Доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например, инсулин.
Пуни Авксентий Цезаревич (1898, Вятка 1985) отечественный психолог. Родился в семье врача, в 1914г., учась еще в гимназии, организовал первое в городе Общество любителей спорта, в 1917г. окончил гимназию. С 1918г. по 1923г. был в рядах Красной Армии. Затем работал в Вятском губернском совете физкультуры. С 1929г. приступил к обучению в Государственном институте физической культуры им.П.Ф.Лесгафта, где в дальнейшем возглавил кафедру психологии. Одновременно работал научным сотрудником кабинета психотехники Ленинградского научноисследовательского института физической культуры. В 1952г. защитил докторскую диссертацию на тему Психология спорта. Профессор. Один из начинателей отечественной психологии физической культуры и спорта. Занимался проблемами психологических основ технической и волевой...
Пупиллометрия метод исследования с применением регистрации величины зрачка и динамики ее изменения. В настоящее время для такой регистрации чаще всего используют электронное телеметрическое устройство, с высокой точностью фиксирующее зрачковый рефлекс по изменению интенсивности отраженного от поверхности глаза света. Показано, что зрачок расширяется пропорционально от аффективной значимости как положительных, так и отрицательных стимулов. Литература. JanisseM.P. Pupillometry. The psychology of the pupillary response. Washington: Hemisphere Publ. Corp., 1977,...
Пуркинье Ян (1787 1869) чешский физиолог и психолог. Исследовал процессы ощущений и восприятий...
Пустая проба (в психофизическом эксперименте) интервал наблюдения, когда после предупредительного сигнала о начале пробы раздражитель не подается. Пустая проба используется для определения вероятности ложных...
Путешествие метафора, служащая в антипсихиартии для описания психических нарушений. В соответствии с этими представлениями, больной, в частности шизофреник, находится в путешествии, из которого он должен вернуться самостоятельно. Врач должен о нем заботиться, но не лечить психоактивными средствами. Данная метафора, в которой связывается путешествие и погружение в собственную душу, часто используется и в философской, и художественной литературе (Августин, С.Колридж). Литература. BarnesM. Meine Reise durch den Wahnsinn....
Пушкин Вениамин Ноевич (6.08.1931 21.10.1979) отечественный психолог. В 1956г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в Институте общей и педагогической психологии, здесь в 1967г. организовал лабораторию эвристики, которой заведовал до последних дней жизни. Доктор психологических наук, профессор. Занимался проблемами инженерной психологии и психологии труда. Автор концепции оперативного мышления, в которой процесс мышления рассматривался на личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом уровнях. Пришел к выводу о роли обобщения в процессах интеллектуальной активности. Проводил новаторские эксперименты, связанные с парапсихологическими феноменами. Сочинения. Оперативное мышление в больших системах. 1965; Эвристика наука...
Пуэрториканский синдром этноспецифический термин, обозначающий синдромальные проявления бреда ревности на основе убежденности в неверности партнера. Сопровождается развитием галлюцинаторных представлений и кататонии . Данный синдром имеет очень широкое распространение, но первоначально именно у жителей ПуэртоРико были описаны наиболее яркие случаи, что обусловливалось наряду с прочим и особыми стереотипами парного поведения, свойственными латиноамериканской культуре. В качестве основы, на которую накладывается этноспецифическая ситуация жизнедеятельности больного, указывают прежде всего...
Пфендер (Pfender) Александр (1870 1941) немецкий философидеалист и психолог. Рассматривал индивида, как единство тела, души и духа. Дух, по его представлениям, есть возвращающаяся сама к себе душа. Сочинения. Введение в психологию. М.,...
Пфистер (Pfister) Оскар (23.02.1873, Цюрих 6.08.1956, Цюрих) священник и психоаналитик в Цюрихе. Пытался поставить учение психоанализа на религиозную почву. Состоял в оживленной переписке с З.Фрейдом . Сочинения. Die psychoanalytische Methode. 1913; Das Cristentums und die Angst. 1944; Sigmung Freud, Oskar Pfister, Brife 1909-36....
Пьерон (Pieron) Анри (18.07.1881, Париж 6.11.1964) французский психолог, один из основоположников французской экспериментальной психологии, ассистент П.Жане . Разрабатывал систему психологии на основе естественнонаучных данных. Отстаивал принцип изучения психики без обращения к явлениям сознания, а лишь на основании поведенческих...
Рабдофобия (греч. rhabdas — прут, палка, полоса,phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь...
Способность воспринимать и перерабатывать информацию, поддерживая способность организма в определенном заданном режиме, не допуская срывов. Во многом зависит от эмоциональных и астенизирующих соматогенных...
Равена тeст (Raven J.С, 1936). См. Рейвена...
РавичЩербо Инна Владимировна (род. 21.04.1927, Воронеж) отечественный психогенетик. В 1950г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ, училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. В 1953г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. Работала в лаборатории типологических различий. Ученица Б.М.Теплова . С 1972 руководитель лаборатории генетической психофизиологии. Является одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований. Занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций, индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формальнодинамические параметры. В соответствии с этим, одна и...
Радикальная теория образов концепция, предложенная B.R.Bugelski, согласно которой любое абстрактное знание связано с образной...
Радо (Rado) Шандор (8.01.1890, Кисвардар 14.05.1972, НьюЙорк) психоаналитик. Был учеником Ш.Ференци в Будапеште. С 1923по 1931г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1931г. один из первых преподавателей вновь организованного Психоаналитического института в НьюЙорке. В 1941г. изза разногласий был из него устранен. С 1944г. профессор в Колумбийском...
Разветвленное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, предложенная Н.Краудером, в основе которого лежит управление учебным процессом на основе типичных ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на среднего учащегося, который может допускать ошибки и исправлять их. В силу этого в разветвленных системах программированного обучения учебные задания сложнее, чем в линейных; они представляют собой полноценную учебную...
Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 612 месяцев происходит быстрое развитие...
Развитие движений ребенка процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловнорефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз . Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит...
Развитие игры в дошкольном возрасте процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 45 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]