о роли обобщения в процессах интеллектуальной активности. Проводил новаторские эксперименты, связанные с парапсихологическими феноменами. Сочинения. Оперативное мышление в больших системах. 1965; Эвристика наука...

Пуэрториканский синдром

Пуэрториканский синдром этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления бреда ревности на основе убежденности в неверности партнера. Сопровождается развитием галлюцинаторных представлений и кататонии . Данный синдром имеет очень широкое распространение, но первоначально именно у жителей ПуэртоРико были описаны наиболее яркие случаи, что обусловливалось наряду с прочим и особыми стереотипами парного поведения, свойственными латиноамериканской культуре. В качестве основы, на которую накладывается этноспецифическая ситуация жизнедеятельности больного, указывают прежде всего...

Пфендер Александр

Пфендер (Pfender) Александр (1870 1941) немецкий философидеалист и психолог. Рассматривал индивида, как единство тела, души и духа. Дух, по его представлениям, есть возвращающаяся сама к себе душа. Сочинения. Введение в психологию. М.,...

Пфистер Оскар

Пфистер (Pfister) Оскар (23.02.1873, Цюрих 6.08.1956, Цюрих) священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З.Фрейдом . Сочинения. Die psychoanalytische Methode. 1913; Das Cristentums und die Angst. 1944; Sigmung Freud, Oskar Pfister, Brife 1909-36....

Пьерон (Pieron) Анри

Пьерон (Pieron) Анри (18.07.1881, Париж 6.11.1964) французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П.Жане . Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих...

Рабдофобия

Рабдофобия (греч. rhabdas — прут, палка, полоса,phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь...

Работоспособность психическая

Способность воспринимать и перерабатывать информацию, поддерживая способность организма в определенном заданном режиме, не допуская срывов. Во многом зависит от эмоциональных и астенизирующих соматогенных...

Равена тeст

Равена тeст (Raven J.С, 1936). См. Рейвена...

Равич–Щербо Инна Владимировна

РавичЩербо Инна Владимировна (род. 21.04.1927, Воронеж) отечественный психогенетик. В 1950г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ, училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. В 1953г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Работала в лаборатории типологических различий. Ученица Б.М.Теплова . С 1972 руководитель лаборатории генетической психофизиологии. Является одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований. Занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций, индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формальнодинамические параметры. В соответствии с этим, одна и...

Радикальная теория образов

Радикальная теория образов концепция, предложенная B.R.Bugelski, согласно которой любое абстрактное знание связано с образной...

Радо Шандор

Радо (Rado) Шандор (8.01.1890, Кисвардар 14.05.1972, НьюЙорк) психоаналитик. Был учеником Ш.Ференци в Будапеште. С 1923по 1931г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1931г. один из первых преподавателей вновь организованного Психоаналитического института в НьюЙорке. В 1941г. изза разногласий был из него устранен. С 1944г. профессор в Колумбийском...

Разветвленное программированное обучение

Разветвленное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, предложенная Н.Краудером, в основе которого лежит управление учебным процессом на основе типичных ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на среднего учащегося, который может допускать ошибки и исправлять их. В силу этого в разветвленных системах программированного обучения учебные задания сложнее, чем в линейных; они представляют собой полноценную учебную...

Развитие восприятия

Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 612 месяцев происходит быстрое развитие...

Развитие движений ребенка

Развитие движений ребенка процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловнорефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз . Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит...

Развитие игры в дошкольном возрасте

Развитие игры в дошкольном возрасте процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 45 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак